Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 20.03.2025 N 49-р "Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года"

Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 20.03.2025 N 49-р "Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года"

 

ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 20.03.2025 N 49-р

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики

в Новосибирской области на период до 2030 года

 

 

В целях реализации в Новосибирской области Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 N 2233-р:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года (далее – Стратегия).

2. Руководителям областных исполнительных органов Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области руководствоваться Стратегией.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при разработке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться Стратегией.

 

 

 

А.А. Травников

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Губернатора

Новосибирской области

от 20.03.2025 N 49-р

 

 

 

СТРАТЕГИЯ

реализации молодежной политики в Новосибирской области

на период до 2030 года

 

 

I. Общие положения

 

Стратегия реализации молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 г. от 29 января 2023 г. N Пр-173ГС. Стратегия направлена на консолидацию усилий органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по реализации молодежной политики.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации;

федеральные законы от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие федеральные законы, регулирующие правовое положение молодежи и вопросы молодежной политики в Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации от 16.09.1992 N 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 08.11.2021 N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», от 05.09.2022 N 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом», от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

другие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся управления в сфере молодежной политики и реализации конституционных прав и свобод молодых граждан, их законных интересов.

Стратегия учитывает положения, закрепленные в стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», в сфере молодежной политики Новосибирской области.

Стратегия учитывает опыт становления и развития сферы молодежной политики в Российской Федерации и Новосибирской области, организационной основой которого является курс на формирование системы органов по делам молодежи, принятие и реализацию региональных и муниципальных стратегий, концепций, программ, иных документов стратегического планирования, выработку и осуществление мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности.

Стратегия преемственна по отношению к Концепции развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 25.06.2024 N 285-п.

Стратегия направлена на конкретизацию положений Закона Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области».

Стратегия служит основой для подготовки государственной программы «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области».

В Стратегии используются понятия в значениях, установленных статьей 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», и следующие понятия:

«духовно-нравственное воспитание молодежи» – совокупность скоординированных мер, осуществляемых органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам в части, касающейся защиты традиционных ценностей в молодежной среде;

«молодежное самоуправление» – организация участия молодых граждан и их объединений в подготовке, принятии и выполнении решений, касающихся обеспечения жизнедеятельности молодежи, защиты прав, свобод и законных интересов молодых граждан, реализации их проектов и инициатив, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

«молодежное участие» – вовлеченность молодых граждан в общественную (политическую, экономическую, социальную, культурную) жизнь российского общества и государства, включая возможность участия в выработке решений и осуществлении действий по реализации прав, свобод и законных интересов молодежи;

«органы молодежного самоуправления» – постоянно действующие коллегиальные консультативно-совещательные органы, состоящие из молодых граждан и созданные путем выборов и (или) на конкурсной основе для осуществления молодежного самоуправления на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо в какой-либо государственной, муниципальной или иных организациях, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях реализации молодежной политики;

«патриотическое воспитание молодежи» – систематическая и целенаправленная деятельность органов публичной власти, общественных объединений, иных институтов гражданского общества по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

«работа с молодежью» – профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных и иных задач по реализации молодежной политики на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственной, муниципальной и иной организации;

«талантливая (одаренная) молодежь» – лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно, отличающиеся особыми способностями и достижениями в сферах образования, науки, техники, культуры, спорта и других, обладающие высоким творческим, интеллектуальным и культурным потенциалом, который может быть использован для повышения уровня развития общества и государства.

В Стратегии молодежная политика рассматривается как неотъемлемая составная часть государственной политики, которая касается непосредственно реализации конституционных прав, свобод и законных интересов молодежи, их законных интересов во всех сферах общественной жизни, обеспечивает возможности успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Результатом реализации молодежной политики является становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.

 

II. Современное состояние молодежной политики

 

1. Оценка положения молодежи

 

Категоризация и демографические показатели молодежи

 

Молодежная политика в Российской Федерации носит как интегрированный, так и дифференцированный характер. Она адресована всем гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно и обусловлена обширным перечнем социальных и личных задач, которые молодой гражданин решает на каждом этапе своего становления в профессиональной сфере и формирования личностной и гражданской позиции. Вместе с тем молодежная политика учитывает специфические потребности каждого возрастного периода молодого гражданина.

В Новосибирской области обеспечивается взаимосвязь молодежной политики и государственной политики в интересах детей посредством: соотнесения целей, принципов, направлений молодежной политики и государственной политики в интересах детей; обеспечения организационного единства реализации молодежной политики и государственной политики в интересах детей на региональном и муниципальном уровнях; установления общих подходов к мерам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, обеспечению их участия в осуществлении молодежной политики и государственной политики в интересах детей.

В Новосибирской области, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Новосибирской области, на начало 2023 года насчитывалось 715 тысяч человек в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 26% от общей численности населения региона.

В возрасте 14–17 лет происходит выбор молодыми гражданами будущей профессии, определение образовательной стратегии, формируются ценности личности и гражданина, привычки к ведению активного образа жизни. Важным моментом в воспитании молодого гражданина 14–17 лет является формирование устойчивой системы убеждений, которая закладывается в более раннем возрасте и которая определяет его нравственное и социальное поведение.

Возраст 18–24 года является решающим для социализации молодого гражданина. Основное содержание такого этапа заключается в готовности к активной социальной деятельности, получению профессионального образования и подготовке к началу трудовой деятельности. На этом этапе закрепляются навыки просоциального поведения, гражданского участия, саморазвития, ведения активного образа жизни, которые сохраняются на протяжении всей жизни человека и которые определяют его жизненный уровень, адаптивность к изменениям, продуктивность как члена общества.

Возраст 25–35 лет – это период активной трудовой деятельности, профессиональной самореализации, углубления профессиональных знаний и навыков. Завершается отделение молодого гражданина от родителей, создается собственная семья, рождаются дети. У молодого гражданина наступает период, когда он становится главным двигателем повышения социально-экономической конкурентоспособности страны.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей для каждой возрастной группы молодежи при условии сохранения их преемственности и непрерывности. Стратегия учитывает потребности различных социально-демографических групп молодежи, а именно обучающихся, молодых специалистов, молодых государственных и муниципальных служащих, молодежи, проживающей в сельской местности, молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, молодых родителей и других.

