Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.03.2023 N 170-рп "Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата"

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.03.2023 N 170-рп "Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 14.03.2023 N 170-рп

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата

 

 

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года»:

1. Утвердить прилагаемый региональный план адаптации к изменениям климата (далее – План).

2. Областным исполнительным органам Новосибирской области, являющимся исполнителями приоритетных адаптационных мероприятий Плана:

1) осуществлять выполнение приоритетных адаптационных мероприятий Плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год;

2) направлять в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области информацию о ходе реализации приоритетных адаптационных мероприятий Плана ежегодно до 1 марта.

3. Определить министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области координирующим органом по реализации Плана.

4. Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области ежегодно не позднее 15 апреля направлять в Министерство экономического развития Российской Федерации отчеты о ходе выполнения мероприятий Плана.

5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра сельского хозяйства Новосибирской области Лещенко Е.М.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                                    А.А. Травников

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Новосибирской области

от 14.03.2023 N 170-рп

 

 

Региональный план адаптации к изменениям климата

 

I. Наименование субъекта адаптации

По ОКВЭД:

РАЗДЕЛ С. Обрабатывающие производства.

01.1. Выращивание однолетних культур.

01.2. Выращивание многолетних культур.

01.6. Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции.

01.70. Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.

02.10.2. Деятельность лесохозяйственная прочая.

02.10.11. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

02.10.19. Выращивание прочей продукции лесопитомниками.

02.20. Лесозаготовки.

02.40. Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок.

14.12. Производство спецодежды.

29.10. Производство автотранспортных средств.

35.11.1. Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций.

35.12. Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

35.23. Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям.

35.30. Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

36.00. Забор, очистка и распределение воды.

38.21. Обработка и утилизация неопасных отходов.

38.22. Обработка и утилизация опасных отходов.

39.00. Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.

41.10. Разработка строительных проектов.

42.11. Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

42.21. Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.

42.91.4. Производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ.

42.99. Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки.

43.12. Подготовка строительной площадки.

52.21. Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом.

52.22.21. Деятельность инфраструктуры речных портов и гидротехнических сооружений.

63.11.1. Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

65.12.9. Прочие виды страхования, не включенные в другие группировки.

71.12.5. Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.

84.11.5. Управление деятельностью в области прогнозирования и планирования.

84.25. Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях; деятельность по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии.

85.42.9. Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.

86.90.1. Деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы.

86.90.9. Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки.

91.04. Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков

II. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных)

Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления).

Природно-климатические риски относятся к категории «чистых» рисков, когда существует вероятность получения отрицательного результата (убытков, ущерба) без возможности получения положительного результата.

В материалах проведенной под эгидой ООН Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (Кобе, Япония, 2005 г.) отмечено, что риск бедствия возникает в том случае, когда гидрометеорологические, геологические и другие опасности вступают во взаимодействие с факторами уязвимости физического, социального, экономического и экологического характера. Причиной подавляющего большинства бедствий являются гидрометеорологические явления.

Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий.

Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются:

разработка методов оценки природно-климатических рисков;

разработка методов страхования (хеджирования) природно-климатических рисков;

формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений и т.д.)

III. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня

Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Важными факторами, влияющими на состояние лесных экосистем, являются также возможные сдвиги природных зон и уменьшение биоразнообразия.

Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения.

Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений.

Изменение климата одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и/или миграции животных, продолжительности вегетационного периода, распределения видов и размеров популяций и даже вымирания видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения.

IV. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости

Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений.

Значения показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта

V. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков

Современная статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. Данные говорят о том, что 90% самых тяжелых экономических потерь приходятся на опасные гидрометеорологические явления: паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи.

Новосибирская область характеризуется значительным растущим трендом числа опасных метеорологических явлений, нанесших социальный и экономический ущерб, а также величиной линейного тренда сезонного числа дней с температурой выше 90-го процентиля (волны жары) и ростом числа случаев почвенной засухи.

