Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 03.07.2024 N 325-рп "Об утверждении Концепции развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области "Сибирь – территория мужества" на 2024–2026 годы"

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 03.07.2024 N 325-рп "Об утверждении Концепции развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области "Сибирь – территория мужества" на 2024–2026 годы"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 03.07.2024 N 325-рп

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении Концепции развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области «Сибирь – территория мужества» на 2024–2026 годы

 

 

В соответствии с Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, в целях развития и совершенствования военно-патриотического воспитания в Новосибирской области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области «Сибирь – территория мужества» на 2024–2026 годы (далее – Концепция).

2. Министерству региональной политики Новосибирской области (Клюзов А.А.) совместно с министерством образования Новосибирской области (Жафярова М.Н.), министерством культуры Новосибирской области (Шуклина Ю.К.), министерством физической культуры и спорта Новосибирской области (Ахапов С.А.), министерством труда и социального развития Новосибирской области (Бахарева Е.В.), департаментом молодежной политики Новосибирской области (Федорчук С.В.), департаментом информационной политики администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (Нешумов С.И.), управлением информационных проектов Новосибирской области (Матвиенко С.Е.):

1) в срок до 01.09.2024 разработать план мероприятий по реализации Концепции (далее – план мероприятий);

2) обеспечить реализацию плана мероприятий.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при разработке муниципальных программ патриотического воспитания учитывать положения Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Петухова Ю.Ф.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                                А.А. Травников

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Новосибирской области

от 03.07.2024 N 325-рп

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области

«Сибирь – территория мужества» на 2024–2026 годы

 

 

I. Общие положения

 

1. Концепция развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области «Сибирь – территория мужества» на 2024–2026 годы (далее – Концепция) разработана в целях формирования системного подхода к реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р.

2. В настоящее время внутренняя и внешняя политика Российской Федерации претерпела серьезнейшие изменения. Геополитическая обстановка ставит четкие задачи по защите интересов российского государства, укреплению его суверенитета и решающей роли в мировом пространстве. Современная политическая ситуация, проведение специальной военной операции предъявляют новые, более высокие требования к интеллектуальным, профессиональным и психологическим качествам солдат и офицеров. Важнейшую роль в их формировании должна сыграть целенаправленная система воспитания, включающая воспитание готовности молодежи к защите Отечества.

Появление нового вида войн, которые называют «бесконтактными» или информационно-технологическими, требует проведения разъяснительной работы со всеми слоями общества и особо продуманной воспитательной работы в этом направлении с детьми и молодежью. Именно они в силу несформированности собственного мнения и взглядов, критичности мышления, отсутствия жизненного опыта, информационной доступности сомнительных интернет-источников находятся в зоне риска и часто попадают под влияние деструктивных или враждебных России сообществ, в том числе иностранных.

Поэтому разработка концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. Такой подход касается и военно-патриотического воспитания как важнейшего сегмента всей воспитательной системы.

Реализация Концепции будет способствовать признанию патриотического воспитания детей и молодежи одним из ключевых направлений во всех учреждениях образования, культуры, спорта и молодежной политики, а также развитию различных форм патриотического воспитания детей и молодежи.

 

II. Основные принципы совершенствования организации военно-патриотического воспитания

 

3. Основополагающим в развитии военно-патриотического воспитания детей и молодежи должно стать его понимание как социально значимой проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее, судьба новых поколений.

Исходя из этого, государство принимает необходимые меры по созданию системы военно-патриотического воспитания, призванной стать неотъемлемой частью социальной политики, основными принципами которой должны стать:

принцип системно-деятельностного подхода, предполагающий скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи в Новосибирской области;

принцип интегрированности, предполагающий единую систему воспитания детей и молодежи в Новосибирской области и рассматривающий патриотическое, гражданское и военно-патриотическое воспитание как сегменты данной системы. Второй стороной данного принципа является интегрированность военно-патриотического воспитания в целостную систему образования;

принцип непрерывности воспитательного процесса, предполагающий долговременную и постоянную деятельность всех государственных и общественных структур по формированию патриотизма и гражданственности на всех уровнях образования – от дошкольного до вузовского и послевузовского;

принцип преемственности, заключающийся в использовании имеющегося положительного прошлого опыта военно-патриотического воспитания как на общероссийском уровне, так и на региональном. Принцип также предполагает учет в организации деятельности достигнутых успехов и наработок, а также результатов – как базовых (отправных) положений для реализации данной Концепции;

принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, подразумевающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью и любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.;

принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, профессиональных и других особенностей групп детей и молодежи;

принцип универсальности основных направлений патриотического, гражданского и военно-патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования социально ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции и историю своей Родины и родного края.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в их единстве – системно, комплексно и последовательно.