 

Духовно-нравственные и ценностные ориентиры современной молодежи

 

Национальные интересы России требуют мощного, экономически развитого государства, население которого будет сохранять и укреплять традиционные ценности. Это позволит ответить на современные вызовы, которые стоят перед Россией как суверенным государством. В структуре ценностных ориентаций российской молодежи согласно исследованию, проведенному акционерным обществом «Всероссийский центр изучения общественного мнения» в 2023 году, первое место занимают семейные ценности. Согласно социологическим данным акционерного общества «Всероссийский центр изучения общественного мнения» 2024 года уровень патриотических настроений у молодежи значительно вырос в течение последних 10–15 лет – 92% молодежи в возрасте 18–35 лет испытывают чувство гордости за Россию, ее историю и культуру. Абсолютное большинство опрошенных разделяет ценности, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В то же время система ценностей молодежи отражает ценностные сдвиги от коллективизма к индивидуализму и от государственничества к космополитизму за последние 30 лет. Развитие ценностей, способствующих укреплению солидарности общества, – важная задача, стоящая перед государством в сфере молодежной политики. Ценностный портрет молодого гражданина во многом также формируется вокруг темы получения будущей профессии, выражения себя как созидателя, стремящегося к развитию, благоустройству страны, преображению будущего. В связи с этим формирование понимания значимости труда, его созидательной ценности также является осью построения взаимоотношений государства с молодежью.

 

Социально-экономическое положение молодежи

 

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2023 году в образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования на территории Новосибирской области проходили обучение 98,3 тыс. обучающихся (13,7% молодежи), 71,7 тыс. обучающихся (10% молодежи) обучались по образовательным программам среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях. Диспропорция в развитии субъектов Российской Федерации часто влечет за собой переезд молодых граждан в другой субъект Российской Федерации. Кроме того, социально-экономические преобразования, происходящие в стране, привели к изменениям в профессиональном самоопределении молодых граждан. Творческие индустрии, научная деятельность, предпринимательство, участие в муниципальном и государственном управлении привлекают все больше молодежи. Молодежь является основной социальной базой развития предпринимательства.

 

Нормативные правовые акты о молодежи и молодежной политике

 

Пункт «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» предметом его регулирования являются отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации.

Значимым событием в сфере молодежной политики стало принятие Федерального закона от 14.07.2022 N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», определяющего правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения детей и молодежи.

За 2022–2023 годы принят ряд федеральных законов, обеспечивающих решение значимых проблем молодежи. Так, закреплена на федеральном уровне единая система возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими видов добровольческой (волонтерской) деятельности, связанных с риском для их жизни и здоровья, уточнены полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики, ужесточены правила регулирования продажи устройств для употребления никотинсодержащих веществ для несовершеннолетних, установлено право обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования получать материальную поддержку на более справедливых условиях без уплаты налога на доходы физических лиц, сняты некоторые ограничения для трудоустройства подростков старше 14 лет и другие.

Система подзаконных актов о молодежи и молодежной политике в большей степени ассоциируется с указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Решение проблем молодежи и молодых семей, развитие потенциала молодых граждан связывается в определенной степени с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2005 г. N 76 «О Дне российского студенчества» установлен День российского студенчества, который отмечается ежегодно 25 января, Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. N 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» учрежден знак отличия «За наставничество». С 2021 года эффективность деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» оценивается с учетом таких показателей, как эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, Условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности.

Различные аспекты молодежной политики находят отражение в постановлениях Правительства Российской Федерации. Они касаются дополнительных мер поддержки молодежи, государственной поддержки молодых российских ученых, деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений, стипендиального обеспечения молодых деятелей культуры и искусства, социальной поддержки молодежи, предоставления субсидий на государственную поддержку некоммерческих организаций в целях реализации задач молодежной политики, предоставления грантов некоммерческим организациям на проведение мероприятий по сохранению исторической памяти и гражданскому воспитанию детей и молодежи, обеспечения жильем молодых семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 N 1840 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, Правил подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу реализации молодежной политики в Российской Федерации, и перечня обязательной информации, подлежащей включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, Правила подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу реализации молодежной политики в Российской Федерации, перечень обязательной информации, подлежащей включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации.

 

2. Современная модель молодежной политики

 

Общая характеристика модели молодежной политики

 

Молодежная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, которое глубоко интегрировано в процессы развития правового государства, в функционирование институтов гражданского общества.

Правительство Новосибирской области осуществляет свою деятельность в сфере молодежной политики непосредственно через департамент молодежной политики Новосибирской области (далее – Департамент). На Департамент возложены функции государственного управления и нормативного правового регулирования в сфере молодежной политики в пределах, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий.

На региональном уровне функционируют органы молодежного самоуправления, курируемые во взаимосвязи с Департаментом:

при Законодательном собрании Новосибирской области функционирует Молодежный Парламент Новосибирской области, который действует на основе утвержденного положения о нем, определяющего порядок формирования и организации деятельности;

при Правительстве Новосибирской области – Молодежное Правительство Новосибирской области, действующее на основе положения утвержденного, постановлением Правительства Новосибирской области;

при Избирательной комиссии Новосибирской области – Молодежная избирательная комиссия Новосибирской области, действующая на основе положения, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области.

Во многих органах исполнительной власти Новосибирской области на основе соответствующих нормативных правовых актов созданы молодежные советы.

В структурах местных администраций действуют органы по делам молодежи муниципальных образований.

Совет по молодежной политике при Правительстве Новосибирской области образован постановлением Правительства области от 01.03.2022 N 66-п.

При Департаменте с целью обеспечения прозрачности и открытости деятельности, совершенствования механизма учета общественного мнения и обратной связи с гражданами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, обеспечения участия представителей общественности в процессе подготовки и реализации решений действует Общественный совет.

В образовательных организациях высшего образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, введены должности проректоров по молодежной политике и (или) воспитательной работе. Совет проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования как постоянно действующий совещательный орган, создан в целях обеспечения взаимодействия по совершенствованию реализации молодежной политики и воспитательной деятельности образовательных организаций с органами государственной власти Новосибирской области, общественными объединениями, а также с иными организациями, принимающими участие в реализации молодежной политики и воспитательной деятельности.

В Новосибирской области работает межведомственный совет по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области под председательством заместителя Губернатора Новосибирской области.

Координационный совет по взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» под руководством Губернатора Новосибирской области объединяет государственные и социальные институты, работающие с детьми и молодежью.

К выработке и реализации молодежной политики привлекаются институты гражданского общества. В Общественной палате Новосибирской области создана Комиссия по делам молодежи, развитию добровольчества и волонтерства.