По сравнению с базовым периодом 1961–1990 гг. на территории региона отмечается повышение среднегодовой температуры. Заметно повысилась средняя месячная температура холодного периода в среднем на 1,8°С

VI. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата

Возможно развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям:

строительство оросительных систем для полива сельскохозяйственных культур;

подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Новосибирской области;

перевод транспортных средств на газомоторное топливо;

использование новейших строительных материалов и технологий

 

VII. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий


N п/п

Наименование мероприятия

Срок

Вид документа и ожидаемый результат

Потребность в ресурсах

Исполнитель

1. Оптимизация работ по адаптации к изменениям климата

1.1

Проведение модернизации объектов теплоэнергетического комплекса Новосибирской области

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

1.2

Реализация государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

1.3

Увеличение площадей орошаемых земель за счет строительства новых и реконструкции существующих оросительных систем и сооружений для полива сельскохозяйственных культур в период вегетации

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области

1.4

Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах региона

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области,

сельхозтоваропроизводители (по согласованию)

1.5

Организация страхования посевов сельскохозяйственных культур от рисков гибели в связи с опасными явлениями природного характера

2022–2030 годы

Перечень экономических, финансовых инструментов и механизмов страхования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области,

сельхозтоваропроизводители (по согласованию)

1.6

Увеличение площади лесовосстановления

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, ГАУ НСО – лесхозы,
АО – лесхозы,
арендаторы лесных участков

(по согласованию)

1.7

Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

2022–2030 годы

Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области,
ГАУ НСО – лесхозы,
АО – лесхозы,
арендаторы лесных участков (по согласованию)

1.8

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области,
ГАУ НСО – лесхозы,

АО – лесхозы,
арендаторы лесных участков

(по согласованию)

1.9

Охрана и повышение качества лесов как накопителей и поглотителей парниковых газов, применение рациональных методов ведения лесного хозяйства

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области,
ГАУ НСО – лесхозы,
АО – лесхозы,
арендаторы лесных участков (по согласованию)

1.10

Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, мониторинг водных объектов

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области

1.11

Охрана и использование объектов животного мира

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области

1.12

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области,

органы местного самоуправления (по согласованию)

1.13

Создание объектов утилизации с технологией компостирования органической части твердых коммунальных отходов

2025–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

1.14

Ликвидация скотомогильников на территории Новосибирской области

2023–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Управление ветеринарии Новосибирской области

1.15

Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение их устойчивого функционирования, контроль за соблюдением режима охраны на особо охраняемых природных территориях

2022–2030 годы

Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области

1.16

Развитие экологически чистых видов транспорта, в том числе развитие городского электротранспорта

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области,

органы местного самоуправления (по согласованию)

1.17

Строительство транспортных развязок и обходов населенных пунктов с целью снижения воздействия на окружающую среду, в том числе уменьшение загрязнения воздуха токсичными веществами из-за выхлопных газов автомобилей в черте населенных пунктов, а также снижение уровня шума, вибрации, ионизирующего излучения от движущейся техники, пыли от перемещения транспортных средств

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

1.18

Использование новейших строительных материалов и технологий с целью повышения устойчивости дорожных покрытий к атмосферным воздействиям

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

1.19

Выбор оптимальной по погодным условиям стратегии работ по борьбе со скользкостью или профилактике ее образования

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

1.20

Повышение экологической грамотности

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, министерство образования Новосибирской области

1.21

Формирование списка объектов промышленной инфраструктуры для оценки влияния климатических изменений

2022–2023 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство промышленности и торговли Новосибирской области

1.22

Подготовка рекомендаций по осуществлению комплексного развития промышленных предприятий с учетом изменения климата

2023–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство промышленности и торговли Новосибирской области

1.23

Оказание содействия в подготовке работников и персонала предприятий к проведению профилактических мероприятий по адаптации промышленности региона к изменениям климата

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство промышленности и торговли Новосибирской области

2. Формирование и совершенствование системы мониторинга и нормативно-методической базы

2.1

Совершенствование систем прогнозирования и оповещения об ураганах, смерчах, очень сильном ветре, гололедно-изморозевых явлениях

2022–2030 годы

Информационные материалы, размещенные на сайте ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата.