 

III. Основные цели и задачи реализации Концепции

 

4. Цель – формирование у детей и молодежи патриотизма, готовности к достойному служению, защите Отечества и военной службе.

5. Задачи:

1) воспитание у молодежи допризывного возраста готовности к успешному выполнению специфических функций по обеспечению национальной и военной безопасности Российской Федерации в различных сферах деятельности, особенно военной, правоохранительной;

2) информационно-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации;

3) признание патриотического воспитания детей и молодежи одним из ключевых направлений во всех учреждениях образования, культуры, спорта и молодежной политики через развитие различных форм патриотического воспитания детей и молодежи;

4) создание инфраструктуры для осуществления деятельности по военно-патриотическому воспитанию, поддержка военно-патриотических клубов и объединений;

5) повышение эффективности военно-патриотического воспитания за счет более целенаправленного воспитания молодежи в духе высокой социальной активности, гражданственности, патриотизма. Мобилизация патриотических сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для развития патриотизма и готовности к служению Отечеству у молодежи как духовно-нравственной и социально значимой составляющей процессов изменения и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

6) уход от стихийности и бессодержательности в организации военно-патриотического воспитания;

7) воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в обеспечении защиты общества и государства;

8) создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения воинского долга различными группами молодежи с учетом их интересов, потребностей в различных сферах деятельности, особенно в военной.

 

IV. Основные направления реализации Концепции

 

6. Совершенствование государственной системы военно-патриотического воспитания требует целенаправленных действий по следующим направлениям:

1) организационно-управленческое обеспечение:

а) повышение ответственности глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области за создание эффективной системы военно-патриотического воспитания на территории соответствующего муниципального образования. Актуализация муниципальных программ (подпрограмм в действующих программах) по патриотическому воспитанию граждан с выделением денежных средств из местного бюджета, достаточных для проведения этой работы на высоком качественном уровне, в том числе на поддержку военно-патриотических клубов и объединений, оплату транспортных расходов для участия курсантов военно-патриотических клубов в региональных военно-спортивных играх, конкурсах, посещение тематических музеев и выставок;

б) организация деятельности Совета по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Новосибирской области при Губернаторе Новосибирской области, советов (комиссий) при главах администраций муниципальных районов и городских округов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию и рассмотрение на них вопросов по реализации данной Концепции;

в) координация действий руководителей учреждений, в структуре которых открыты военно-патриотические клубы и объединения, а также руководителей клубов, созданных на базе общественных объединений и организаций;

г) создание ежегодного единого календаря событий в сфере военно-патриотического воспитания, реализуемых на территории Новосибирской области;

2) аналитическое обеспечение:

а) ведение реестра военно-патриотических клубов и объединений, созданных на базе различного вида учреждений и организаций, действующих на территории Новосибирской области, и анализ их материально-технической базы;

б) регулярный анализ состояния работы по военно-патриотическому воспитанию, оценка эффективности системы военно-патриотического воспитания на территории Новосибирской области;

в) прогнозирование качественного и количественного развития инфраструктуры для военно-патриотического воспитания детей и молодежи, подготовка предложений по ее совершенствованию;

3) ресурсное обеспечение:

а) развитие и совершенствование инфраструктуры, сети военно-патриотических клубов и объединений;

б) рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для укрепления материально-технической базы военно-патриотических клубов и объединений;

в) поддержка на конкурсной основе инициатив и проектов некоммерческих организаций в сфере военно-патриотического воспитания, военно-патриотических клубов в части развития и укрепления материально-технической базы;

г) создание опорных площадок по развитию военно-патриотического воспитания;

д) создание условий для развития поискового движения Новосибирской области;

е) привлечение внебюджетных средств, средств организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для создания условий развития военно-патриотического воспитания;