Одним из принципов реализации молодежной политики на современном этапе является широкая поддержка инициативы молодых граждан, направленная на создание условий для воспитания деятельной, патриотически настроенной, ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это делает детей и молодежь соавторами молодежной политики, переводит их из роли объекта в роль активного субъекта созидательной деятельности в интересах сверстников и общества в целом.

 

Система органов по делам молодежи

 

Свое становление государственная молодежная политика в Новосибирской области начала в 1993 году с принятия Закона Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области». В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.08.2023 N 177 «О внесении изменения в постановление Губернатора Новосибирской области от 05.08.2022 N 144» создан Департамент. В настоящее время с учетом новых социально-экономических условий приоритетности проблем молодежи проводится совершенствование нормативно-правовой базы системы молодежной политики Новосибирской области.

Исходя из особенностей государственной молодежной политики как межотраслевой сферы укрепляется межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, участию в научных исследованиях, трудоустройству, организации досуга, профилактике социально-негативных явлений и другим вопросам. Как на региональном, так и на местном уровне органы государственного и местного самоуправления в сфере молодежной политики тесно взаимодействуют в решении проблем молодежи с областными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в сферах здравоохранения, образования, науки и инноваций, культуры, труда и занятости, социальной защиты и др.

 

Инфраструктура молодежной политики

 

Важнейшим направлением развития молодежной политики является совершенствование ее инфраструктуры с учетом современных тенденций территориального развития, инструментов вовлечения и поддержки инициативы молодых граждан, реалий цифровизации всех сфер жизни современного общества.

Департамент реализует свои полномочия как самостоятельно, так и через подведомственное ему учреждение по работе с молодежью – Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив».

По состоянию на 01.12.2024 в Новосибирской области осуществляют свою деятельность в сфере молодежной политики на территориях муниципальных образований 35 учреждений:

1 учреждение регионального уровня;

34 учреждения муниципального уровня, из них 18 – на территории города Новосибирска, 16 – в других муниципальных образованиях;

1 ресурсный центр добровольчества Новосибирской области, 22 центра общественного развития «Добро.Центр», 9 опорных центров добровольчества в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, муниципальные штабы Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» – 28 штабов;

28 открытых молодежных пространств, созданных в рамках регионального инфраструктурного проекта «Открытые пространства», 3 из которых находятся в городе Новосибирске, 25 – в других муниципальных образованиях;

71 открытое пространство, созданное с использованием иных источников финансирования при поддержке Благотворительный фонд «Солнечный город»;

4 пространства, открытых при поддержке органов местного самоуправления, грантовых конкурсов;

52 штаба Общероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ, 28 осуществляют деятельность на территории образовательных организаций, 24 открыты в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области;

1 региональная Арт-резиденция «Юность».

Количество государственных образовательных организаций, реализующих работу с молодежью на территории Новосибирской области, по состоянию на 01.01.2024 составило 68 единиц, из них: 59 учреждения – профессиональные образовательные организации, 6 учреждений – общеобразовательные организации, 2 учреждения – организации дополнительного образования, 1 учреждение – организация дополнительного профессионального образования.

Количество муниципальных образовательных организаций, реализующих работу с молодежью на территории муниципальных образований Новосибирской области, по состоянию на 01.01.2024 составило 345 единиц.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 г. от 29 января 2023 г. N Пр-173ГС в Новосибирской области определена базовая организация отдыха детей и их оздоровления по реализации программ профильных летних смен Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» – образовательный центр им. О. Кошевого. В 2024 году в таких профильных летних сменах указанного движения приняли участие более 1700 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Активно используется информационная инфраструктура молодежной политики: федеральная государственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая реализацию молодежной политики (федеральная государственная автоматизированная информационная система «Молодежь России»), – цифровая система для организации информирования и взаимодействия молодежи с государством (в системе зарегистрированы 41 486 человек, в 2023 году в системе зарегистрировано 234 мероприятия).

Используется единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) «ДОБРО.РФ» (по состоянию на 01.12.2024 пользователями системы являются более 63 тыс. человек), сайт Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» (по состоянию на 01.12.2024 пользователями являются 18 тыс. человек).

 

Молодежные и детские общественно-государственные

и общественные объединения

 

Департамент в соответствии с Федеральным законом от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» формирует и ведет региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

На современном этапе развития молодежной политики значимой становится активная деятельность Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых». Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» создано и функционирует в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» и принятом на его основе Уставе. Во всех 35 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области образованы 35 местных отделений и 1221 первичных отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых».

При поддержке государства на территории региона активно развиваются молодежные и детские общественно-государственные и общественные объединения: Новосибирское региональное отделение молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды», Новосибирское региональное отделение Общероссийской молодежной общественной организации «Российский Союз Молодежи», Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи», Всероссийская общественная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей», Региональное отделение Новосибирской области Всероссийское общественное движение «Волонтеры победы», Всероссийское общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», Общероссийская молодежная общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», региональное отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России», Региональный ресурсный центр развития добровольчества Волонтерский корпус Новосибирской области, Новосибирское региональное отделение Всероссийского студенческого корпуса спасателей и другие.

 

Кадровая обеспеченность сферы молодежной политики

 

Качественная реализация молодежной политики невозможна без высококвалифицированных кадров.

В настоящее время сформирован кадровый потенциал молодежной политики. Так, согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 1-молодежь «Сведения о сфере государственной молодежной политики» за 2023 год численность сотрудников органов по делам молодежи Новосибирской области и подведомственных им учреждений составляет более 147 человек. В органах по делам молодежи муниципальных образований и муниципальных учреждениях по работе с молодежью трудоустроено более 1750 человек.

Специалисты по работе с молодежью работают в образовательных организациях всех типов. В образовательных организациях высшего образования введена должность проректора по молодежной политике и (или) воспитательной работе, в организациях основного общего и (или) среднего образования – заместителя директора по воспитательной работе, во всех общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях региона – советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

В 2020 году был принят профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью», предусматривающий такой вид профессиональной деятельности, как разработка и реализация программ и проектов, а также мероприятий, в том числе международных, в сфере молодежной политики, взаимодействие с молодежными и детскими общественными объединениями. На базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» действует Институт культуры и молодежный политики, осуществляющий подготовку кадров по направлению «Организация работы с молодежью».

На базе государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив» открыты программы повышения квалификации (Корпоративный университет молодежной работы) для специалистов в сфере молодежной политики. Образовательные программы позволяют совершенствовать профессиональные компетенции специалистов и экспертов отрасли, формировать общий кадровый резерв сферы молодежной политики в регионе, выстраивать систему комплексной работы с кадрами в отрасли. Ежегодно по данным программам проходит обучение 75 человек.