Формирование официальной статистической информации об уровне защищенности населения и экономики от неблагоприятных последствий изменения климата

 

ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (по согласованию)

2.2

Мониторинг достаточности ресурсов и мероприятий, реализуемых областными исполнительными органами Новосибирской области, направленных на адаптацию к изменениям климата

2022–2030 годы

Нормативный правовой акт Правительства Новосибирской области и/или областных исполнительных органов Новосибирской области. Внесение изменений и дополнений в действующие государственные программы Новосибирской области (планы их реализации) при необходимости включения (дополнения) мероприятий, направленных на адаптацию к изменениям климата

Оценка потребности в ресурсах производится исходя из расходов на мероприятия, направленные на адаптацию к изменениям климата и включенные в действующие государственные программы

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области совместно с областными исполнительными органами Новосибирской области

2.3

Мониторинг состояния оснований и покрытий зданий, демонтаж устаревших или непрочных зданий и сооружений

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Органы местного самоуправления (по согласованию)

3. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию плана мероприятий (механизм управления)

3.1

Учет погодно-климатических рисков при организации работ по строительному проектированию, организации и проведении строительных работ, эксплуатации зданий и сооружений

2022–2030 годы

Нормативный правовой акт.

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство строительства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

3.2

Выполнение комплексных мероприятий, направленных на организацию и заблаговременное выявление, прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источников чрезвычайных ситуаций, а также на снижение уровня рисков их возникновения с учетом климатических изменений

2022–2030 годы

Информационные материалы, размещенные на сайте ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата.

Формирование официальной статистической информации об уровне защищенности населения и экономики от неблагоприятных последствий изменения климата

 

ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (по согласованию), ФГБВУ «Верхне-Обское бассейновое водное управление» (по согласованию)

3.3

Обеспечение подготовки ежемесячных прогнозов чрезвычайных ситуаций, прогноза развития весеннего половодья, долгосрочного прогноза на летний пожароопасный сезон, долгосрочного прогноза циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период

2022–2030 годы

Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата

 

ГУ МЧС России по Новосибирской области, ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (по согласованию), ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (по согласованию)

3.4

Предупреждение и предотвращение подтопления (затопления) поверхностными водами, а также понижение грунтовых вод на территории населенных пунктов Новосибирской области

2022–2030 годы

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области

3.5

Подготовка должностных лиц и специалистов спасательных служб Новосибирской области к действиям в различных условиях опасных метеорологических явлений

2022–2030 годы

Нормативный правовой акт.

Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

 

ГАОУ ДПО НСО «Учебно-методический центр ГОЧС Новосибирской области» (по согласованию)


Результаты оценки климатических рисков Новосибирской области (2010 год – январь – сентябрь 2021 года) приведены в приложении N 1 к региональному плану адаптации к изменениям климата.

Результаты ранжирования адаптационных мероприятий приведены в приложении N 2 к региональному плану адаптации к изменениям климата.

Применяемые сокращения:

АО – акционерные общества;

ГАОУ ДПО НСО «Учебно-методический центр ГОЧС Новосибирской области» – государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Новосибирской области»;

ГАУ НСО – государственные автономные учреждения Новосибирской области;

ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» – государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»;

ГУ МЧС России по Новосибирской области – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области;

ООН – Организация Объединенных Наций;

ФГБВУ «Верхне-Обское бассейновое водное управление» – федеральное государственное бюджетное учреждение Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов;

ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» – федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

 

 

_________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к региональному плану адаптации

к изменениям климата

 

 

Результаты оценки климатических рисков Новосибирской области

(2010 год – январь – сентябрь 2021 года)

 

 

I. Обобщенная информация

 

1. Наименование территории (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет): Новосибирская область.

2. Подверженность территории климатическим рискам.

Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления).

