Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Собрание основных законов, принятых с 1995 по 2020 г.
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Статья 77. Закон Новосибирской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области" от 15.02.2007 N 87-ОЗ

Статья 77. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией

 

1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 6 статьи 28 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Законом при подсчете голосов. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем по выборам депутатов Законодательного Собрания, затем по выборам в органы местного самоуправления.

3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 6 статьи 28 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строки 5 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 26.02.2015 N 527-ОЗ.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 02.04.2019 N 359-ОЗ.

4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 02.04.2019 N 359-ОЗ.

5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по одномандатному и единому областному избирательным округам:

1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа выбывших избирателей);

2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

4) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 26.02.2020 N 462-ОЗ;

4.1) - 4.3) утратили силу. - Закон Новосибирской области от 02.04.2019 N 359-ОЗ.

5) - 6). Утратили силу. - Закон Новосибирской области от 26.02.2015 N 527-ОЗ.

6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:

1) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

2) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 26.02.2020 N 462-ОЗ;

3) в строку 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

4) в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

5) - 7) утратили силу. - Закон Новосибирской области от 02.04.2019 N 359-ОЗ.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 02.04.2019 N 359-ОЗ.

После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в части 6 статьи 28 настоящего Закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с частью 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.

8. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 6 статьи 28 настоящего Закона.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.

11. При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются печатью участковой избирательной комиссии.

12. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 соответствующего протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, областных списков кандидатов, вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

14. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый областной список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени по одномандатному и по единому областному избирательным округам. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

14.1. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 26.02.2020 N 462-ОЗ.

15. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате.

В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 12 настоящей статьи) оглашается и заносится в строки 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

16. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого кандидата, за каждый областной список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 12 и последующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

17. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 12 и последующих строк протоколов об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строки 9 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

18. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число избирательных бюллетеней установленной формы по единому областному и по одномандатному избирательным округам, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

19. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

20. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением 6 к настоящему Закону с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной настоящим Законом. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 10 и 11 протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 10 и 11 проставляется цифра "0".

21. После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по кандидатам, внесенным в избирательный бюллетень, областным спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени по единому областному и по одномандатному избирательным округам. На каждой пачке указываются номер избирательного участка, число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, наименование избирательного объединения, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени по единому областному избирательному округу", "Недействительные бюллетени по одномандатному избирательному округу". Сложенные таким образом избирательные бюллетени, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, номер избирательного округа, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 6 статьи 28 настоящего Закона. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, указанных в части 6 статьи 28 настоящего Закона.

22. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы об итогах голосования участковой избирательной комиссии и выдаются копии протоколов лицам, указанным в части 6 статьи 28 настоящего Закона, в соответствии с частью 25 настоящей статьи. Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов, приобретают юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

23. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протоколы являются действительными, если они подписаны большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

24. При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи.

25. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 6 статьи 28 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в установленном порядке. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае, если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются.

26. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко вторым экземплярам протоколов об итогах голосования. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования с приложенными к ним документами доставляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протоколов вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.

27. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 6 статьи 28 настоящего Закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Если протоколы составлены в электронном виде, их вторые экземпляры изготавливаются путем распечатки протоколов на бумажном носителе и подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протоколов. Вторые экземпляры протоколов вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 6 статьи 28 настоящего Закона, список избирателей, а также печать участковой избирательной комиссии передаются в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии для хранения.

28. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в вышестоящую избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11 протокола. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 28 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном частями 13 и 14 статьи 78, частью 14 статьи 79, частями 17 и 18 статьи 80 настоящего Закона.

28.1. Данные протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, при наличии соответствующего оборудования передаются в вышестоящую избирательную комиссию с использованием ГАС "Выборы".

28.2. Порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

29. Данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.