Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 28.03.2024 N 61 "Об обращении Законодательного Собрания Новосибирской области в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами в местах неорганизованного отдыха населения на водных объектах"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
седьмого созыва
(сорок третья сессия)
28 марта 2024 года N 61
Об обращении Законодательного Собрания Новосибирской области
в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения возможности
привлечения к административной ответственности за несоблюдение
требований в области охраны окружающей среды при обращении
с отходами в местах неорганизованного отдыха
населения на водных объектах
Законодательное Собрание Новосибирской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Новосибирской области в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами в местах неорганизованного отдыха населения на водных объектах (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение в Правительство Российской Федерации.
3. Обратиться в законодательные органы субъектов Российской Федерации с предложением поддержать настоящее обращение.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания А.И. Шимкив
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Новосибирской области
от 28 марта 2024 года N 61
Обращение
Законодательного Собрания Новосибирской области
в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами в местах неорганизованного отдыха населения на водных объектах
Проблема несанкционированного размещения отходов особо актуальна в местах неорганизованного отдыха населения на водных объектах, преимущественно вблизи крупных городов. Для ее решения ежегодно проводятся субботники, экологические волонтерские акции, мероприятия по экологическому просвещению и повышению культуры отдыха. В Новосибирской области вводится практика установки перехватывающих бункеров для сбора отходов в таких местах.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в частности, сброс отходов в поверхностные водные объекты и на почву, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Административным законодательством предусмотрено, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.
Исходя из системного толкования части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктов 3, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 336), усматривается установление запрета на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), без проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии, проверки и составления акта по результатам их проведения.
Проведение таких мероприятий в 2022 – 2024 годах допускается лишь при наличии сведений о непосредственной угрозе или по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан после согласования с органами прокуратуры. Поэтому в случае непосредственного выявления признаков административного правонарушения при проведении обследования места неорганизованного отдыха населения (когда гражданин буквально «пойман за руку») государственный инспектор в области охраны окружающей среды Новосибирской области не вправе составить протокол об административном правонарушении. В данном случае информация передается сотрудникам органов внутренних дел, что только увеличивает нагрузку на них.
Вместе с тем, в пункте 10(1) постановления Правительства Российской Федерации N 336 установлено, что в рамках федерального государственного охотничьего контроля (надзора), государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается проведение выездного обследования путем нахождения (перемещения) инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований гражданами. В этом случае допускается взаимодействие с гражданами с составлением акта контрольного (надзорного) мероприятия и принятием решений, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Для решения проблемы загрязнения отходами береговой полосы водного объекта в местах неорганизованного отдыха населения Законодательное Собрание Новосибирской области предлагает рассмотреть возможность внесения в пункт 10(1) постановления Правительства Российской Федерации N 336 изменения, добавив возможность проведения в рамках государственного экологического контроля (надзора) выездного обследования путем нахождения (перемещения) инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований гражданами.
Изложенное позволит уполномоченным органам привлекать граждан, не соблюдающих требования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, к административной ответственности, что будет также являться одной из мер профилактики несанкционированного размещения отходов на природных объектах.