Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области"

 

26 сентября 2005 года

N 325-ОЗ

 

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением Новосибирского областного Совета депутатов

от 08.09.2005 N 325-ОСД

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Преамбула исключена. - Закон Новосибирской области от 03.06.2014 N 442-ОЗ.

 

Статья 1. Законодательство Новосибирской области об особо охраняемых природных территориях

 

Законодательство Новосибирской области об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области.

 

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий

 

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий на территории Новосибирской области создаются особо охраняемые природные территории следующих категорий:

1) особо охраняемые природные территории регионального значения:

а) природные парки;

б) государственные природные заказники;

в) памятники природы;

г) дендрологические парки и ботанические сады;

д) природно-рекреационные местности;

е) лесные парки;

2) особо охраняемые природные территории местного значения:

а) городские парки;

б) природные заповедные территории;

в) рекреационные участки;

г) природные объекты.

2. Понятия особо охраняемых природных территорий (природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады), используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Природно-рекреационные местности - природные комплексы, имеющие высокий потенциал использования в туристических и рекреационных целях и нуждающиеся в особом режиме охраны.

Городские парки - лесные участки и озелененные территории, расположенные в границах населенных пунктов и представляющие особое природоохранное, просветительское, эстетическое, рекреационное значение.

Природные заповедные территории - природные комплексы, имеющие особое значение для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких или находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и среды их обитания.

Рекреационные участки - природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения, используемые для рекреационных целей, туризма и нуждающиеся в особом режиме охраны.

Природные объекты - уникальные одиночные объекты естественного и искусственного происхождения (водопады, родники, скалы, деревья и т.п.), имеющие особое научное, культурное и эстетическое значение.

Лесные парки - территории, расположенные на лесных участках, на земельных участках с лесными насаждениями, а также на иных земельных участках, не относящихся к землям лесного фонда, в том числе на землях населенных пунктов, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое либо оздоровительное значение.

3. Объявление особо охраняемых природных территорий регионального значения допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

 

Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

К полномочиям Законодательного Собрания Новосибирской области относятся:

1) принятие законов, регулирующих отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

2) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 30.11.2009 N 416-ОЗ;

3) исключен. - Закон Новосибирской области от 09.12.2011 N 175-ОЗ;

4) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 4. Полномочия Правительства Новосибирской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

К полномочиям Правительства Новосибирской области относятся:

1) принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

2) исключен. - Закон Новосибирской области от 30.11.2009 N 416-ОЗ;

3) принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий регионального значения, и об ограничении на них деятельности;

4) принятие решений о создании, преобразовании, упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменении их границ;

4.1) утверждение порядка создания, преобразования, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения их границ;

5) утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения;

5.1) утверждение перечня планируемых к созданию (упразднению) особо охраняемых природных территорий регионального значения;

5.2) установление порядка охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

6) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 03.06.2014 N 442-ОЗ;

6.1) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 28.03.2008 N 214-ОЗ;

7) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

Статья 5. Полномочия областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся:

1) разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в пределах своей компетенции;

2) осуществление государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

2.1) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 27.12.2021 N 161-ОЗ;

3) внесение предложений в Правительство Новосибирской области о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий регионального значения, и об ограничении на них деятельности;

4) внесение предложений в Правительство Новосибирской области о создании, преобразовании, упразднении, изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения;

5) внесение предложений Губернатору Новосибирской области об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ;

6) разработка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения и представление их на утверждение в Правительство Новосибирской области;

7) осуществление охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

7.1) оформление охранных обязательств памятников природы регионального значения;

8) утратил силу с 1 января 2019 года. - Закон Новосибирской области от 30.11.2018 N 307-ОЗ;

9) проведение инвентаризации и ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

9.1) выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях");

10) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) по вопросам организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий;

11) обеспечение населения достоверной информацией в области образования, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

12) подготовка проектов организации и устройства особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также оформление паспортов памятников природы регионального значения и утверждение их форм;

12.1) согласование решений органов местного самоуправления о создании особо охраняемых природных территорий местного значения в случае, если создаваемые особо охраняемые природные территории местного значения будут занимать более чем пять процентов общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования;

13) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Статья 6. Создание особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения учитывается:

1) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

2) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

3) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

4) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Новосибирской области.

3. Решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны согласовываются с:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

4. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 04.06.2019 N 373-ОЗ.

 

Статья 7. Исключена. - Закон Новосибирской области от 30.11.2009 N 416-ОЗ.

 

Статья 8. Режим особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения

 

1. Особенности режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения, основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, определяются положением о ней с учетом положений настоящего Закона.

Положением об особо охраняемых природных территориях регионального значения могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах природного парка, предусматриваются его положением применительно к каждой функциональной зоне.

Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.