4) кадровое и научно-методическое обеспечение:

а) методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, направленной на патриотическое воспитание детей и молодежи, поддержку военно-патриотических клубов, объединений и создание материальной базы для развития военно-патриотических клубов, а также работа по активизации деятельности советов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

б) анализ кадрового состава и существующей системы подготовки и переподготовки кадров в сфере военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

в) формирование государственного заказа на региональном уровне по подготовке и переподготовке кадров для работы в сфере военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Проведение форумов, конференций, семинаров, ориентированных на анализ, выявление эффективного опыта, новых технологий организации работы по военно-патриотическому воспитанию, создание опорных площадок по их отработке;

г) привлечение участников специальной военной операции к работе по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи;

д) формирование государственного заказа в рамках государственных программ на разработку и издание методических пособий, методических рекомендаций для руководителей военно-патриотических клубов и объединений по организации работы с различными категориями детей и молодежи;

е) научное обобщение результатов работы по военно-патриотическому воспитанию в регионе;

5) информационное обеспечение, взаимодействие с общественными организациями:

а) формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи военно-патриотического воспитания;

б) привлечение средств массовой информации, в том числе с использованием интернет-ресурсов, социальных сетей, наиболее популярных в молодежной среде, к пропаганде позитивного опыта участия в мероприятиях патриотической направленности, деятельности военно-патриотических клубов и объединений, поисковой, добровольческой деятельности.

 

V. Организация работы по реализации основных положений Концепции

 

7. Министерство региональной политики Новосибирской области совместно с государственным казенным учреждением Новосибирской области «Центр гражданского, патриотического воспитания и общественных проектов»:

1) обеспечивают:

а) на конкурсной основе поддержку инициатив и проектов некоммерческих организаций в сфере военно-патриотического воспитания, военно-патриотических клубов в части развития и укрепления материально-технической базы;

б) определение во взаимодействии с органами управления образованием актуальных тематик, вопросов для их рассмотрения и обсуждения в рамках форумов, конференций, семинаров, ориентированных на анализ, выявление эффективного опыта, новых технологий организации работы по военно-патриотическому воспитанию;

2) разрабатывают критерии, формы для ведения реестра военно-патриотических клубов и объединений, созданных на базе различного вида учреждений и организаций, действующих на территории Новосибирской области, и проводят анализ их материально-технической базы;

3) организуют:

а) сбор и обобщение информации от всех заинтересованных ведомств, организаций для подготовки ежегодного единого календаря событий в сфере военно-патриотического воспитания, реализуемых на территории Новосибирской области;

б) проведение зональных, региональных военно-спортивных игр, конкурсов, других мероприятий для курсантов военно-патриотических клубов и объединений;

4) привлекают лидеров общественного мнения, представителей ветеранских и иных организаций, участников специальной военной операции, а также граждан, награжденных государственными наградами, для организации тематических встреч с детьми и молодежью в рамках проведения мероприятий;

5) оказывают содействие в организации участия команд – победителей региональных этапов военно-спортивных игр в финалах общероссийских состязаний;

6) создают условия для развития поискового движения на территории Новосибирской области.

8. Министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области:

1) обеспечивают:

а) готовность педагогических и руководящих кадров к решению актуальных задач в сфере военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

б) разработку методических рекомендаций для руководителей военно-патриотических клубов и объединений по организации работы с различными категориями детей и молодежи;

в) реализацию комплекса мероприятий в рамках организации допризывной подготовки обучающихся;

г) реализацию программы военных сборов десятиклассников, профильных профориентационных смен по знакомству с военно-учетными специальностями во взаимодействии с региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Новосибирской области;

2) организуют:

а) работу по повышению квалификации и переподготовке по направлению «Педагогика» военнослужащих, уволенных в запас, готовых принимать участие в работе по военно-патриотическому воспитанию;

б) деятельность военно-патриотических клубов и объединений на базе образовательных организаций;

3) способствуют укреплению материально-технической базы военно-патриотических клубов и объединений на базе образовательных организаций;

4) привлекают лидеров общественного мнения, представителей ветеранских и иных организаций, участников специальной военной операции, а также граждан, награжденных государственными наградами, для организации тематических встреч с детьми и молодежью в образовательных организациях;

5) способствуют развитию связей между военно-патриотическими клубами и общественными, ветеранскими организациями, реализующими проекты в сфере военно-патриотического воспитания;

6) включают в программу оздоровительных и профильных лагерей проведение спортивно-игровых соревнований с военно-прикладными элементами (военизированные эстафеты, кроссы по пересеченной местности, преодоление полосы препятствий);

7) используют возможности морального и материального поощрения сотрудников, занимающихся вопросами военно-патриотического воспитания.

