Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Новосибирской области от 30.12.2003 N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области"

 

30 декабря 2003 года

N 162-ОЗ

 

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением Новосибирского областного Совета депутатов

от 19.12.2003 N 162-ОСД

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки) на территории Новосибирской области (далее - область), определяет правила, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки, определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность в соответствии с федеральным законодательством.

Действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), иными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами области.

3. Приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории области, вводится одновременно на всей территории области с 1 января 2016 года.

Ограничения в приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются федеральным законом.

4. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, применяются нормы Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", иных федеральных законов.

 

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

 

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, Новосибирская область, муниципальные образования на территории области.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками только на праве аренды.

 

Статья 3. Предельные размеры земельных участков

 

1. Абзацы первый - второй исключены. - Закон Новосибирской области от 02.07.2009 N 361-ОЗ.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, если размер его меньше размера земельного участка, имеющего обособленную оросительную (осушительную) систему.

Абзац исключен. - Закон Новосибирской области от 02.07.2009 N 361-ОЗ.

2. Исключен. - Закон Новосибирской области от 02.07.2009 N 361-ОЗ.

3. Утратил силу. - Закон Новосибирской области от 07.05.2018 N 260-ОЗ.

4. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

5. Утратил силу. - Закон Новосибирской области от 07.11.2012 N 262-ОЗ.

 

Статья 3.1. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы

 

1. Размер выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка определяется при подготовке проекта межевания земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы.

2. В качестве показателя состояния и свойств почв, используемого при определении размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, применяется универсальный показатель состояния и свойств почв - балл бонитета, сведения о котором содержатся в материалах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

3. Размер выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы определяется по формуле:

 

Рзу = Рзд x (ББсп / ББзд), где

 

Рзу - размер выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы в гектарах;

Рзд - размер земельной доли или земельных долей, в счет которых выделяется земельный участок, указанный в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, выраженный в гектарах;

ББсп - балл бонитета исходного земельного участка, из которого образуется выделяемый в счет земельной доли или земельных долей земельный участок;

ББзд - балл бонитета выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, соответствующего земельной доле или земельным долям.

При нахождении на земельном участке нескольких разновидностей или групп почв балл бонитета выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (ББзд) рассчитывается как среднее значение баллов бонитета по всем разновидностям или группам почв с учетом площади, занимаемой каждой разновидностью или группой почвы.

Расчет размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется отдельно по каждому виду сельскохозяйственных угодий, если в общую долевую собственность были предоставлены различные виды сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), расположенные на территориально разобщенных земельных массивах.

Для определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, если размер земельной доли или земельных долей, в счет которых выделяется земельный участок, в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, указан только в балло-гектарах или в виде простой правильной дроби, эти значения подлежат предварительному переводу в гектары.

 

Статья 4. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок

 

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок или доля в праве общей собственности на земельный участок и это влечет за собой нарушение требований пункта 2 статьи 2 и (или) пункта 4 статьи 3 настоящего Закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок, приобретенных до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок, приобретенные после вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок области преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

Абзац исключен. - Закон Новосибирской области от 19.10.2006 N 33-ОЗ.

В случае, если при нарушении требований пункта 2 статьи 2 и (или) пункта 4 статьи 3 настоящего Закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности области, - департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - департамент).

2. Департамент в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований пункта 2 статьи 2 и (или) пункта 4 статьи 3 настоящего Закона, обязан обратиться от имени области в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок на торгах (конкурсах, аукционах).

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок, этот земельный участок или эту долю должен приобрести департамент в собственность области по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

 

Статья 5. Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации

 

1. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда в случае, если:

1) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет;

2) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия такой земельный участок используется с нарушением законодательства Российской Федерации не менее трех лет подряд с даты выявления в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) данного нарушения;

3) такой земельный участок используется с нарушением законодательства Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;

4) приобретенный в соответствии с настоящей статьей такой земельный участок не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты его приобретения.

2. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. В срок, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи.

4. В случае неустранения правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания:

1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в департамент;

2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

5. Департамент в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.

6. В течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов департамент в отношении такого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

7. Начальной ценой изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.

Способ определения начальной цены изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для проведения публичных торгов указывается в решении суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.

8. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения требуется проведение мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину, равную стоимости проведения этих мероприятий, но не более чем на 30 процентов.

Виды мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и порядок определения стоимости их проведения для целей настоящей статьи устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

9. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги.

Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

10. В случае, если повторные публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, в срок не позднее одного месяца со дня признания их несостоявшимися департамент проводит продажу такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения.

Департамент не менее чем за 30 дней до дня проведения торгов в форме публичного предложения также обеспечивает опубликование информационного сообщения о проведении этих торгов в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения в информационном сообщении о проведении этих торгов дополнительно указываются величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная в данном информационном сообщении начальная цена.