2. Положением о режиме особо охраняемой природной территории, решением об установлении ее охранной зоны должно предусматриваться полное или частичное, временное или постоянное запрещение или ограничение деятельности, причиняющей вред охраняемой природной территории, в том числе:

а) распашка земель;

б) рубки лесных насаждений, заготовка живицы, сенокошение, выпас скота, другие виды пользования растительным миром;

в) промысловая, спортивная и любительская охота и рыболовство, иные виды пользования животным миром;

г) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

д) предоставление земельных участков под застройку, а также для ведения садоводства и огородничества для собственных нужд;

е) проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

ж) строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

з) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

и) сплав древесины;

к) взрывные работы;

л) проезд и стоянка транспортных средств, устройство привалов, стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

м) иные виды деятельности, противоречащие целям организации особо охраняемой природной территории и препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.

3. Особенности использования, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 9. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 03.06.2014 N 442-ОЗ.

 

Статьи 10 - 12. Утратили силу. - Закон Новосибирской области от 04.06.2019 N 373-ОЗ.

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ

КАТЕГОРИЙ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Статья 12.1. Создание природно-рекреационных местностей, лесных парков

 

1. Инициаторами создания природно-рекреационной местности, лесного парка могут быть:

1) группа граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, в количестве не менее 3 процентов от численности населения муниципального образования с населением до 50000 человек и не менее 1500 человек в муниципальном образовании с населением свыше 50000 человек;

2) представительный орган муниципального образования, на территории которого планируется создание природно-рекреационной местности, лесного парка;

3) областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4) Законодательное Собрание Новосибирской области.

Предложения о создании природно-рекреационной местности, лесного парка рассматриваются в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.

2. Решение о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка принимает Правительство Новосибирской области.

Решение Правительства Новосибирской области о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка должно содержать обоснование необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения, сведения о предполагаемых местонахождении, площади, наименовании особо охраняемой природной территории регионального значения, сроки, в которые необходимо совершить действия, направленные на создание особо охраняемой природной территории регионального значения, перечень и сроки действия устанавливаемых на указанной территории ограничений из числа перечисленных в абзаце третьем настоящей части.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 14.07.2022 N 236-ОЗ.

После принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляет подготовку сведений о границах природно-рекреационной местности, лесного парка, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, разрабатывает проекты положений о природно-рекреационной местности, лесном парке.

Решение о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования и инвентаризации земель.

3. Природно-рекреационные местности, лесные парки создаются решением Правительства Новосибирской области.

Решение Правительства Новосибирской области о создании природно-рекреационной местности, лесного парка должно быть принято в срок, не превышающий двух лет с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка, и содержать наименование, сведения о месте нахождения и площади территории природно-рекреационной местности, лесного парка.

К решению о создании природно-рекреационной местности, лесного парка в соответствии с федеральным законодательством прилагаются сведения о границах природно-рекреационной местности, лесного парка, которые должны содержать графическое описание местоположения границ природно-рекреационной местности, лесного парка, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

 

Статья 12.2. Особенности режима особой охраны природно-рекреационной местности, лесного парка

 

1. Особенности режима особой охраны природно-рекреационной местности, лесного парка, основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, определяются положением о соответствующей особо охраняемой природной территории регионального значения, утверждаемым Правительством Новосибирской области.

2. Хозяйственная и иная деятельность на территории природно-рекреационной местности, лесного парка осуществляется исходя из целей и задач их организации, определяющих режим охраны и использования, в том числе с учетом функционального зонирования, в соответствии с положением о природно-рекреационной местности, лесном парке.

Допускается строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, объектов здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, объектов санаторной деятельности, пансионатов, домов отдыха, детских лагерей, гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется во исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, а также реконструкция иных объектов капитального строительства.

3. Границы и особенности режима особой охраны природно-рекреационной местности, лесного парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования и инвентаризации земель.

 

Статья 12.3. Изменение границ, преобразование или упразднение природно-рекреационной местности, лесного парка

 

1. Границы природно-рекреационной местности, лесного парка могут быть изменены. Природно-рекреационная местность, лесной парк могут быть преобразованы в особо охраняемую природную территорию регионального значения другой категории. Природно-рекреационная местность, лесной парк могут быть упразднены в случае отсутствия необходимости в дальнейшей особой охране их территории.

2. Решение об изменении границ, преобразовании или об упразднении природно-рекреационной местности, лесного парка принимается Правительством Новосибирской области.

3. Для оценки отсутствия необходимости в дальнейшей охране территории природно-рекреационной местности, лесного парка Правительством Новосибирской области создается экспертная комиссия. Порядок формирования и деятельности экспертной комиссии устанавливается Правительством Новосибирской области.

 

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Губернатор

Новосибирской области

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ

г. Новосибирск

26 сентября 2005 года

N 325-ОЗ

Закон Новосибирской области "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области" от 26.09.2005 N 325-ОЗ