9. Министерство культуры Новосибирской области совместно с учреждениями культуры Новосибирской области организуют тематические выставки, экскурсии, творческие конкурсы, спектакли, показы художественных и документальных фильмов, создают музейные композиции, направленные на сохранение исторической памяти.

10. Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области совместно с учреждениями физической культуры и спорта:

1) способствуют формированию у молодежи допризывного и призывного возраста при организации занятий физической культурой и спортом физических и психологических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к военной службе;

2) предоставляют доступ для занятий физической культурой и спортом в порядке, установленном министерством физической культуры и спорта Новосибирской области, для военно-патриотических клубов и объединений;

3) привлекают детей и молодежь к участию во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне».

11. Министерство труда и социального развития Новосибирской области:

1) проводит конкурс программ областных профильных смен, в том числе патриотической направленности;

2) предусматривает денежные средства для организации закупочных процедур по приобретению путевок в организации отдыха детей и их оздоровления Новосибирской области для реализации программ областных профильных смен, в том числе патриотической направленности, прошедших конкурсный отбор.

12. Департамент молодежной политики Новосибирской области совместно с молодежными организациями и учреждениями:

1) обеспечивают на конкурсной основе поддержку инициатив и проектов молодежных организаций в сфере военно-патриотического воспитания;

2) развивают движение «Волонтеры Победы» путем вовлечения в его работу представителей молодежных организаций;

3) организуют деятельность военно-патриотических клубов и объединений на базе учреждений молодежной политики, способствуют укреплению их материально-технической базы;

4) популяризируют деятельность военно-патриотических клубов и объединений, поисковую, добровольческую и иную социально значимую деятельность на интернет-ресурсах, в социальных сетях, наиболее популярных в молодежной среде.

13. Департамент информационной политики администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области и управление информационных проектов Новосибирской области:

1) обеспечивают совместно с региональным телеканалом «ОТС-ТВ» производство еженедельной телепрограммы военно-патриотической направленности, имеющей целью популяризацию героического образа защитника Отечества;

2) обеспечивают информационную поддержку проведения мероприятий патриотической направленности, в том числе по подготовке граждан к военной службе.

 

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

14. Реализация Концепции позволит сформировать целенаправленную политику поддержки и укрепления системы военно-патриотического воспитания.

15. К количественным показателям реализации Концепции относятся:

укрепление материально-технической базы военно-патриотических клубов и объединений;

увеличение количества молодых людей, проживающих на территории Новосибирской области и принимающих участие в деятельности военно-патриотических клубов и объединений;

увеличение количества молодых людей, проживающих на территории Новосибирской области, готовых нести воинскую службу (в том числе на контрактной основе).

16. К качественным показателям реализации Концепции относятся:

создание системы и механизма высокоэффективного межведомственного, сетевого и организационного взаимодействия организаторов военно-патриотического воспитания на территории Новосибирской области;

сформированность у детей и молодежи, проживающих на территории Новосибирской области, осознанных чувств гражданственности и патриотизма, любви к Родине, а также готовности к несению воинской службы;

повышение эффективности проводимых мероприятий военно-патриотической направленности различного уровня и привлечение к их проведению партнерских организаций, в том числе находящихся за пределами Новосибирской области;

создание системы передового опыта по развитию региональной модели военно-патриотического воспитания с целью его популяризации и тиражирования на уровне Российской Федерации (выведение Новосибирской области в число лидеров данного направления воспитания в Российской Федерации).

 

 

 

_________

 

Распоряжение Правительства Новосибирской области "Об утверждении Концепции развития военно-патриотического воспитания в Новосибирской области "Сибирь – территория мужества" на 2024–2026 годы" от 03.07.2024 N 325-рп