Среди природных явлений на территории Новосибирской области опасность представляют стихийные проявления следующих природных факторов:

гидрологических (паводки с затоплением пойменных территорий, наводнения в период весеннего половодья на малых реках; низкие уровни воды, существенно ниже проектных отметок водозаборных сооружений);

метеорологических (шквалы, гололедно-изморозевые явления, снегопады, градобития, сильные и продолжительные дожди, засухи);

пожароопасность (ландшафтные пожары).

К наиболее опасным погодно-климатическим рискам Новосибирской области относятся риски: засухи и жары, подтопления и наводнений, заморозков, града, сильного ветра и лесных пожаров.

Определяющим фактором рисков засухи и жары на территории области, вызванных в том числе ростом температуры, является изменение режима увлажнения.

3. Распределение климатических рисков территории по уровням опасности (ретроспективная оценка рисков).

 

Общее количество рисков

 

Катастрофический

Весьма опасный

Опасный

Умеренно опасный

0%

0%

12,5%

8,3%

 

По категориям риска (да/нет)

 

N п/п

Показатель риска

Катастрофический

Весьма опасный

Опасный

Умеренно опасный

1

Оползни

нет

нет

нет

нет

2

Сели

нет

нет

нет

нет

3

Лавины

нет

нет

нет

нет

4

Абразия и термоабразия

нет

нет

нет

нет

5

Переработка берегов водохранилищ, озер

нет

нет

нет

нет

6

Карст

нет

нет

нет

нет

7

Суффозия

нет

нет

нет

нет

8

Просадочность лессовых пород

нет

нет

нет

нет

9

Подтопление территории

нет

нет

нет

да

10

Эрозия плоскостная и овражная

нет

нет

нет

нет

11

Русловые деформации

нет

нет

нет

нет

12

Термоэрозия овражная

нет

нет

нет

нет

13

Термокарст

нет

нет

нет

нет

14

Пучение

нет

нет

нет

нет

15

Солифлюкция

нет

нет

нет

нет

16

Наледеобразование

нет

нет

нет

нет

17

Наводнение

нет

нет

нет

нет

18

Ураганы, смерчи, сильный ветер

нет

нет

нет

нет

19

Жара

нет

нет

да

нет

20

Засуха

нет

нет

да

нет

21

Возврат холодов в вегетационный период (заморозки)

нет

нет

нет

да

22

Град

нет

нет

нет

да

23

Сильные атмосферные осадки

нет

нет

нет

да

24

Пожарная опасность в лесах

нет

нет

нет

да

 

II. Детализированная информация

 

Для Новосибирской области характерны следующие климатические риски:


Показатель риска

Жара

Засуха

Возврат холодов в вегетационный период (заморозки)

Град

Сильные атмосферные осадки

Подтопление

Природные пожары

Подверженность территории, %

13,2

17,2

3

9

21

11,2

12,4

 

Значение максимальной температуры 0,95 обеспеченности

Интенсивность

Интенсивность

Число дней с градом

Интенсивность

Интенсивность

Продолжитель-ность

1,5–2 месяца

 

35,5°C

Средняя

-8°C

2

58,2 мм/12 час

Средняя

Средняя

 


III. Сведения о фактическом и возможном ущербе

 

1. Сведения о фактическом ущербе:

 

N п/п

Наимено-вание климати-ческого риска

Описание проявления климатического риска на территории (год, географическая привязка, показатели интенсивности и продолжительности)

Общее описание ущерба

Оценка ущерба и затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на ликвидацию последствий климатического риска (всего и по годам)

Не выявлено

 

2. Сведения о возможном ущербе от воздействия климатических рисков:

 

N

п/п

Наименование климатического риска

Оценка возможного ущерба (в млн рублей)
и (или) описание

прямой экономический ущерб

косвенный экономический ущерб

неэкономические потери

1

Экстремально высокая температура воздуха, засуха, жара

 

 

2

Влияние на особо охраняемые природные территории

информация отсутствует

для особо охраняемых природных территорий, сохраняющих лесные ландшафты: возрастание рисков полной утраты изза возрастания вероятности пожаров; утрата ценности из-за гибели лесных насаждений;

