Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Устав Новосибирской области от 18.04.2005 N 282-ОЗ

 

18 апреля 2005 года

N 282-ОЗ

 

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

УСТАВ

 

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением Новосибирского областного Совета депутатов

от 31.03.2005 N 282-ОСД

 

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области определяет статус и предметы ведения Новосибирской области, устанавливает систему органов государственной власти Новосибирской области и их полномочия.

 

Глава I. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 1. Основы статуса Новосибирской области

 

1. Новосибирская область является субъектом Российской Федерации.

2. Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Новосибирской области.

3. На территорию Новосибирской области распространяется суверенитет Российской Федерации.

4. Новосибирская область вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти.

5. Статус Новосибирской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Новосибирской области в соответствии с федеральным конституционным законом. Решение о согласии Новосибирской области на изменение ее статуса принимается на областном референдуме Новосибирской области.

 

Статья 2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области

 

1. В Новосибирской области обеспечивается государственная защита и реализация прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области.

2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Новосибирской области, их должностных лиц.

3. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области.

 

Статья 3. Народовластие в Новосибирской области

 

1. На территории Новосибирской области граждане Российской Федерации осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. На территории Новосибирской области формами непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в решении вопросов местного значения являются: референдум Российской Федерации, областной референдум Новосибирской области, местный референдум, выборы в федеральные органы государственной власти, выборы Губернатора Новосибирской области, выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, выборы депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления, иные формы, не противоречащие федеральному и областному законодательству.

 

Статья 4. Территория Новосибирской области

 

1. Территория Новосибирской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством.

2. Новосибирская область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан.

 

Статья 5. Административно-территориальное устройство Новосибирской области

 

1. Административно-территориальными единицами Новосибирской области являются: районы в области, города областного и районного значения, иные населенные пункты.

Статус и перечень административно-территориальных единиц Новосибирской области определяются законом Новосибирской области.

Населенными пунктами Новосибирской области являются: города, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

2. Административным центром Новосибирской области является город Новосибирск.

3. Порядок образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц Новосибирской области, а также иные вопросы административно-территориального устройства Новосибирской области регулируются законом Новосибирской области.

 

Статья 6. Предметы ведения Новосибирской области

 

В ведении Новосибирской области находятся:

1) принятие и изменение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, контроль за их соблюдением;

2) защита прав и законных интересов Новосибирской области;

3) административно-территориальное устройство Новосибирской области;

4) социально-экономическое развитие Новосибирской области;

5) областной бюджет Новосибирской области;

6) государственная собственность Новосибирской области;

7) установление системы органов государственной власти Новосибирской области и их формирование;

8) награды Новосибирской области, символика Новосибирской области;

9) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.

 

Статья 7. Государственная власть в Новосибирской области

 

1. Государственная власть в Новосибирской области осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области, Законодательное Собрание Новосибирской области, Правительство Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, а также мировые судьи Новосибирской области.

3. Государственная власть в Новосибирской области осуществляется в пределах полномочий органов государственной власти Новосибирской области по предметам ведения Новосибирской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. В соответствии с законодательством могут создаваться иные государственные органы Новосибирской области.

 

Статья 8. Государственная гражданская служба Новосибирской области

 

1. Государственная гражданская служба Новосибирской области осуществляется на должностях государственной гражданской службы Новосибирской области по обеспечению исполнения полномочий Губернатора Новосибирской области, органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, а также лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области.

2. Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой Новосибирской области, осуществляется законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области.

3. Гражданам Российской Федерации обеспечивается равный доступ к государственной гражданской службе Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 9. Местное самоуправление в Новосибирской области

 

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Новосибирской области населением непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия по решению вопросов местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

3. Органы государственной власти Новосибирской области участвуют в решении задач местного самоуправления, оказывают содействие развитию местного самоуправления и обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

4. Законы и иные нормативные правовые акты Новосибирской области, муниципальные правовые акты не могут ограничивать права граждан на осуществление местного самоуправления.

 

Статья 10. Символика Новосибирской области

 

1. Официальной символикой Новосибирской области являются герб, флаг и гимн.

2. Герб, флаг и гимн Новосибирской области, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Новосибирской области.

 

Статья 11. Законодательство Новосибирской области

 

1. Законодательство Новосибирской области представляет собой систему нормативных правовых актов Новосибирской области, принятых органами государственной власти Новосибирской области и (или) непосредственно населением на областном референдуме Новосибирской области.

2. В систему нормативных правовых актов Новосибирской области входят: Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания Новосибирской области, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

3. Нормативные правовые акты Новосибирской области действуют на всей территории Новосибирской области.

4. Устав Новосибирской области имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов Новосибирской области, образует основу законодательства Новосибирской области.

5. Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания Новосибирской области, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

6. Органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, организации обязаны соблюдать Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, иные нормативные правовые акты Новосибирской области.

Неисполнение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами, законами Новосибирской области.

 

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 12. Обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме

 

1. Для обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в Новосибирской области осуществляется реализация федеральных законов, принимаются законы Новосибирской области и формируется система избирательных комиссий.

2. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления содействуют проведению выборов и референдумов в Новосибирской области.