Согласно результатам проведения оценки эффективности деятельности органов по делам молодежи муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по реализации молодежной политики, в том числе эффективности реализации государственных программ Новосибирской области, муниципальных программ в сфере молодежной политики по итогам 2023 года, в регионе действуют:

1 региональное учреждение молодежной политики Новосибирской области, в котором в соответствии со штатным расписанием предусмотрены ставки «Специалист по работе с молодежью» в объеме 35,5 штатных единиц, соответствующие профессиональному стандарту (код 03.015);

34 муниципальных учреждения молодежной политики, в которых в соответствии со штатным расписанием предусмотрены ставки «Специалист по работе с молодежью» в объеме 1305,45 штатных единиц, соответствующие профессиональному стандарту (код 03.015).

Одной из ключевых мер для повышения мотивации и стимулирования профессионального роста специалистов по работе с молодежью стало учреждение в Новосибирской области звания «Почетный работник сферы молодежной политики Новосибирской области» и нагрудного знака «Отличник молодежной политики Новосибирской области».

 

Программы и проекты в сфере молодежной политики

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» одним из основных направлений является совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

Осуществляется работа по развитию школьных музеев, театров, спортивных клубов, центров детских инициатив. В образовательных организациях высшего образования внедрен в образовательный процесс модуль «Основы российской государственности» для обучающихся первого курса на первом семестре обучения. Осуществляется работа по развитию музеев образовательных организаций высшего образования, студенческих патриотических клубов Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь».

С целью создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи на региональном уровне Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.05.2022 N 237-п утверждена региональная программа Новосибирской области «Содействие занятости молодежи в Новосибирской области на период до 2030 года».

С целью создания и совершенствования системы развития специалистов для эффективной реализации программ, проектов и мероприятий, направленных на молодых людей и осуществляемых вместе с молодыми людьми, в регионе работает Корпоративный университет молодежной работы Новосибирской области – образовательная платформа для специалистов по работе с молодежью Новосибирской области.

Ежегодно проводится оценка деятельности молодежных центров, расположенных в Новосибирской области, и присвоение им Знака качества деятельности молодежных центров (далее – Знака качества). Процедура присвоения Знака качества – это инструмент для развития и поощрения деятельности молодежных центров, поддерживающих и продвигающих принципы качества в сфере работы с молодежью на территории Новосибирской области вне зависимости от реализуемых направлений государственной молодежной политики. В 2024 году Знак качества был присвоен четырем молодежным центрам, из которых три расположены в Новосибирске, а один – в Куйбышевском районе области.

С целью повышения привлекательности государственной и муниципальной службы для молодежи с 2023 года на территории Новосибирской области реализуется региональный образовательный проект «Молодежный кадровый резерв Новосибирской области». В рамках проекта осуществляется образовательная подготовка обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Новосибирской области в целях получения ими практических знаний и навыков, развития их личностных и деловых качеств, необходимых для замещения должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы.

С 2023 года участниками проекта стали более 250 обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Новосибирской области, из которых более 50 прошли стажировку в региональных органах исполнительной власти.

Отдельное внимание уделяется работе по сохранению исторической памяти. Так, в регионе реализуется Всероссийский проект «Уроки Памяти» при участии Движения Первых и регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». В 2024 году проведено более 4000 уроков с охватом более 8000 молодых людей.

С учетом значимости развития добровольчества на территории региона реализуются соответствующие проекты:

региональный конкурс на право стать лицом информационной кампании «Чтобы помогать, не нужен костюм супергероя». Конкурс направлен на популяризацию добровольческой деятельности через личные примеры волонтеров путем транслирования его на баннерах, билбордах и плакатах на улицах и в торговых центрах города и области. Конкурс и информационная кампания проводится при поддержке мэрии г. Новосибирска и Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Данная практика – инструмент, способствующий популяризации добровольчества и платформы Добро.рф;

региональная акция «Добрые уроки». Акция проводится в преддверии дня добровольца (первая неделя декабря) в школах и профессиональных образовательных организациях с целью вовлечения в добровольческую деятельность учащихся: на занятиях учащиеся в интерактивной форме узнают о том, что такое добровольчество, знакомятся с ценностями и смыслами движения, а также с тем, как создать собственный добровольческий отряд. Ежегодно в акции принимают участие более 80 тысяч человек;

волонтерский образовательный лагерь «54.ВОЛ» ежегодно становится образовательной площадкой для 100 представителей добровольческого сообщества: организаторов и волонтеров. Ежегодно тема лагеря выбирается с учетом актуальной федеральной и региональной повестки, а также с учетом тех точек роста, на которых важно сконцентрировать общие усилия;

с 2017 года проводится ежегодная Региональная премия в сфере добровольчества «Я – волонтер». Ее цель – признание опыта и достижений в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляемой на территории региона. Премия позволяет выявить лучшие практики и опыт добровольцев для дальнейшей трансляции в общество и оказания поддержки для их развития, а также для мотивации добровольцев (волонтеров) к осуществлению волонтерской деятельности.

Весомый вклад в развитие молодежной политики вносят учреждения высшего образования. Работа по поддержке и развитию студенческих инициатив, продвижение современных форм и методов воспитания молодой личности, формирование гражданственности и патриотизма ведется на системной основе. Творческий, интеллектуальный, личностный потенциал студентов является залогом развития в регионе ведущих проектов: «Студенческая весна», «Универвидение», фестиваль «Действуй», Парад российского студенчества, Клубы Первых, Политклубы.

В регионе на базе государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив» ведет работу «Проектный офис» (отдел развития и реализации молодежных инициатив), который оказывает содействие молодым людям в подготовке заявок на участие в грантовых конкурсах различного уровня.

В декабре 2024 года утвержден региональный комплекс мер по профилактике негативных социальных явлений в детской и молодежной среде на 2025–2027 годы. Значимыми направлениями являются профилактика и недопущение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в социально негативную деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С 2018 года в регионе работает движение Кибердружина Новосибирской области. Основными задачами Кибердружины являются мониторинг сети интернет в поисках деструктивного и противоправного контента, а также осуществление просветительской деятельности.

Форумная кампания представляет собой ряд федеральных, окружных и региональных мероприятий, которые сосредоточены на обсуждении актуальных вопросов, активном вовлечении молодежи в общественную и социальную деятельность, на обмене опытом и лучшими практиками, а также создании форумного образовательного «продукта», который может быть использован молодым человеком или территорией. Молодые люди Новосибирской области традиционно принимают участие в крупных форумах, таких как: Территория смыслов, Машук, Таврида, Острова и другие.