11. Информационное сообщение о проведении торгов в форме публичного предложения должно содержать следующие сведения:

1) наименование организатора торгов;

2) место, дата, время и порядок проведения торгов в форме публичного предложения;

3) предмет торгов в форме публичного предложения (кадастровый номер земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, обременения прав на такой земельный участок, ограничения в использовании такого земельного участка, категория земель);

4) информация о выявленных в отношении такого земельного участка в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушениях обязательных требований;

5) начальная цена продажи такого земельного участка;

6) минимальная цена предложения, по которой может быть продан такой земельный участок;

7) величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка до минимальной цены предложения, по которой может быть продан такой земельный участок;

8) величина повышения начальной цены продажи такого земельного участка;

9) форма подачи предложений, порядок их приема, адрес места их приема, дата и время начала и окончания приема предложений;

10) размер задатка, порядок его внесения участниками торгов в форме публичного предложения и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка;

11) перечень представляемых участниками торгов в форме публичного предложения документов и требования к их оформлению;

12) срок заключения договора купли-продажи такого земельного участка;

13) место и срок подведения итогов торгов в форме публичного предложения.

12. Начальная цена продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных публичных торгов, признанных несостоявшимися. Минимальная цена предложения, по которой может быть продан такой земельный участок, составляет 50 процентов от начальной цены, установленной для продажи такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения. Цена первоначального предложения устанавливается в размере начальной цены, установленной для продажи такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения. Величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка устанавливается в пределах трех процентов от цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры торгов.

Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о цене такого земельного участка путем последовательного снижения цены первоначального предложения на величину снижения начальной цены продажи такого земельного участка.

Право приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принадлежит участнику, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующей величине снижения начальной цены продажи такого земельного участка, при отсутствии предложений других участников торгов в форме публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов в форме публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одной из величин снижения начальной цены продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, со всеми участниками данных торгов проводится аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Начальной ценой такого земельного участка на проводимом аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данной величине снижения начальной цены продажи такого земельного участка. В случае, если участники проводимого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену такого земельного участка, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену такого земельного участка.

При уклонении или отказе победителя торгов в форме публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

13. Если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не продан посредством проведения торгов в форме публичного предложения, в течение 15 дней такой земельный участок может быть приобретен в собственность муниципального образования, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, департамент в течение 15 дней с даты истечения срока, в течение которого такой земельный участок мог быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность Новосибирской области по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

14. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную собственность Новосибирской области или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

15. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации собственник такого земельного участка обязан приступить к его использованию по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок проводит контрольное (надзорное) мероприятие за соблюдением обязательных требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

16. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 5.1. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

 

Принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

 

Статья 6. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

 

1. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, включаются в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

2. Перечень земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается, а также порядок формирования такого перечня утверждается Правительством области.

 

Статья 7. Фонд перераспределения земель области

 

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения животноводства, ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Утратил силу. - Закон Новосибирской области от 07.05.2018 N 260-ОЗ.

3. Утратил силу. - Закон Новосибирской области от 13.10.2008 N 271-ОЗ.

 

Статья 8. Залог земельных участков

 

Залог земельных участков осуществляется в соответствии с федеральным законом.

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

 

Статья 9. Купля-продажа земельного участка

 

1. При продаже земельного участка область имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Продавец земельного участка обязан известить в письменной форме Правительство области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Рассмотрение поступившего в Правительство области извещения, направление продавцу уведомления о результатах рассмотрения извещения, а также заключение договора купли-продажи земельного участка от имени области осуществляется департаментом.

4. В случае, если область откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

5 - 6. Исключены. - Закон Новосибирской области от 19.10.2006 N 33-ОЗ.

7. Собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований, не вправе передавать такой земельный участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращение права собственности на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, а также иные действия, направленные на прекращение права собственности на такой земельный участок.

 

Статья 10. Аренда земельных участков

 

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

4. В договоре аренды земельного участка может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 9 и 11 настоящего Закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Исключен. - Закон Новосибирской области от 19.10.2006 N 33-ОЗ.

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласия участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

9. Передача арендованного земельного участка в субаренду, передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускаются.

 

Статья 11. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков

 

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

2 - 3. Утратили силу. - Закон Новосибирской области от 19.12.2016 N 125-ОЗ.

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Закон Новосибирской области от 19.12.2016 N 125-ОЗ.

7. В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также пунктом 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки приобретаются в собственность по цене, равной 15 процентам их кадастровой стоимости.