для особо охраняемых природных территорий, сохраняющих степные ландшафты: возрастание рисков частичной деградации из-за возрастания вероятности пожаров;

для особо охраняемых природных территорий, сохраняющих болотные и водные ландшафты: полная или частичная утрата ценности из-за пересыхания болот и водоемов или уменьшения их водности

3

Влияние на редкие виды

информация отсутствует

ухудшение состояния популяций, внесенных в Красную книгу Новосибирской области

 

IV. Прогноз климатических рисков

 

1. Ожидаемые изменения климата по территории в соответствии с прогнозом ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

На территории региона отмечается повышение среднегодовой температуры относительно базового периода (1961–1990 гг.). Заметно повысилась средняя месячная температура холодного периода – в среднем на 1,8°С. На более ранние сроки смещается дата перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°С в сторону повышения.

На территории Новосибирской области возможно уменьшение величины гидротермического коэффициента увлажнения Селянинова относительно базового периода в диапазоне от -0,16 до -0,12 ед. в период 2050–2059 гг. и от -0,26 до -0,19 ед. к концу XXI века.

Данные указывают на рост засушливости, который будет сопровождаться уменьшением запасов влаги в почве, вследствие чего в близкой перспективе (2030–2039 гг.) можно ожидать снижения урожайности на -11,7 +/- 3,0%, величина которой к середине века может достигнуть -15,8 +/-5,1% относительно базового периода.

2. Описание прогнозируемых изменений в распределении климатических рисков территории.

По оценочным докладам ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» основными рисками для территории Новосибирской области могут стать дефицит осадков и повышение температуры в летний период, отсутствие условий для формирования половодья и пополнения подземных вод, увеличение количества и интенсивности локальных конвективных явлений (крупный град, шквал).

 

Контактная информация.

Меньших Наталья Сергеевна – начальник отдела государственных программ, финансового аудита, мониторинга и контроля министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, тел.: +7(383) 296-51-38, e-mail: n.menshih@nso.ru. Дата заполнения: 28.11.2022.

 

 

_________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к региональному плану адаптации

к изменениям климата

 

 

Результаты ранжирования адаптационных мероприятий

 

 

1. Наименование субъекта адаптации – Новосибирская область.

2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании:

 

Фактор

Компоненты фактора

Обозначение

Вес фактора

1

2

3

4

1. Эффект для снижения уровня риска

1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска

Фактор 1.1

10

1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска

Фактор 1.2

10

2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия

2.1. Снижение показателя уязвимости

Фактор 2.1

20

2.2. Увеличение пороговых значений

Фактор 2.2

20

2.3. Использование страховых инструментов

Фактор 2.3

10

2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие)

Фактор 2.4

20

3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата

Фактор 3

10

 =

100%

 

3. Ранжирование адаптационных мероприятий.

Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами.

Эксперты и экспертные организации для проведения оценки не привлекались.


Наименование адаптационного мероприятия

Фактор 1.1

Фактор 1.2

Фактор 2.1

Фактор 2.2

Фактор 2.3

Фактор 2.4

Фактор 3

Максимальное значение веса фактора (справочно, раздел 2)

10

10

20

20

10

20

10

Значение учета фактором адаптационным мероприятием

Сумма

Ранг (присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке)

Проведение модернизации объектов теплоэнергетического комплекса Новосибирской области

1

3

2

1

5

10

5

27

2

Реализация государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п

1

5

2

1

0

1

5

15

9

Увеличение площадей орошаемых земель за счет строительства новых и реконструкции существующих оросительных систем и сооружений для полива сельскохозяйственных культур в период вегетации

0

3

1

0

1

1

2

8

12

Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах региона

0

1

1

0,5

3

0

2

7,5

14

Организация страхования посевов сельскохозяйственных культур от рисков гибели в связи с опасными явлениями природного характера