 

Статья 13. Обеспечение права на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи

 

В Новосибирской области гражданам обеспечивается судебная защита прав и свобод и квалифицированная юридическая помощь в установленных федеральным законом формах, в том числе путем создания должностей мировых судей Новосибирской области.

 

Статья 14. Обеспечение прав граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления

 

1. В Новосибирской области обеспечивается право граждан на обращение в органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления, к их должностным лицам.

2. Рассмотрение обращений граждан органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, их должностными лицами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Обеспечение прав граждан в сфере экономики и предпринимательства

 

1. В Новосибирской области реализуются права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Органы государственной власти Новосибирской области и местного самоуправления принимают меры, направленные на стимулирование развития и поддержку предпринимательства в Новосибирской области.

3. В Новосибирской области равным образом защищаются все формы собственности.

 

Статья 16. Обеспечение прав граждан на землю

 

1. В Новосибирской области обеспечивается реализация прав граждан на землю на основании принципов приоритета охраны жизни и здоровья человека, участия граждан в решении вопросов, касающихся их прав на землю, сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

2. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления обеспечивают гражданам и их объединениям равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

 

Статья 17. Обеспечение трудовых прав

 

1. В Новосибирской области обеспечивается право человека и гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. В Новосибирской области создаются условия, обеспечивающие охрану труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

3. Органы государственной власти Новосибирской области оказывают содействие организации, функционированию и укреплению системы социального партнерства в целях развития многоуровневого договорного регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов участников трудовых отношений.

 

Статья 18. Защита семьи и детства

 

1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления осуществляют меры, направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства.

1.1. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Новосибирская область создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

2. В Новосибирской области устанавливаются социальные гарантии и принимаются меры по воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. В Новосибирской области осуществляется государственная поддержка многодетных, приемных семей и социально незащищенных семей.

 

Статья 19. Обеспечение права на социальную защиту

 

1. Для реализации права на социальную защиту в Новосибирской области принимаются законы Новосибирской области и формируется система органов социальной защиты населения.

2. В Новосибирской области предоставляются меры социальной поддержки ветеранам, гражданам пожилого возраста, инвалидам, иным нуждающимся в государственной поддержке категориям граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, осуществляется индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

 

Статья 20. Обеспечение права на жилище

 

1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления создают условия для реализации гражданами права на жилище.

2. В Новосибирской области формируется система мер государственной поддержки молодых специалистов, работников сельского хозяйства, работников бюджетной сферы, молодых семей, иных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Новосибирской области и нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законами Новосибирской области, иными нормативными правовыми актами Новосибирской области.

3. В Новосибирской области в соответствии с федеральным жилищным законодательством устанавливается региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для всех жилых помещений независимо от формы собственности.

 

Статья 21. Обеспечение права на образование

 

1. В Новосибирской области обеспечиваются права человека на получение образования путем создания социально-экономических условий и правовых гарантий для функционирования и развития системы образования, установления особенностей механизма финансирования и материально-технического обеспечения образовательных организаций, повышения социальной защищенности педагогов и обучающихся (воспитанников).

2. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления развивают сеть образовательных организаций для реализации права на образование.

 

Статья 22. Обеспечение права на охрану здоровья

 

1. В Новосибирской области принимаются меры по развитию государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе меры по обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления развивают сеть медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения для реализации права на охрану здоровья.

2. В Новосибирской области формируется система мер социальной поддержки по предоставлению медицинской помощи и лекарственному обеспечению ветеранов труда, участников войн, инвалидов, иных категорий населения, обеспечивается обязательное медицинское страхование неработающего населения.

3. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления содействуют деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, организуют мероприятия по обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия в Новосибирской области.

 

Статья 23. Обеспечение прав граждан в области культуры

 

1. В Новосибирской области поддерживается и охраняется культура, обеспечивается право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

2. Органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления обязаны в пределах своих полномочий обеспечивать охрану и сохранение объектов исторического и культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области.

3. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления осуществляют поддержку музеев, учреждений культуры и искусства, народных художественных промыслов, содействуют развитию библиотечного обслуживания населения.

 

Статья 24. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду

 

1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления принимают меры по охране окружающей среды и экологической безопасности.

2. Использование земли и иных компонентов природной среды должно быть направлено на сохранение жизни человека и предотвращение негативного воздействия на здоровье человека.

3. В Новосибирской области развивается система экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

 

Статья 25. Обеспечение и защита иных прав и свобод человека и гражданина

 

В Новосибирской области осуществляются обеспечение и защита иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законами, общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

Статья 26. Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области

 

1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления, муниципальными органами и их должностными лицами в Новосибирской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.

2. Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Новосибирской области.

3. Статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, а также порядок организации и осуществления его деятельности устанавливаются законом Новосибирской области.

 

Статья 26.1. Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области

 

1. В целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами в Новосибирской области учреждается должность Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области.

2. Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Новосибирской области.

3. Статус Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, а также порядок его деятельности устанавливаются законом Новосибирской области.

 

Статья 26.2. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области

 

1. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения органами государственной власти Новосибирской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Новосибирской области, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и их должностными лицами учреждается должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.

2. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Новосибирской области.

3. Статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, а также порядок его деятельности устанавливаются законом Новосибирской области.