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в департамент или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

 

Статья 11.1. Муниципальные образования Новосибирской области, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности

 

Строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, не допускается на территориях:

городских округов Новосибирской области;

городских поселений Новосибирской области;

сельских поселений Новосибирской области согласно приложению к настоящему Закону.

 

Статья 11.2. Особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

 

1. Гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

2. Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

3. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет.

4. При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на территориях иных субъектов Российской Федерации у таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не требуется.

5. Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.

6. Изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не допускается.

7. Департамент или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:

1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным статьей 7.1 Закона Новосибирской области от 5 декабря 2016 года N 112-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области" предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.

 

Статья 12. Наследование земельных участков

 

В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных пунктом 2 статьи 2 и (или) статьи 3 настоящего Закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 4 настоящего Закона.

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ДОЛЕЙ В ПРАВЕ

ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

 

Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 07.07.2011 N 93-ОЗ.

 

Глава 4. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 16. Регулирование отношений, связанных с договорами аренды земельных долей, заключенными до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

 

1. Договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона в течение восьми лет со дня вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

2. Утратил силу. - Закон Новосибирской области от 07.07.2011 N 93-ОЗ.

3. Приведение таких договоров аренды в соответствие с указанными правилами может осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

 

Статья 17. Утратила силу. - Закон Новосибирской области от 13.10.2008 N 271-ОЗ.

 

Статья 18. Средства массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений

 

Средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений в случаях, установленных в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", являются источники официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти области и (или) иные периодические печатные издания, учредителями которых являются органы государственной власти области и органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

 

Статья 19. Документы, удостоверяющие право на земельную долю

 

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации

Новосибирской области

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ

г. Новосибирск

30 декабря 2003 года

N 162-ОЗ

 

 

 

 

 

Приложение

к Закону Новосибирской области

"Об обороте земель

сельскохозяйственного

назначения на территории

Новосибирской области"

 

ПЕРЕЧЕНЬ

СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ТЕРРИТОРИЯХ

КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ

И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ИЗ СОСТАВА

ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

КРЕСТЬЯНСКИМИ (ФЕРМЕРСКИМИ) ХОЗЯЙСТВАМИ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. В Искитимском районе Новосибирской области:

сельское поселение Бурмистровский сельсовет;

сельское поселение Быстровский сельсовет;

сельское поселение Верх-Коенский сельсовет;

сельское поселение Гилевский сельсовет;

сельское поселение Гусельниковский сельсовет;

сельское поселение Евсинский сельсовет;

сельское поселение Легостаевский сельсовет;

сельское поселение Листвянский сельсовет;

сельское поселение Мичуринский сельсовет;

сельское поселение Морозовский сельсовет;

сельское поселение Преображенский сельсовет;

сельское поселение Промышленный сельсовет;

сельское поселение Совхозный сельсовет;

сельское поселение Степной сельсовет;

сельское поселение Тальменский сельсовет;

сельское поселение Улыбинский сельсовет;

сельское поселение Усть-Чемский сельсовет;

сельское поселение Чернореченский сельсовет;

сельское поселение Шибковский сельсовет.

2. В Колыванском районе Новосибирской области:

сельское поселение Скалинский сельсовет;

сельское поселение Соколовский сельсовет.

3. В Коченевском районе Новосибирской области:

сельское поселение Прокудский сельсовет;

сельское поселение Чистопольский сельсовет;

сельское поселение Шагаловский сельсовет.

4. В Мошковском районе Новосибирской области:

сельское поселение Барлакский сельсовет;

сельское поселение Сокурский сельсовет.

5. В Новосибирском районе Новосибирской области:

сельское поселение Барышевский сельсовет;

сельское поселение Березовский сельсовет;

сельское поселение Боровской сельсовет;

сельское поселение Верх-Тулинский сельсовет;

сельское поселение Каменский сельсовет;

сельское поселение Криводановский сельсовет;

сельское поселение Кубовинский сельсовет;

сельское поселение Кудряшовский сельсовет;

сельское поселение Мичуринский сельсовет;

сельское поселение Морской сельсовет;

сельское поселение Мочищенский сельсовет;

сельское поселение Новолуговской сельсовет;

сельское поселение Плотниковский сельсовет;

сельское поселение Раздольненский сельсовет;

сельское поселение Станционный сельсовет;

сельское поселение Толмачевский сельсовет;

сельское поселение Ярковский сельсовет.

6. В Ордынском районе Новосибирской области:

сельское поселение Вагайцевский сельсовет;

сельское поселение Верх-Ирменский сельсовет;

сельское поселение Кирзинский сельсовет;

сельское поселение Красноярский сельсовет;

сельское поселение Новопичуговский сельсовет;

сельское поселение Новошарапский сельсовет.

7. В Тогучинском районе Новосибирской области:

сельское поселение Репьевский сельсовет.

Закон Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" от 30.12.2003 N 162-ОЗ