На территории Новосибирской области с 2015 года проходит форум молодежи «ПроРегион». Цель форума: создать диалоговую площадку, которая через интерактивные и творческие форматы взаимодействия позволит молодежи получить прикладные знания для решения актуальных для нее проблем и преодоления вызовов. Тематика форума изменяется ежегодно и определяется исходя из анализа актуальных проблем молодежи и вызовов времени. По итогам проведения форума его участники предлагают инициативы, способствующие решению проблем, обозначенных на форуме.

На форуме проводится Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодежь.Гранты». По итогам форума 2024 года было поддержано 15 проектов на общую сумму 4 000 000 рублей.

В рамках перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками Всемирного фестиваля молодежи от 30 мая 2024 года в регионе создан Международный клуб дружбы – неформальное сообщество иностранной и российской молодежи с активной гражданской позицией, основной миссией которого является продвижение идей многополярного мира и выстраивание долгосрочных партнерских и дружеских связей. Новосибирский государственный университет станет опорной региональной площадкой, транслирующей совместно с Департаментом и Дирекцией Всемирного фестиваля молодежи основные смыслы, форматы и проекты, связанные с деятельностью данных клубов. Дорожная карта развития Международных молодежных клубов утверждена заместителем Губернатора Новосибирской области 4 декабря 2024 года.

 

Научное, методическое и информационное обеспечение

молодежной политики

 

Ежегодно на базе Сибирского института управления – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Государственная молодежная политика: стратегии развития и повседневные практики в настоящем и будущем». Проведение конференции способствует объединению научного сообщества и сообщества практиков сферы молодежной политики.

В целях оказания методической поддержки специалистов по работе с молодежью и стандартизации работы в сфере молодежной политики в Новосибирской области внедряются следующие методические рекомендации: «Стандарт экосистемы молодежной политики», «Стандарт регионального органа исполнительной власти в сфере молодежной политики», «Стандарт учреждения молодежной политики».

С целью выстраивания единой информационной повестки всех субъектов сферы молодежной политики региона были разработаны план воспитательных мероприятий обучающихся образовательных организаций общего и среднего профессионального образования Новосибирской области на период 2024–2025 учебного года и единый план мероприятий сферы молодежной политики Новосибирской области на 2025 год. Практика разработки единого плана воспитательных мероприятий обучающихся образовательных организаций общего и среднего профессионального образования Новосибирской области и единого плана мероприятий сферы молодежной политики Новосибирской области будет продолжена.

Ежегодно проводится мониторинг эффективности деятельности органов по делам молодежи муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по реализации молодежной политики. Задачи проведения оценки эффективности включают сбор, обобщение и анализ информации о реализации молодежной политики в муниципальных образованиях, а также выявление лучших практик. Кроме того, оценка стимулирует повышение эффективности работы органов по делам молодежи и поощряет те из них, которые достигли наибольших успехов в этой области. На основании проведенного мониторинга формируются образовательные элементы программы полугодового семинара-совещания руководителей и специалистов органов и учреждений, отвечающих за работу с молодежью на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, а также выдаются подробные рекомендации по реализации молодежной политики в муниципалитетах.

С 2024–2025 учебного года внедрена оценка уровня интеграции образовательных организаций высшего образования Новосибирской области в федеральную и региональную систему молодежной политики «Студенческий город», которая проводится с целью анализа деятельности образовательных организаций высшего образования Новосибирской области на соответствие приоритетам развития государственной молодежной политики, определенным в Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 N 2233-р, и лучшим практикам реализации молодежной политики.

 

3. Проблемы в сфере молодежной политики

 

Анализ положения молодежи и состояния модели молодежной политики в Новосибирской области свидетельствует о ряде проблемных вопросов.

К вопросам ценностно-идеологического характера относятся:

разрозненность управления политикой в различных сферах общественной жизни на основе приоритета национальной культуры и традиционных ценностей;

ослабление системы межпоколенческих связей и преемственности ценностных ориентаций разных поколений жителей Новосибирской области;

ограниченность и слабая привлекательность для молодежной аудитории используемых в настоящее время каналов и механизмов передачи традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ориентиров, социального и исторического наследия.

К вопросам демографического характера относятся:

снижение у молодых граждан мотивации к сознательному созданию семьи;

низкая рождаемость в молодых семьях;

недостаточная обеспеченность жильем и (или) отсутствие жилых помещений, пригодных для проживания молодых граждан и молодых семей;

несовершенство мер поддержки молодых семей и молодых специалистов;

отток молодежи с сельских территорий и концентрация молодежи в г. Новосибирске.

К вопросам социального характера относятся:

несоответствие между желанием сохранять и укреплять собственное здоровье, вести здоровый образ жизни и наличием доступной спортивной инфраструктуры;

недостаточность мер по укреплению и охране здоровья молодежи, внедрению современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;

недостаток мер по социальной реинтеграции молодежи из группы риска, в том числе молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

недостаточность условий для личностного роста и самореализации молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья.

К вопросам экономического характера относятся:

снижение экономического потенциала молодежи в сфере промышленных технологий;

отток трудоспособной молодежи из региона;

низкая мотивация к овладению рабочими профессиями, в особенности востребованными в агропромышленном комплексе;

недостаточное использование потенциала работающей молодежи в решении задач молодежной политики.

К вопросам, связанным с государственной и общественной безопасностью, относятся:

рост вовлечения молодых граждан в преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации;

распространение, в том числе посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», деструктивных материалов (контента), причиняющих вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей и молодежи, в том числе распространяющих идеологию терроризма и экстремизма, пропаганду антисемейных ценностей, нетрадиционных сексуальных отношений, потребления психоактивных веществ; обострение и усиление конфликтов на национальной почве, в том числе с целью дестабилизации общественно-политической обстановки на территории Российской Федерации;

проявляющиеся факты агрессии и травли среди подростков и молодежи, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

распространение радикализма, неонацизма и иных деструктивных идеологий среди детей и молодежи, вовлечение (склонение, вербовка) их в экстремистскую и иную противоправную деятельность;

несформированность межведомственной системы просвещения в сфере работы с информацией, выявления ложных информационных потоков, реагирования в ситуациях травли, обеспечения безопасности персональных данных, распространение киберзависимости, номофобии.

К вопросам, связанным с молодежным участием и молодежным самоуправлением, относятся:

недостаточная развитость механизмов вовлечения молодежи в реализацию проектов инициативного бюджетирования.