 

Глава III. ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 27. Статус Губернатора Новосибирской области

 

1. Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области, одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Новосибирской области.

2. Губернатором Новосибирской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с федеральным законодательством пассивным избирательным правом. Губернатору Новосибирской области в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Губернатор Новосибирской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Новосибирской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ.

Срок полномочий Губернатора Новосибирской области составляет пять лет и исчисляется со дня принесения им присяги.

4. Губернатор Новосибирской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенатором Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Новосибирской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Губернатор Новосибирской области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. Губернатор Новосибирской области непосредственно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - Правительство Новосибирской области.

6. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 27.09.2016 N 86-ОЗ.

 

Статья 28. Порядок вступления в должность Губернатора Новосибирской области

 

1. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 28.06.2012 N 242-ОЗ.

2. При вступлении в должность Губернатор Новосибирской области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу Новосибирской области следующего содержания:

"Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Новосибирской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Новосибирской области, отстаивать интересы Новосибирской области, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, верно служить народу, Конституции Российской Федерации и Уставу Новосибирской области во имя процветания Новосибирской области и благополучия ее населения".

3. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, иных приглашенных лиц.

4. Губернатор Новосибирской области считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

 

Статья 29. Полномочия Губернатора Новосибирской области

 

1. Губернатор Новосибирской области:

1) представляет Новосибирскую область в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах компетенции Новосибирской области, вправе подписывать договоры и соглашения от имени Новосибирской области;

2) наделяет полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от Правительства Новосибирской области;

3) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзывы на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения;

4) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, издание которых находится в компетенции Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5) обнародует Устав Новосибирской области, подписывает и обнародует законы Новосибирской области либо отклоняет законы Новосибирской области, принятые Законодательным Собранием Новосибирской области;

6) формирует Правительство Новосибирской области и принимает решение о его отставке;

6.1) определяет основные направления деятельности Правительства Новосибирской области;

7) назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей, заместителей Губернатора Новосибирской области, членов Правительства Новосибирской области, руководителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;

7.1) осуществляет распределение полномочий между заместителями Губернатора Новосибирской области и заместителями Председателя Правительства Новосибирской области;

8) представляет на согласование Законодательному Собранию Новосибирской области кандидатуры лиц, указанных в пункте 9 части 2 статьи 36 настоящего Устава;

8.1) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области;

9) осуществляет руководство исполнительной властью в Новосибирской области, определяет систему и структуру исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;

10) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с иными органами государственной власти Новосибирской области и в соответствии с федеральным законодательством организует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;

11) отменяет правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, противоречащие действующему законодательству;

12) учреждает, формирует, возглавляет совещательные и консультативные органы при Губернаторе Новосибирской области, а также утверждает положения о них;

13) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом;

14) вправе требовать созыв внеочередного заседания Законодательного Собрания Новосибирской области, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание Новосибирской области на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Новосибирской области;

15) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания Новосибирской области с правом совещательного голоса;

16) представляет Законодательному Собранию Новосибирской области проект областного бюджета Новосибирской области и отчет о его исполнении;

16.1) представляет в Законодательное Собрание Новосибирской области ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Новосибирской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Новосибирской области;

16.2) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ;

17) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 27.09.2016 N 86-ОЗ;

18) распоряжается в пределах своей компетенции средствами областного бюджета Новосибирской области;

19) дает заключение на представленные субъектами права законодательной инициативы законопроекты об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области;

20) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ;

21) вправе обратиться в Законодательное Собрание Новосибирской области с предложением о внесении изменений в постановления Законодательного Собрания Новосибирской области либо об их отмене, вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

22) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами Новосибирской области;

22.1) вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения Губернатором Новосибирской области предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с пунктом 22 настоящей части главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора;

23) дает согласие в соответствии с федеральными законами на назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

24) назначает половину членов избирательной комиссии Новосибирской области с правом решающего голоса;

25) формирует административные комиссии и прекращает их полномочия, назначает членов административных комиссий и прекращает их полномочия;

26) в случаях, установленных федеральным законом, вносит в Законодательное Собрание Новосибирской области проект закона Новосибирской области о роспуске представительного органа муниципального образования;

26.1) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом;

27) награждает наградами Новосибирской области, присваивает почетные звания Новосибирской области в соответствии с законом Новосибирской области;

28) учреждает и назначает именные стипендии студентам, аспирантам и докторантам, учреждает гранты, присуждает именные премии молодым ученым и специалистам;

29) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.

2. Губернатор Новосибирской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы Новосибирской области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

3. Губернатор Новосибирской области на основании, в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области издает:

1) по вопросам, требующим нормативного регулирования, - постановления;

2) по всем остальным вопросам - распоряжения.

4. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений Губернатора Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 29.1. Временное исполнение обязанностей Губернатора Новосибирской области

 

В случае, если Губернатор Новосибирской области не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), их временно исполняет первый заместитель, заместитель Губернатора Новосибирской области, первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области в соответствии с распределением полномочий, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области, за исключением случая, когда временно исполняющего обязанности Губернатора Новосибирской области назначает Президент Российской Федерации.

Временно исполняющий обязанности Губернатора Новосибирской области не вправе осуществлять полномочия Губернатора Новосибирской области, указанные в пунктах 2, 13 части 1 статьи 29 настоящего Устава, а также не вправе вносить предложения об изменении настоящего Устава.

