Закон Новосибирской области от 05.12.2017 N 224-ОЗ "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области"
5 декабря 2017 года | N 224-ОЗ |
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ
ИХ ПРАВ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением
Законодательного Собрания Новосибирской области
от 30.11.2017 N 224-ЗС
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает порядок создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области.
Статья 1. Система, состав и порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям на территории Новосибирской области создается и действует система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии).
2. Правительством Новосибирской области создается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая осуществляет деятельность на территории Новосибирской области (далее - областная комиссия). Областная комиссия осуществляет деятельность в соответствии с положением о ней, утверждаемым Правительством Новосибирской области.
3. На территориях муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - территориальные комиссии), создаваемые Правительством Новосибирской области. Территориальная комиссия осуществляет деятельность в соответствии с положением о ней, утверждаемым Правительством Новосибирской области.
4. При наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях соответствующих муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность комиссии, созданные указанными органами местного самоуправления (далее - муниципальные комиссии). Муниципальная комиссия осуществляет деятельность в соответствии с положением о ней, утверждаемым органом местного самоуправления, создавшим указанную комиссию.
5. В состав комиссии входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены комиссии, в количестве не менее восьми человек.
Председателем областной комиссии является заместитель Губернатора Новосибирской области.
Председателем территориальной комиссии является руководитель территориального органа областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного на осуществление организационно-технического, правового, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности областной комиссии.
Председателем муниципальной комиссии является заместитель главы муниципального образования Новосибирской области.
Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
6. Областная комиссия формируется из руководителей (их заместителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, представителей государственных органов Новосибирской области, депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, представителей общественных объединений, религиозных организаций (объединений), граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.
Территориальные (муниципальные) комиссии формируются из руководителей (их заместителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутатов представительных органов соответствующих муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области, представителей общественных объединений, религиозных организаций (объединений), граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.
7. Информация о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) областной комиссии направляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление организационно-технического, правового, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности областной комиссии (далее - уполномоченный орган), в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в органы государственной власти Новосибирской области, в государственные органы Новосибирской области, а также размещается на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок представления в уполномоченный орган предложений по кандидатурам в состав областной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) областной комиссии.
Персональный состав областной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области в течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в состав областной комиссии.
8. Информация о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) территориальной комиссии направляется уполномоченным органом в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в представительные органы муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области, а также размещается на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок представления в уполномоченный орган предложений по кандидатурам в состав территориальной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) территориальной комиссии.
Персональный состав территориальной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области в течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в состав территориальной комиссии.
9. Информация о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) муниципальной комиссии направляется органом местного самоуправления в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в представительные органы муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок представления в орган местного самоуправления предложений по кандидатурам в состав муниципальной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) муниципальной комиссии.
Персональный состав муниципальной комиссии утверждается органом местного самоуправления в течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в состав муниципальной комиссии.
Статья 2. Полномочия областной комиссии
Областная комиссия осуществляет следующие полномочия:
1) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий в соответствии с законодательством Новосибирской области;
2) разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Новосибирской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
3) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
4) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
5) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;
6) участвует в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные учреждения;
7) принимает меры по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Новосибирской области;
8) представляет ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Правительство Новосибирской области годовой отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Правительством Новосибирской области;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
Статья 3. Полномочия территориальных (муниципальных) комиссий
Территориальные (муниципальные) комиссии осуществляют следующие полномочия:
1) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральным законодательством;
2) дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
3) дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования;
4) принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
5) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
6) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
7) принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
8) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 06.05.2019 N 363-ОЗ;
9) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном федеральным законодательством;
10) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности (далее - несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности), общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - учреждения закрытого типа), а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
11) согласовывают административные исковые заявления администраций учреждений закрытого типа, подаваемые в суды по месту нахождения указанных учреждений закрытого типа, либо подготовленные на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей заключения администрации учреждения закрытого типа по месту нахождения учреждения закрытого типа:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении закрытого типа;
б) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения закрытого типа, невозвращения в указанное учреждение закрытого типа из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в учреждении закрытого типа;
в) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения закрытого типа до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в учреждении закрытого типа;
г) о переводе несовершеннолетнего в другое учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
11.1) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 22.12.2020 N 40-ОЗ;
12) ежегодно в срок до 25 января года, следующего за отчетным, территориальные комиссии подготавливают и направляют в областную комиссию, а муниципальные комиссии - в органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области в порядке, установленном Правительством Новосибирской области;
13) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области к полномочиям территориальных (муниципальных) комиссий;
14) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
15) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
15.1) вправе принимать решения наряду с проведением индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения;
15.2) координируют проведение органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона N 120-ФЗ;
15.3) утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона N 120-ФЗ, требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и контролируют их исполнение;
15.4) содействуют привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
15.5) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
16) осуществляют иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
Статья 4. Осуществление деятельности комиссий
1. Деятельность областной комиссии обеспечивается структурным подразделением уполномоченного органа.
Деятельность территориальной (муниципальной) комиссии обеспечивается ответственным секретарем и специалистами комиссии. Численность специалистов комиссии определяется из расчета:
1) в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах Новосибирской области (за исключением города Новосибирска):
одна штатная единица при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном районе, муниципальном округе или городском округе от 5 до 10 тысяч человек;
две штатные единицы при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном районе, муниципальном округе или городском округе от 10 до 15 тысяч человек;
три штатные единицы при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном районе, муниципальном округе или городском округе от 15 тысяч человек;
2) в городе Новосибирске:
26 штатных единиц при численности несовершеннолетнего населения от 250 до 270 тысяч человек;
27 штатных единиц при численности несовершеннолетнего населения от 270 до 290 тысяч человек;
28 штатных единиц при численности несовершеннолетнего населения свыше 290 тысяч человек.
2. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 22.12.2020 N 40-ОЗ.
Статья 5. Рассмотрение территориальными (муниципальными) комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях
1. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов прокуратуры, следственных органов.
2. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела) в срок, не превышающий 30 дней со дня их поступления, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлены иные сроки.
3. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 06.05.2019 N 363-ОЗ.
4. Порядок рассмотрения территориальными (муниципальными) комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, устанавливается Правительством Новосибирской области.
Статья 6. Акты комиссий
1. Решения, принимаемые комиссией, оформляются постановлениями. Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, территориальные (муниципальные) комиссии выносят определения, вносят представления.
Статья 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Статья 9. Признание утратившими силу отдельных законов Новосибирской области и отдельных положений законов Новосибирской области
Признать утратившими силу:
1) Закон Новосибирской области от 11 декабря 2005 года N 345-ОЗ "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
2) Закон Новосибирской области от 19 октября 2006 года N 37-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
3) Закон Новосибирской области от 15 октября 2007 года N 150-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
4) Закон Новосибирской области от 30 ноября 2009 года N 418-ОЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 12 Закона Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
5) Закон Новосибирской области от 15 июля 2010 года N 529-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
6) Закон Новосибирской области от 2 июня 2011 года N 76-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
7) Закон Новосибирской области от 2 июня 2011 года N 77-ОЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Новосибирской области "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области";
8) статью 2 Закона Новосибирской области от 2 октября 2014 года N 470-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области в сфере защиты прав несовершеннолетних";
9) Закон Новосибирской области от 2 ноября 2015 года N 6-ОЗ "О внесении изменения в статью 6 Закона Новосибирской области "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области".
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Новосибирской области
А.А.ТРАВНИКОВ
г. Новосибирск
5 декабря 2017 г.
N 224-ОЗ