К вопросам управленческого характера относятся:

несформированность нормативной правовой базы молодежной политики на муниципальном уровне;

незавершенный процесс создания отдельных (поименованных) органов по делам молодежи в структурах муниципальных органов власти;

неотрегулированный правовой статус учреждений по работе с молодежью;

недостаточное обеспечение инфраструктуры молодежной политики в новых микрорайонах г. Новосибирска и сельских территориях, в том числе дефицит доступных и бесплатных общественных пространств для детей и молодежи;

недостаточный уровень профессионального престижа специалистов по работе с молодежью;

отсутствие целостных и системных исследований в сфере молодежной политики.

 

III. Сценарии реализации молодежной политики

 

Стратегия предусматривает два сценария развития государственной молодежной политики Новосибирской области – инерционный и целевой (далее соответственно – инерционный сценарий, целевой сценарий). Указанные сценарии учитывают анализ социально-экономического положения молодежи и состояния современной модели молодежной политики в Новосибирской области, параметры демографического прогноза Новосибирской области, в том числе по муниципальным образованиям.

Инерционный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций развития молодежной политики, допускает невыполнение запланированных мер по приоритетным направлениям реализации Стратегии, нерешение многих существующих проблем в данной сфере и ограничение объемов финансирования. При реализации инерционного сценария развитие молодежной политики будет основываться на сохранении существующих условий, особенностей системы управления и инфраструктуры. При инерционном сценарии сохранится тенденция сокращения доли молодежи 26–35 лет в структуре работающего населения замедлит инновационное развитие, обострит кризис нехватки кадров на рынке труда, нарастающий демографический дисбаланс увеличит нагрузку на систему пенсионного обеспечения. Сохранится интенсивный отток в г. Новосибирск молодых граждан из малых городов и сельских поселений, что приведет к сокращению численности населения малых городов и сельских поселений, увеличится нагрузка на социальную инфраструктуру и стоимость жизни в Новосибирске. Ресурсы города Новосибирска и инфраструктура не обеспечат необходимые качественные, количественные изменения. Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием молодежной политики и улучшить социально-экономическое положение молодежи, замедлит развитие Новосибирской области как экономически активного региона.

Целевой сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив в сфере молодежной политики, существенное ускорение темпов развития молодежной политики, постепенное выполнение запланированных мер по приоритетным направлениям реализации Стратегии, преодоление существующих проблем и увеличение совокупных расходов на сферу молодежной политики за счет всех возможных источников. Целевой сценарий основан на усилении межотраслевой координации и межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, мониторинге достижения результатов реализации Стратегии, включая определенные в ней показатели. Целевой сценарий предусматривает адресность и многопрофильность инструментов работы с молодежью в зависимости от полового, возрастного и социального состава молодежи, иных ее характеристик. Спектр применяемых инструментов направлен на улучшение качества жизни (материальное благополучие, охрану здоровья, образование, занятость, культурный досуг, безопасность), социальную активность, гражданственность, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

 

4. Цель, приоритетные направления, задачи и меры по реализации Стратегии

 

Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной политики в Новосибирской области, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества с учетом его актуальных потребностей, вызовов и угроз, стоящих перед страной.

Приоритетные направления реализации Стратегии:

развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде;

создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры;

формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности;

профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству, в том числе на предприятиях агропромышленного сектора, и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности; противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита;

создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления;

совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики.

Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:

создать условия для обеспечения преемственности духовно-нравственных ценностей российского общества и принятия молодежью исторических и национально-культурных традиций народов России как основы для создания патриотического молодежного сообщества, работающего на национальные интересы России и Новосибирской области, готового служить Родине во всех сферах;

реализовать меры, направленные на повышение престижа военной службы и обеспечение поддержки молодых военнослужащих и членов их семей;

создать систему безопасности молодежи для формирования устойчивости молодежной среды к внешним и внутренним вызовам и угрозам, в том числе обеспечить предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи, формирование благоприятной информационной среды, защиту молодежи от деструктивного информационно-психологического воздействия, формирование законопослушного поведения, воспитание правового сознания;

реализовать меры и мероприятия, направленные на повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;

обеспечить подготовку молодежи к семейной жизни, укрепление семейных традиций и межпоколенческих связей, в том числе реализовать мероприятия, направленные на популяризацию и пропаганду ценностей семьи, материнства, отцовства и многодетности;

консолидировать ресурсы и усилия всех органов государственной и муниципальной власти Новосибирской области для обеспечения открытости и равного доступа молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;

создавать условия для формирования культуры здорового и активного образа жизни в молодежной среде, ответственной позиции за сохранение и укрепление собственного физического и духовного здоровья;

обеспечить повышение социальной ценности труда в молодежной среде, повышение мотивации у молодежи к активному построению карьеры и занятию предпринимательской деятельностью, в том числе через популяризацию рабочих профессий и специальностей;

разработать механизмы привлечения и стимулирования присутствия молодежи на территориях, которым грозит депопуляция и потеря экономического потенциала;

реализовать меры, направленные на содействие занятости молодежи, в том числе через создание доступной для молодежи системы профориентации, трудоустройства на первое рабочее место после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи;

обеспечить формирование комфортной среды для молодежи на территории Новосибирской области, способствующей привлечению и удержанию кадров для развития региона;

обеспечить участие молодежи в управлении делами государства и общественной жизни, создавать условия для поддержки и развития органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольческого движения, культуры взаимопомощи и вовлечения молодежи в социальную сферу;

обеспечить стабильные привлекательные условия для научной, научно-технической и инновационной деятельности молодежи;

обеспечить совершенствование научного, программного, кадрового, инфраструктурного, финансового, информационного и иных форм обеспечения молодежной политики, повышение профессионального престижа специалистов по работе с молодежью;

реализовать меры, направленные на цифровую трансформацию инструментов работы с молодежью;

обеспечить повышение эффективности деятельности органов по делам молодежи и согласованности функционирования других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, на основе единых целей, методов, ключевых показателей;

способствовать направлению новаторского и инновационного потенциала молодежи на социально-экономическое и социокультурное развитие региона, а также на достижение лидерских позиций региона и демонстрацию передового опыта региона в различных сферах деятельности;

создавать условия для развития системы социальных лифтов, поддержки проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации молодежи Новосибирской области;

способствовать формированию и развитию эффективного законодательства Новосибирской области в сфере молодежной политики.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде»:

обеспечение присутствия государственных символов Российской Федерации во всех сферах общественной жизни молодежи в целях формирования общероссийской гражданской идентичности;