 

Статья 30. Прекращение полномочий Губернатора Новосибирской области

 

1. Губернатор Новосибирской области прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором Новосибирской области.

2. Полномочия Губернатора Новосибирской области прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием Новосибирской области;

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

10) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ.

3. Решение Законодательного Собрания Новосибирской области о недоверии Губернатору Новосибирской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов в случае:

1) издания Губернатором Новосибирской области актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, настоящему Уставу, законам Новосибирской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Новосибирской области не устранил указанные противоречия в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов Новосибирской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Губернатором Новосибирской области своих обязанностей.

4. В случаях, предусмотренных пунктами 5 - 8 части 2 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Новосибирской области принимается Законодательным Собранием Новосибирской области по представлению Президента Российской Федерации.

 

Статья 31. Заместители Губернатора Новосибирской области

 

1. Губернатор Новосибирской области имеет первых заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Губернатора Новосибирской области.

2. Губернатор Новосибирской области определяет количество и полномочия первых заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Губернатора Новосибирской области, назначает и освобождает их от должности в соответствии с законодательством.

3. Срок полномочий первых заместителей, заместителей Губернатора Новосибирской области ограничен сроком полномочий действующего Губернатора Новосибирской области.

4. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 05.12.2016 N 116-ОЗ.

5. Должности первых заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Губернатора Новосибирской области являются государственными должностями Новосибирской области.

 

Глава IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 32. Статус Законодательного Собрания Новосибирской области

 

1. Законодательное Собрание Новосибирской области - постоянно действующий представительный и единственный законодательный орган государственной власти Новосибирской области.

2. Законодательное Собрание Новосибирской области состоит из 76 депутатов.

Число депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, работающих на постоянной профессиональной основе, определяется законом Новосибирской области.

3. Срок полномочий депутата Законодательного Собрания Новосибирской области одного созыва - пять лет.

4. Порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области.

5. Законодательное Собрание Новосибирской области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

6. Законодательное Собрание Новосибирской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

 

Статья 33. Основы статуса депутата Законодательного Собрания Новосибирской области

 

1. Депутатом Законодательного Собрания Новосибирской области может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и законом Новосибирской области пассивным избирательным правом.

2. Срок полномочий депутата Законодательного Собрания Новосибирской области начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Законодательного Собрания Новосибирской области нового созыва.

3. Статус депутата Законодательного Собрания Новосибирской области, гарантии депутатской деятельности, условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются законом Новосибирской области.

 

Статья 34. Организация деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области

 

1. Основной формой работы Законодательного Собрания Новосибирской области является сессия, которая может состоять из нескольких заседаний.

Заседание Законодательного Собрания Новосибирской области проводится не реже одного раза в три месяца.

Заседание Законодательного Собрания Новосибирской области считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от установленного числа депутатов.

Заседания Законодательного Собрания Новосибирской области являются открытыми, за исключением рассмотрения вопросов, связанных с государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайной, а также иных случаев, установленных федеральными законами, законами Новосибирской области, Регламентом Законодательного Собрания Новосибирской области.

2. Первое заседание Законодательного Собрания Новосибирской области очередного созыва проходит не позднее чем через 30 дней со дня избрания Законодательного Собрания Новосибирской области в правомочном составе.

3. Первое заседание Законодательного Собрания Новосибирской области нового созыва открывает старейший по возрасту депутат.

4. По наиболее важным вопросам политической и общественной жизни, а также в случаях, определенных федеральным законодательством, в Законодательном Собрании Новосибирской области могут проводиться депутатские слушания.

5. Регламент и внутренний распорядок деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области утверждаются постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области.

6. Законодательное Собрание Новосибирской области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

7. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области предусматриваются в областном бюджете Новосибирской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

Статья 35. Структура Законодательного Собрания Новосибирской области

 

1. Законодательное Собрание Новосибирской области избирает из своего состава Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, заместителей Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области. Количество заместителей Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области определяется постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области.

2. Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, заместители Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области ведут заседания и ведают внутренним распорядком Законодательного Собрания Новосибирской области.

Полномочия Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, заместителей Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области определяются законом Новосибирской области и Регламентом Законодательного Собрания Новосибирской области.

3. Законодательное Собрание Новосибирской области образует комитеты, комиссии.

Полномочия комитетов и комиссий Законодательного Собрания Новосибирской области определяются положениями о комитетах, комиссиях Законодательного Собрания Новосибирской области в соответствии с законом Новосибирской области и Регламентом Законодательного Собрания Новосибирской области.

4. Для обеспечения деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области образуется аппарат Законодательного Собрания Новосибирской области. Структура аппарата Законодательного Собрания Новосибирской области определяется постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области.

 

Статья 36. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области

 

1. Основными полномочиями Законодательного Собрания Новосибирской области являются:

1) принятие Устава Новосибирской области и поправок к нему;

2) принятие законов Новосибирской области по вопросам, предусмотренным статьей 37 настоящего Устава.