0

1

1

0,5

0

0

1

3,5

18

Увеличение площади лесовосстановления

0

1

1

1

0

0

2

5

17

Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

0

1

1

0,5

1

0

2

5,5

16

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах

4

3

3

2

0

0

4

16

8

Охрана и повышение качества лесов как накопителей и поглотителей парниковых газов, применение рациональных методов ведения лесного хозяйства

4

3

3

2

0

0

4

16

8

Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, мониторинг водных объектов

4

3

3

2

0

0

4

16

8

Охрана и использование объектов животного мира

4

5

1

1

0

2

4

17

7

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

4

3

3

2

0

0

4

16

8

Создание объектов утилизации с технологией компостирования органической части твердых коммунальных отходов

2

4

5

3

0

2

4

20

5

Ликвидация скотомогильников на территории Новосибирской области

6

5

2

1

1

1

5

21

4

Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение их устойчивого функционирования, контроль за соблюдением режима охраны на особо охраняемых природных территориях

0

3

5

2

7

10

5

32

1

Развитие экологически чистых видов транспорта, в том числе развитие городского электротранспорта

0

3

5

2

7

10

5

32

1

Строительство транспортных развязок и обходов населенных пунктов с целью снижения воздействия на окружающую среду, в том числе уменьшение загрязнения воздуха токсичными веществами из-за выхлопных газов автомобилей в черте населенных пунктов, а также снижение уровня шума, вибрации, ионизирующего излучения от движущейся техники, пыли от перемещения транспортных средств

2

2

2

0,5

0

0

2

8,5

13

Использование новейших строительных материалов и технологий с целью повышения устойчивости дорожных покрытий к атмосферным воздействиям

2

3

1

1

0

0

3,5

10,5

8

Выбор оптимальной по погодным условиям стратегии работ по борьбе со скользкостью или профилактике ее образования

2

3

1

1

0

0

3,5

10,5

10

Повышение экологической грамотности

1

1

0,5

1

1

0

2

6,5

15

Формирование списка объектов промышленной инфраструктуры для оценки влияния климатических изменений

2

3

1

1

0

0

3,5

10,5

10

Подготовка рекомендаций по осуществлению комплексного развития промышленных предприятий с учетом изменения климата

1

1

0,5

1

1

0

2

6,5

15

Оказание содействия в подготовке работников и персонала предприятий к проведению профилактических мероприятий по адаптации промышленности региона к изменениям климата

0

1

0,5

1

1

0

2

5,5

16

Совершенствование систем прогнозирования и оповещения об ураганах, смерчах, очень сильном ветре, гололедно-изморозевых явлениях

0

0

0

0

0

0

5

5

17

Мониторинг достаточности ресурсов и мероприятий, реализуемых областными исполнительными органами Новосибирской области, направленных на адаптацию к изменениям климата

2

1

0

0

0

2

3

8

12

Мониторинг состояния оснований и покрытий зданий, демонтаж устаревших или непрочных зданий и сооружений

2

1

0

0

0

2

3

8

12

Учет погодно-климатических рисков при организации работ по строительному проектированию, организации и проведении строительных работ, эксплуатации зданий и сооружений

1

2

5

1

0

5

5

19

6

Выполнение комплексных мероприятий, направленных на организацию и заблаговременное выявление, прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источников чрезвычайных ситуаций, а также на снижение уровня рисков их возникновения с учетом климатических изменений

2

1

0

0

0

2

3

8

12

Обеспечение подготовки ежемесячных прогнозов чрезвычайных ситуаций, прогноза развития весеннего половодья, долгосрочного прогноза на летний пожароопасный сезон, долгосрочного прогноза циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период

1

2

3

1

0

0

3

10

11

Предупреждение и предотвращение подтопления (затопления) поверхностными водами, а также понижение грунтовых вод на территории населенных пунктов Новосибирской области

4

5

3

3

2

3

3

23

3

Подготовка должностных лиц и специалистов спасательных служб Новосибирской области к действиям в различных условиях опасных метеорологических явлений

2

1

0

0

0

2

3

8

12


 

_________

 

Распоряжение Правительства Новосибирской области "Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата" от 14.03.2023 N 170-рп