популяризация использования молодежью в профессиональной и личной коммуникации литературного русского языка как языка межнационального общения, достижений национальных культур, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности;

популяризация изучения истории, в том числе родного края, на основе достоверных фактов и предметов, имеющих историческую и культурную ценность;

создание и развитие проектов, направленных на сближение поколений и передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей от старших поколений к младшим, приобщение молодежи к культуре и исторической памяти;

развитие наставничества в социальной сфере, привлечение к работе с детьми и молодежью лиц, имеющих значительные заслуги перед обществом, государственные награды, ведомственные знаки отличия, ветеранов боевых действий и участников специальной военной операции;

развитие системы поддержки молодежных организаций, проектов и инициатив, направленных на решение социально значимых задач в области образования, духовно-нравственного развития, социального предпринимательства, здравоохранения, культуры, в том числе посредством грантовой поддержки;

развитие форм взаимодействия в сфере воспитания детей и молодежи между общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими патриотическое воспитание молодежи;

формирование у обучающихся образовательных организаций высшего образования, профессиональных навыков и навыков общественно полезной работы, гражданственности и патриотизма по методике «обучение служением» через вовлечение в общественно значимые проекты и решение конкретных социальных задач;

популяризация деятельности молодежных организаций, занимающихся решением проблем экологии, экологического просвещения и развития экологической культуры, формирования духовно-нравственного отношения молодежи к родной природе и чувства сопричастности к ней;

популяризация научного знания и активная просветительская деятельность;

развитие системы выявления, поддержки и продвижения молодых деятелей культуры в трансляции и создании социально значимого контента для молодежи, направленного на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение исторической правды, формирование и продвижение образов современных российских героев в близких для молодежи жанрах;

развитие непрофессионального молодежного творчества с целью выявления и продвижения молодых талантов на основе традиций народов России;

вовлечение молодежи в деятельность, направленную на поддержку участников и ветеранов боевых действий и членов их семей;

популяризация военной службы с целью воспитания у молодежи чувства гражданской ответственности и патриотизма, разработка мер социальных поощрений для участников боевых действий, в том числе для участников специальной военной операции;

оказание содействия в развитии допризывной подготовки в образовательных организациях всех уровней с целью формирования у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры»:

популяризация института семьи как союза мужчины и женщины в качестве социально успешного компонента общества;

популяризация среди молодежи образа полной многодетной семьи;

содействие повышению уровня социально-правовой информированности в вопросах семьи и брака, психолого-педагогической готовности молодежи к родительству;

развитие молодежной инфраструктуры с учетом потребностей молодых семей;

разработка и реализация проектов и программ, направленных на развитие физической культуры, любительского туризма, творчества для молодых семей;

содействие поддержке военнослужащих в возрасте до 35 лет, в том числе участников специальной военной операции, и членов их семей, включая внедрение программ адаптации участников боевых действий и специальной военной операции по их возвращению на гражданскую работу и вовлечению в проекты и программы молодежной политики.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности»:

содействие укреплению здоровья молодежи;

воспитание у молодежи ответственного отношения к своему психологическому и физическому здоровью как обязательной части общекультурного развития;

разработка и реализация мер по поддержке психического здоровья молодежи, направленных на профилактику стресса и психических расстройств, на развитие устойчивости и адаптивности к изменяющимся жизненным обстоятельствам;

масштабирование практик молодежного туризма с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;

создание условий для реализации творческого потенциала молодежи, вовлечение ее в культурно-досуговую деятельность, поддержка творческих молодежных объединений и клубов;

расширение мер государственной поддержки талантливой (одаренной) молодежи;

интенсификация работы по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, с целью интеграции в российское общество иностранной молодежи;

содействие привлечению молодых специалистов на сельские территории для реализации карьерного и профессионального потенциала молодежи, их возможностей для творчества, досуга, спорта, рождения и воспитания детей, участия в реализации значимых социальных проектов в сельских населенных пунктах;

противодействие пропаганде вредных привычек, антисоциального образа жизни в молодежной среде и в обществе в целом.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству, в том числе на предприятиях агропромышленного сектора, и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности»:

формирование мотивации у молодых граждан к самообразованию;

популяризация в молодежной среде и в обществе в целом таких качеств и ценностей, как профессионализм, созидательный труд, в том числе через создание различных форм общественного признания за труд;

повышение эффективности программ профессионального самоопределения молодежи через развитие дополнительных профессиональных программ в форме стажировки, реализацию проектов промышленного туризма, ознакомление с региональными предприятиями;

снижение административных барьеров при трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте 14–17 лет, в том числе молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, развитие инфраструктуры подростковой занятости;

развитие системы наставничества в профессиональной сфере с целью поддержки и адаптации молодежи на первом рабочем месте, создания среды для формирования социальных навыков, повышения профессионального мастерства молодежи и передачи профессионального опыта;

развитие общедоступных сервисов для непрерывного обучения, развития гибких навыков, освоения новых технологий;

содействие развитию молодежного предпринимательства, повышение информированности и спроса на меры государственной поддержки среди молодых предпринимателей;

поддержка и оказание содействия деятельности молодежи в некоммерческом секторе, созданию и реализации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, созданных молодыми гражданами;

привлечение молодежи, в том числе молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, на государственную и муниципальную службу.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита»:

использование системы нравственных и смысловых ориентиров для повышения уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия и взаимодействия в молодежной среде, позволяющей противостоять идеологии экстремизма, терроризма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности;

профилактика социально негативных явлений в молодежной среде и вовлечение молодых граждан в активную деятельность по формированию позитивного антинаркотического, антиникотинового, антиалкогольного, антитеррористического, антиэкстремистского контента в информационном пространстве;

просвещение молодежи в сфере противодействия распространению идеологии нацизма, национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма;

развитие системы правовой грамотности молодежи для предупреждения правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

создание условий для востребованности у молодежи отечественных информационных ресурсов, социальных сетей, мобильных приложений;

профилактика насилия в отношении несовершеннолетних, предотвращение их безнадзорности, развитие жизненных и социальных навыков детей и молодежи;

правовое просвещение молодежи, направленное на формирование позитивного отношения к закону, установок на законопослушное поведение, на достижение прочных знаний молодых граждан о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, на повышение роли закона как непреложной социальной ценности;

разработка и внедрение действенных форм вовлечения молодых граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность;

формирование у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма и экстремизма в различных их проявлениях, противодействие обострению межнациональных и межконфессиональных конфликтов среди молодежи.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления»:

поддержка и развитие органов молодежного самоуправления;

формирование системы молодежного инициативного бюджетирования, распространение его практики в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

расширение инфраструктуры для поддержки добровольческого движения и пространств для развития социальных инноваций на муниципальном уровне;

развитие добровольческого движения, направленного на возрождение активного досуга детей по месту жительства, организацию дворовых турниров;

поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих (волонтерских) организаций;

формирование и развитие инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства), развитие механизмов координации поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

распространение лучших практик через организацию и мониторинг участия добровольцев (волонтеров) в деятельности государственных и муниципальных учреждений, а также содействие распространению информации о деятельности добровольцев (волонтеров) в средствах массовой информации и через социальную рекламу;

развитие и популяризация единой информационной системы в сфере добровольчества (волонтерства) «Добро.рф»; системы в сфере развития реализации программ обучения государственных и муниципальных служащих по тематике взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями и добровольцами, в том числе в форме программ совместного обучения;

реализация мер нематериальной поддержки граждан, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности;

обучение добровольцев (волонтеров), руководителей и специалистов добровольческих (волонтерских) организаций;

способствование развитию инклюзивного добровольчества на территории региона;

создание условий для вовлечения в добровольческую деятельность через принципы наставничества;

содействие развитию международных связей российских молодежных организаций, их равноправному сотрудничеству с зарубежными молодежными организациями;

развитие международного молодежного сотрудничества в формате «общественной дипломатии» для укрепления репутации Российской Федерации и Новосибирской области в зарубежных молодежных аудиториях.

Меры по приоритетному направлению реализации Стратегии «совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики»:

укрепление механизмов координации органов публичной власти и институтов гражданского общества на основе документов стратегического планирования, межведомственного и общественного взаимодействия для обеспечения единства, непрерывности сопровождения молодежи и учета ее интересов;

распространение опыта включения разделов о молодежной политике с выделением отдельного направления по созданию условий для самореализации сельской молодежи в стратегии, концепции и программы развития муниципальных образований, государственных и иных организаций, документы социального партнерства;

развитие системы самостоятельных органов по делам молодежи (наделенных исключительно полномочиями по реализации молодежной политики) и подведомственных им учреждений;

повышение привлекательности государственной и муниципальной службы в сфере молодежной политики как первого места работы для государственных и муниципальных служащих;

реализация программ повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;

участие в совершенствовании системы подготовки кадров в сфере молодежной политики; использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации молодежной политики.

 

5. Механизмы реализации Стратегии

 

Стратегия реализуется Департаментом, иными органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами Новосибирской области, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами в пределах установленной компетенции, общественными объединениями, а также другими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.

Департамент обеспечивает координацию и консолидацию усилий органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по реализации молодежной политики, осуществляет развитие и внедрение механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации молодежной политики, в том числе путем нормативно-правового регулирования в сфере молодежной политики.

Реализация Стратегии на уровне муниципальных образований будет осуществляться на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований, и обеспечивается в рамках реализации региональных и муниципальных проектов в сфере молодежной политики.

Планы мероприятий, направленные на реализацию Стратегии, учитываются при формировании и корректировке муниципальных программ и проектов.

 

6. Финансовые источники реализации Стратегии

 

Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию государственных программ Новосибирской области, поддержки в виде грантов, а также за счет внебюджетных источников.

 

7. Этапы реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа.

Первый этап (2025–2026 год) предусматривает:

разработку и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии;

внесение изменений в Закон Новосибирской области «О молодежной политике в Новосибирской области», подзаконные акты с учетом положений Стратегии;

устранение противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, возникающие в сфере молодежной политики;

начало реализации национального проекта «Молодежь и дети»;

корректировку Государственной программы Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области»;

обеспечение межведомственной и межуровневой координации вопросов реализации молодежной политики;

разработку механизма мониторинга молодежной политики региона и оценки ее состояния;

разработку и внедрение системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии;

принятие комплексных мер, обеспечивающих развитие инфраструктуры молодежной политики.

Второй этап (2027–2030 годы) предусматривает продолжение реализации национального проекта «Молодежь и дети» и выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии, а также разработку и осуществление дополнительных мер нормативно-правового, организационного, кадрового и методического характера, необходимых для достижения ее цели и задач. Также предусматривается обобщение результатов реализации Стратегии и при необходимости подготовка предложений по разработке новых документов стратегического планирования в сфере молодежной политики.

 

8. Оценка результатов реализации Стратегии

и ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

Оценка результатов реализации Стратегии осуществляется на основе контроля достижения основных показателей:

доля молодых граждан, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, к 2030 году составит не менее 75%;

доля молодых граждан, разделяющих и поддерживающих традиционные российские духовно-нравственные ценности, к 2030 году составит не менее 85%;

охват молодежи мероприятиями, проведенными на базе инфраструктуры молодежной политики, к 2030 году составит не менее 42%;

доля молодых семей, в том числе семей, имеющих детей, участвующих в мероприятиях по продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе в проектах и программах, направленных на патриотическое воспитание, добровольческую и общественную деятельность к 2030 году составит не менее 20%;

доля молодых граждан, верящих в возможности самореализации в Новосибирской области, к 2030 году составит не менее 85%;

доля молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, к 2030 году составит не ниже 45%.

Дополнительные показатели оценки результатов реализации Стратегии разрабатываются с учетом приоритетных направлений реализации Стратегии при формировании плана мероприятий по реализации Стратегии.

Перечень основных показателей, указанных в Стратегии, может уточняться по результатам мониторинга ее реализации. Источником исходной информации для оценки реализации Стратегии станут данные мониторинга реализации молодежной политики и данные статистических наблюдений. Уточнение основных показателей будет происходить в процессе реализации Стратегии с учетом достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.

 

IV. Контроль за реализацией Стратегии

 

Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Губернатор Новосибирской области.

Для контроля за ходом реализации Губернатор Новосибирской области утверждает план мероприятий по реализации Стратегии, в который включаются меры, необходимые для достижения установленных основных показателей.

Механизмом контроля реализации Стратегии будет являться контроль хода достижения показателей и результатов национального проекта «Молодежь и дети», декомпозированных на Новосибирскую область, а также контроль использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Новосибирской области в целях финансового обеспечения реализации программ по поддержке лучших практик в сфере добровольчества и комплексного развития молодежной политики (при наличии).

 

 

 

_________

 

Распоряжение Губернатора Новосибирской области "Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года" от 20.03.2025 N 49-р