2. Кроме полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Законодательное Собрание Новосибирской области осуществляет следующие полномочия:

1) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 28.06.2012 N 242-ОЗ;

2) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

3) наделение полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от Законодательного Собрания Новосибирской области;

4) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 28.06.2012 N 242-ОЗ;

5) одобрение или отклонение проекта договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области;

6) утверждение соглашения об изменении границ Новосибирской области;

7) назначение областного референдума Новосибирской области;

8) назначение выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, выборов Губернатора Новосибирской области;

9) решение вопроса о даче согласия на назначение на должность следующих должностных лиц Правительства Новосибирской области:

а) первого заместителя (первых заместителей) Губернатора Новосибирской области;

б) руководителя финансового органа исполнительной власти Новосибирской области;

в) руководителя исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере градостроительной деятельности;

г) руководителя исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

10) решение вопроса о недоверии (доверии) Губернатору Новосибирской области;

11) решение вопроса о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, указанным в пункте 9 части 2 настоящей статьи;

12) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области;

12.1) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области;

13) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 26.02.2015 N 529-ОЗ;

14) назначение на должность мировых судей Новосибирской области;

15) назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителей председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Новосибирской области;

16) назначение половины членов избирательной комиссии Новосибирской области с правом решающего голоса;

17) согласование назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

18) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Новосибирской области; назначение представителей Законодательного Собрания Новосибирской области в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Новосибирской области;

19) согласование назначения состава административной комиссии Новосибирской области;

20) учреждение средств массовой информации Законодательного Собрания Новосибирской области;

20.1) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора Новосибирской области о результатах деятельности Правительства Новосибирской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Новосибирской области;

20.2) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ;

20.3) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

21) решение иных вопросов, отнесенных к ведению Законодательного Собрания Новосибирской области федеральным законодательством и законами Новосибирской области.

3. Законодательное Собрание Новосибирской области наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Новосибирской области, постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области, исполнением областного бюджета Новосибирской области, исполнением бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Новосибирской области в пределах и формах, определенных действующим законодательством.

4. По вопросам, указанным в части 2 настоящей статьи, Законодательное Собрание Новосибирской области принимает постановления.

5. Постановления Законодательного Собрания Новосибирской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, если федеральным законом не установлено иное.

6. Порядок принятия постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области, их обнародования и вступления в силу устанавливается законом Новосибирской области и Регламентом Законодательного Собрания Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 37. Вопросы законодательного регулирования в Новосибирской области

 

Законом Новосибирской области:

1) устанавливаются герб, флаг и гимн Новосибирской области, их описание и порядок их официального использования;

2) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума Новосибирской области;

3) устанавливаются порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, порядок проведения выборов Губернатора Новосибирской области;

4) устанавливается порядок проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц муниципальных образований на территории Новосибирской области;

5) устанавливается порядок подготовки и проведения местного референдума;

6) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ;

7) устанавливаются административно-территориальное устройство Новосибирской области и порядок его изменения;

8) регулируется организация местного самоуправления в Новосибирской области в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

9) устанавливаются и изменяются границы территорий и статус муниципальных образований, осуществляется преобразование муниципальных образований;

10) осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новосибирской области;

11) осуществляется роспуск представительного органа муниципального образования в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

12) регулируются вопросы прохождения государственной гражданской службы Новосибирской области и муниципальной службы в Новосибирской области;

13) утверждаются областной бюджет Новосибирской области и отчет о его исполнении;

14) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 27.09.2016 N 86-ОЗ;

15) устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;

16) утверждаются бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и отчет о его исполнении;

17) устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области;

18) устанавливается в соответствии с федеральным законом порядок предоставления и использования земельных участков, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;

19) утверждаются заключение и расторжение договоров Новосибирской области;

20) устанавливается административная ответственность за нарушение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

21) учреждаются награды Новосибирской области, в том числе почетные звания Новосибирской области, устанавливается порядок награждения, присвоения почетных званий Новосибирской области;

22) устанавливаются порядок и условия приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, утверждаются прогнозные планы (программы) приватизации государственного имущества Новосибирской области;

23) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области к ведению Новосибирской области.

 

Статья 38. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Новосибирской области

 

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Новосибирской области, за исключением случаев, установленных статьей 66 настоящего Устава, принадлежит Губернатору Новосибирской области, депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области, комитетам Законодательного Собрания Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, представительным органам муниципальных образований, прокурору Новосибирской области.

Право законодательной инициативы принадлежит также Новосибирскому областному суду по вопросам его ведения.

2. Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с требованиями законодательства Новосибирской области и Регламента Законодательного Собрания Новосибирской области.

3. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Новосибирской области Губернатором Новосибирской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

4. Законопроекты об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области, рассматриваются Законодательным Собранием Новосибирской области по представлению Губернатора Новосибирской области либо при наличии заключения Губернатора Новосибирской области. Указанное заключение представляется в Законодательное Собрание Новосибирской области в течение 25 календарных дней со дня поступления к Губернатору Новосибирской области законопроекта и прилагаемых к нему документов и материалов.

 

Статья 39. Порядок принятия Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области

 

1. Устав Новосибирской области и законы Новосибирской области о вступлении в силу Устава Новосибирской области, о поправках к Уставу Новосибирской области принимаются Законодательным Собранием Новосибирской области большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.

2. Законы Новосибирской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Порядок рассмотрения проекта Устава Новосибирской области, проектов законов Новосибирской области в Законодательном Собрании Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области и Регламентом Законодательного Собрания Новосибирской области.

4. Решение о принятии либо об отклонении проекта Устава Новосибирской области, проекта закона Новосибирской области, а также о принятии Устава Новосибирской области, закона Новосибирской области оформляется постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области.

 

Статья 40. Порядок обнародования и вступления в силу Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области

 

1. Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, принятые Законодательным Собранием Новосибирской области, в течение семи календарных дней направляются Губернатору Новосибирской области.

2. Губернатор Новосибирской области обнародует Устав Новосибирской области, подписывает и обнародует закон Новосибирской области либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней с момента поступления его на подписание.

3. Отклоненный Губернатором Новосибирской области закон Новосибирской области возвращается в Законодательное Собрание Новосибирской области с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

4. В случае отклонения закона Новосибирской области Губернатором Новосибирской области закон Новосибирской области может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.

5. Закон Новосибирской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Новосибирской области и подлежит подписанию и обнародованию в течение семи календарных дней со дня поступления закона Новосибирской области Губернатору Новосибирской области.

5.1. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона Новосибирской области до его обнародования Губернатором Новосибирской области приостанавливает течение срока для обнародования закона Новосибирской области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона Новосибирской области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.

Если в случае, предусмотренном абзацем первым настоящей части, закон Новосибирской области до его обнародования признан в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данный закон не может быть обнародован (если закон не был подписан Губернатором Новосибирской области, он не может быть подписан), а Губернатор Новосибирской области отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его в Законодательное Собрание Новосибирской области для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

6. Закон Новосибирской области вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом, настоящим Уставом, законом Новосибирской области не установлен иной порядок его вступления в силу.

Абзац утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ.

7. Устав Новосибирской области вступает в силу в особом порядке после его официального опубликования. Особый порядок вступления в силу Устава Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области о вступлении в силу Устава Новосибирской области.

8. Порядок обнародования и вступления в силу законов Новосибирской области устанавливается настоящим Уставом и законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 41. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области

 

1. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области прекращаются досрочно в случае:

1) принятия Законодательным Собранием Новосибирской области не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области решения о досрочном прекращении его полномочий;

2) роспуска Законодательного Собрания Новосибирской области Губернатором Новосибирской области по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи;

3) вступления в силу решения Новосибирского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуска Законодательного Собрания Новосибирской области Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

2. Губернатор Новосибирской области принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области в случае принятия Законодательным Собранием Новосибирской области Устава Новосибирской области, закона Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания Новосибирской области, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу Новосибирской области, если такие противоречия установлены судом, а Законодательное Собрание Новосибирской области не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Губернатор Новосибирской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранное в правомочном составе Законодательное Собрание Новосибирской области в течение трех месяцев подряд не проводило заседание.

Губернатор Новосибирской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе Законодательного Собрания Новосибирской области в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что Законодательное Собрание Новосибирской области в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводило заседание.

Губернатор Новосибирской области вправе принять решение, предусмотренное абзацами вторым и третьим настоящей части, в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

Решение Губернатора Новосибирской области о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области принимается в форме постановления Губернатора Новосибирской области.

3. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области назначаются внеочередные выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области.

 

Глава V. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 42. Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области

 

1. В систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области входят Губернатор Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области.

2. Система и структура исполнительных органов государственной власти Новосибирской области определяются Губернатором Новосибирской области в соответствии с настоящим Уставом.

 

Статья 43. Статус Правительства Новосибирской области

 

1. Правительство Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области и согласованную деятельность иных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

2. Правительство Новосибирской области формируется Губернатором Новосибирской области не позднее одного месяца со дня вступления в должность Губернатора Новосибирской области.

В состав Правительства Новосибирской области входят Губернатор Новосибирской области, первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области, заместители Председателя Правительства Новосибирской области, иные члены Правительства Новосибирской области.

Срок полномочий первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, заместителей Председателя Правительства Новосибирской области, а также иных членов Правительства Новосибирской области ограничен сроком полномочий Губернатора Новосибирской области.

3. Должности первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, заместителей Председателя Правительства Новосибирской области и иных членов Правительства Новосибирской области являются государственными должностями Новосибирской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Новосибирской области.

4. Правительство Новосибирской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

5. Финансирование Правительства Новосибирской области осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

 

Статья 44. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ.

 

Статья 45. Полномочия Правительства Новосибирской области

 

1. Правительство Новосибирской области в соответствии с компетенцией Новосибирской области и в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, законами Новосибирской области, обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Новосибирской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. Правительство Новосибирской области:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) управляет и распоряжается государственной собственностью Новосибирской области в соответствии с законами Новосибирской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Новосибирской области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) формирует иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области;

4) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ;

5) осуществляет бюджетную, налоговую и инвестиционную политику в Новосибирской области, осуществляет меры по развитию предпринимательства;

6) разрабатывает для представления Губернатором Новосибирской области в Законодательное Собрание Новосибирской области проект областного бюджета Новосибирской области;

7) обеспечивает исполнение областного бюджета Новосибирской области и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Новосибирской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Новосибирской области, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Новосибирской области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Новосибирской области для представления их Губернатором Новосибирской области в Законодательное Собрание Новосибирской области;

8) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;

8.1) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

9) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

10) осуществляет мероприятия по развитию энергетики, транспорта и связи; создает условия для развития промышленности, строительства, торговли, бытового обслуживания населения и других видов экономической деятельности; осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

11) утверждает схему территориального планирования Новосибирской области, в том числе внесение изменений в такую схему;

12) утверждает стратегию социально-экономического развития Новосибирской области, прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, государственные программы Новосибирской области, одобряет прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период, утверждает порядок принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ, устанавливает порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области;

13) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Новосибирской области;

14) утратил силу. - Закон Новосибирской области от 01.03.2010 N 452-ОЗ;

15) заключает соглашения по регулированию трудовых отношений и разрешению социально-экономических проблем с профсоюзами и объединениями работодателей;

16) предлагает органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Новосибирской области, законам и иным нормативным правовым актам Новосибирской области, а также вправе обратиться в суд;

16.1) утверждает Регламент Правительства Новосибирской области;

17) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления исполнительным органам государственной власти Новосибирской области отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

2.1. Исключительно на заседаниях Правительства Новосибирской области:

1) рассматриваются проект областного бюджета Новосибирской области и отчет о его исполнении, а также бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и отчет о его исполнении;

2) рассматриваются проекты стратегий, прогнозов социально-экономического развития Новосибирской области;

3) рассматриваются прогнозные планы приватизации государственного имущества Новосибирской области;

4) принимаются решения о приобретении имущества в государственную собственность Новосибирской области и об отчуждении имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области;

5) принимаются решения о заключении международных и межрегиональных соглашений Новосибирской области;

6) утверждается Регламент Правительства Новосибирской области;

7) рассматриваются ежегодные отчеты о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

3. Правительство Новосибирской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области, постановлений Губернатора Новосибирской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издает постановления, а также обеспечивает их исполнение.

4. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений Правительства Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

5. По вопросам, не требующим нормативного регулирования, Правительство Новосибирской области издает распоряжения.

 

Статья 46. Иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области

 

Иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области формируются Правительством Новосибирской области в соответствии с системой и структурой исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, определяемой Губернатором Новосибирской области.

 

Статья 47. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 01.06.2022 N 208-ОЗ.

 

Статья 48. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области

 

1. Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области, постановлений Губернатора Новосибирской области, постановлений Правительства Новосибирской области издают правовые акты и обеспечивают их исполнение.

2. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области определяется Губернатором Новосибирской области.

3. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Глава VI. МИРОВЫЕ СУДЬИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статьи 49 - 50. Утратили силу с 1 января 2023 года. - Закон Новосибирской области от 02.03.2021 N 56-ОЗ.

 

Статья 51. Мировые судьи Новосибирской области

 

1. Мировые судьи Новосибирской области являются судьями общей юрисдикции Новосибирской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Мировые судьи Новосибирской области назначаются Законодательным Собранием Новосибирской области.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Новосибирской области, оплата труда работников аппарата мировых судей Новосибирской области осуществляются в соответствии с законом Новосибирской области.

 

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 52. Администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области

 

Для обеспечения деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, организации контроля за выполнением решений, принятых Губернатором Новосибирской области и Правительством Новосибирской области, образуется администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.

Положение об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области утверждается Губернатором Новосибирской области.

 

Статья 53. Избирательная комиссия Новосибирской области

 

1. Избирательная комиссия Новосибирской области является государственным органом Новосибирской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области.

2. Компетенция, полномочия, численность, порядок формирования, правовой статус и порядок деятельности избирательной комиссии Новосибирской области устанавливаются законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом.

3. Избирательная комиссия Новосибирской области состоит из 14 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Половина членов избирательной комиссии Новосибирской области назначается Губернатором Новосибирской области, другая половина - Законодательным Собранием Новосибирской области.

 

Статья 54. Контрольно-счетная палата Новосибирской области

 

1. Законодательное Собрание Новосибирской области образует Контрольно-счетную палату Новосибирской области.

2. Контрольно-счетная палата Новосибирской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Новосибирской области.

3. Правовой статус, порядок формирования, полномочия Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, а также срок полномочий председателя, заместителей председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Новосибирской области устанавливаются законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 54.1. Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области

 

Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, создаваемый для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, являются государственным органом Новосибирской области.

 

Статья 54.2. Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области

 

Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, создаваемый для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, являются государственным органом Новосибирской области.

 

Статья 54.3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, создаваемый для обеспечения деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, являются государственным органом Новосибирской области.

 

Глава VIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 55. Организация местного самоуправления в Новосибирской области

 

1. Местное самоуправление в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также федеральными законами, настоящим Уставом, законами Новосибирской области, иными нормативными правовыми актами Новосибирской области и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований.

2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Новосибирской области в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах.

3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным законодательством.

4. В Новосибирской области образуется Совет муниципальных образований Новосибирской области, в состав которого входят представители муниципальных образований в порядке, определяемом Уставом Совета муниципальных образований Новосибирской области.

Полномочия органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию органов государственной власти Новосибирской области с Советом муниципальных образований Новосибирской области определяются законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 56. Взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления

 

1. Органы местного самоуправления и органы государственной власти Новосибирской области входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления взаимодействуют на принципах соблюдения законности, согласования интересов, взаимной ответственности.

Органы государственной власти Новосибирской области могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

2. Органы государственной власти Новосибирской области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами Новосибирской области.

3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новосибирской области осуществляется только законами Новосибирской области. Условия и порядок передачи отдельных государственных полномочий Новосибирской области, необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации переданных полномочий, а также осуществления контроля органами государственной власти Новосибирской области за их реализацией определяются федеральным и областным законодательством.

 

Статья 57. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

 

1. Население непосредственно участвует в осуществлении местного самоуправления на местном референдуме, муниципальных выборах, собраниях и сходах граждан, через территориальное общественное самоуправление, а также в иных формах, не противоречащих федеральному и областному законодательству.

2. Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами о местном референдуме.

3. Порядок подготовки и проведения муниципальных выборов устанавливается законами Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 58. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством.

2. Муниципальные правовые акты в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами Новосибирской области, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным законом Новосибирской области.

 

Статья 59. Экономическая основа местного самоуправления

 

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

3. Составление, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральным и областным законодательством.

 

Глава IX. СОБСТВЕННОСТЬ, БЮДЖЕТ И НАЛОГИ

 

Статья 60. Государственная собственность Новосибирской области

 

1. В государственной собственности Новосибирской области может находиться:

1) имущество, предназначенное для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) имущество, предназначенное для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

2.1) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области, государственных гражданских служащих Новосибирской области, работников государственных органов, работников государственных унитарных предприятий Новосибирской области и работников государственных учреждений Новосибирской области в соответствии с законами Новосибирской области;

3) иное имущество, предназначенное для осуществления органами государственной власти Новосибирской области своих задач и публичных функций;

4) - 5) исключены. - Закон Новосибирской области от 13.12.2007 N 190-ОЗ.

2. В состав государственной собственности Новосибирской области входят средства областного бюджета Новосибирской области, ценные бумаги; имущество унитарных предприятий Новосибирской области, государственных учреждений Новосибирской области; земли, природные ресурсы; объекты культурного наследия регионального значения и иное имущество.

3. Имущество, находящееся в государственной собственности Новосибирской области, а также унитарные предприятия Новосибирской области и государственные учреждения Новосибирской области подлежат учету в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

Статья 61. Управление и распоряжение государственной собственностью Новосибирской области

 

1. От имени Новосибирской области полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, осуществляют Законодательное Собрание Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, уполномоченный законом Новосибирской области областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области в пределах своих полномочий.

2. Порядок управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области.

3. Порядок и условия приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, определяются законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 62. Бюджетная система Новосибирской области

 

Бюджетная система Новосибирской области является частью бюджетной системы Российской Федерации и состоит из областного бюджета Новосибирской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и местных бюджетов.

 

Статья 63. Областной бюджет Новосибирской области

 

1. Доходы областного бюджета Новосибирской области формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

2. Из областного бюджета Новосибирской области финансируются расходы на осуществление органами государственной власти Новосибирской области полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения Новосибирской области, также расходы, связанные с передачей Новосибирской области как субъекту Российской Федерации отдельных государственных полномочий Российской Федерации, и иные расходы в соответствии с федеральным и областным законодательством.

3. Из областного бюджета Новосибирской области могут предоставляться межбюджетные трансферты местным бюджетам в формах, порядке и на условиях, установленных федеральным и областным законодательством.

4. Порядок составления и рассмотрения проекта областного бюджета Новосибирской области, утверждения и исполнения областного бюджета Новосибирской области, осуществления контроля за его исполнением, утверждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 64. Государственные заимствования Новосибирской области

 

Новосибирская область вправе осуществлять государственные заимствования путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Новосибирской области, привлечения в областной бюджет Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

 

Статья 65. Налогообложение в Новосибирской области

 

1. В Новосибирской области взимаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы, установленные федеральным законодательством.

2. Установление, введение, изменение и отмена региональных налогов и сборов, предоставление налоговых льгот на территории Новосибирской области осуществляются законами Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

3. Законы Новосибирской области о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

 

Глава X. ИЗМЕНЕНИЕ УСТАВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 66. Внесение изменений в Устав Новосибирской области

 

1. Предложения о поправках к Уставу Новосибирской области могут вносить Губернатор Новосибирской области, представительные органы муниципальных образований, а также группа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, а в целях приведения Устава Новосибирской области в соответствие с требованиями федерального законодательства - также депутат Законодательного Собрания Новосибирской области.

2. Предложения о поправках к Уставу Новосибирской области рассматриваются постоянно действующей рабочей группой по вопросам изменения Устава Новосибирской области, состоящей из 20 человек.

Половина членов рабочей группы назначаются постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области, другая половина членов рабочей группы назначаются Губернатором Новосибирской области. Порядок работы рабочей группы определяется положением, утверждаемым Губернатором Новосибирской области.

3. Рабочая группа дает свое заключение на представленные предложения по поправкам к Уставу Новосибирской области с рекомендацией о принятии либо отклонении представленных предложений полностью или в части. Наличие заключения рабочей группы является обязательным условием для рассмотрения Законодательным Собранием Новосибирской области проекта закона Новосибирской области о поправках к Уставу Новосибирской области.

 

Губернатор

Новосибирской области

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ

г. Новосибирск

18 апреля 2005 года

N 282-ОЗ

Устав Новосибирской области от 18.04.2005 N 282-ОЗ