Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.03.2023 N 170-рп "Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14.03.2023 N 170-рп
г. Новосибирск
Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года»:
1. Утвердить прилагаемый региональный план адаптации к изменениям климата (далее – План).
2. Областным исполнительным органам Новосибирской области, являющимся исполнителями приоритетных адаптационных мероприятий Плана:
1) осуществлять выполнение приоритетных адаптационных мероприятий Плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год;
2) направлять в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области информацию о ходе реализации приоритетных адаптационных мероприятий Плана ежегодно до 1 марта.
3. Определить министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области координирующим органом по реализации Плана.
4. Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области ежегодно не позднее 15 апреля направлять в Министерство экономического развития Российской Федерации отчеты о ходе выполнения мероприятий Плана.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра сельского хозяйства Новосибирской области Лещенко Е.М.
Губернатор Новосибирской области А.А. Травников
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 14.03.2023 N 170-рп
Региональный план адаптации к изменениям климата
I. Наименование субъекта адаптации | По ОКВЭД: РАЗДЕЛ С. Обрабатывающие производства. 01.1. Выращивание однолетних культур. 01.2. Выращивание многолетних культур. 01.6. Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. 01.70. Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях. 02.10.2. Деятельность лесохозяйственная прочая. 02.10.11. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев). 02.10.19. Выращивание прочей продукции лесопитомниками. 02.20. Лесозаготовки. 02.40. Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок. 14.12. Производство спецодежды. 29.10. Производство автотранспортных средств. 35.11.1. Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. 35.12. Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. 35.23. Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям. 35.30. Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха. 36.00. Забор, очистка и распределение воды. 38.21. Обработка и утилизация неопасных отходов. 38.22. Обработка и утилизация опасных отходов. 39.00. Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов. 41.10. Разработка строительных проектов. 42.11. Строительство автомобильных дорог и автомагистралей. 42.21. Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. 42.91.4. Производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ. 42.99. Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки. 43.12. Подготовка строительной площадки. 52.21. Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом. 52.22.21. Деятельность инфраструктуры речных портов и гидротехнических сооружений. 63.11.1. Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. 65.12.9. Прочие виды страхования, не включенные в другие группировки. 71.12.5. Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения. 84.11.5. Управление деятельностью в области прогнозирования и планирования. 84.25. Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях; деятельность по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии. 85.42.9. Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки. 86.90.1. Деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы. 86.90.9. Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки. 91.04. Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков |
II. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) | Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления). Природно-климатические риски относятся к категории «чистых» рисков, когда существует вероятность получения отрицательного результата (убытков, ущерба) без возможности получения положительного результата. В материалах проведенной под эгидой ООН Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (Кобе, Япония, 2005 г.) отмечено, что риск бедствия возникает в том случае, когда гидрометеорологические, геологические и другие опасности вступают во взаимодействие с факторами уязвимости физического, социального, экономического и экологического характера. Причиной подавляющего большинства бедствий являются гидрометеорологические явления. Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий. Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются: разработка методов оценки природно-климатических рисков; разработка методов страхования (хеджирования) природно-климатических рисков; формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений и т.д.) |
III. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня | Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Важными факторами, влияющими на состояние лесных экосистем, являются также возможные сдвиги природных зон и уменьшение биоразнообразия. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения. Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений. Изменение климата одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и/или миграции животных, продолжительности вегетационного периода, распределения видов и размеров популяций и даже вымирания видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения. |
IV. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости | Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений. Значения показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта |
V. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков | Современная статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. Данные говорят о том, что 90% самых тяжелых экономических потерь приходятся на опасные гидрометеорологические явления: паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи. Новосибирская область характеризуется значительным растущим трендом числа опасных метеорологических явлений, нанесших социальный и экономический ущерб, а также величиной линейного тренда сезонного числа дней с температурой выше 90-го процентиля (волны жары) и ростом числа случаев почвенной засухи. По сравнению с базовым периодом 1961–1990 гг. на территории региона отмечается повышение среднегодовой температуры. Заметно повысилась средняя месячная температура холодного периода – в среднем на 1,8°С |
VI. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата | Возможно развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям: строительство оросительных систем для полива сельскохозяйственных культур; подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Новосибирской области; перевод транспортных средств на газомоторное топливо; использование новейших строительных материалов и технологий |
VII. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Вид документа и ожидаемый результат | Потребность в ресурсах | Исполнитель |
1. Оптимизация работ по адаптации к изменениям климата | |||||
1.1 | Проведение модернизации объектов теплоэнергетического комплекса Новосибирской области | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
1.2 | Реализация государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
1.3 | Увеличение площадей орошаемых земель за счет строительства новых и реконструкции существующих оросительных систем и сооружений для полива сельскохозяйственных культур в период вегетации | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство сельского хозяйства Новосибирской области |
1.4 | Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах региона | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство сельского хозяйства Новосибирской области, сельхозтоваропроизводители (по согласованию) |
1.5 | Организация страхования посевов сельскохозяйственных культур от рисков гибели в связи с опасными явлениями природного характера | 2022–2030 годы | Перечень экономических, финансовых инструментов и механизмов страхования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство сельского хозяйства Новосибирской области, сельхозтоваропроизводители (по согласованию) |
1.6 | Увеличение площади лесовосстановления | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и
экологии Новосибирской области, ГАУ НСО – лесхозы, (по согласованию) |
1.7 | Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров | 2022–2030 годы | Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата |
| Министерство природных ресурсов и
экологии Новосибирской области, |
1.8 | Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и
экологии Новосибирской области, АО – лесхозы, (по согласованию) |
1.9 | Охрана и повышение качества лесов как накопителей и поглотителей парниковых газов, применение рациональных методов ведения лесного хозяйства | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и
экологии Новосибирской области, |
1.10 | Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, мониторинг водных объектов | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области |
1.11 | Охрана и использование объектов животного мира | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области |
1.12 | Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.13 | Создание объектов утилизации с технологией компостирования органической части твердых коммунальных отходов | 2025–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
1.14 | Ликвидация скотомогильников на территории Новосибирской области | 2023–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Управление ветеринарии Новосибирской области |
1.15 | Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение их устойчивого функционирования, контроль за соблюдением режима охраны на особо охраняемых природных территориях | 2022–2030 годы | Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата |
| Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области |
1.16 | Развитие экологически чистых видов транспорта, в том числе развитие городского электротранспорта | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.17 | Строительство транспортных развязок и обходов населенных пунктов с целью снижения воздействия на окружающую среду, в том числе уменьшение загрязнения воздуха токсичными веществами из-за выхлопных газов автомобилей в черте населенных пунктов, а также снижение уровня шума, вибрации, ионизирующего излучения от движущейся техники, пыли от перемещения транспортных средств | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.18 | Использование новейших строительных материалов и технологий с целью повышения устойчивости дорожных покрытий к атмосферным воздействиям | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.19 | Выбор оптимальной по погодным условиям стратегии работ по борьбе со скользкостью или профилактике ее образования | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.20 | Повышение экологической грамотности | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, министерство образования Новосибирской области |
1.21 | Формирование списка объектов промышленной инфраструктуры для оценки влияния климатических изменений | 2022–2023 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство промышленности и торговли Новосибирской области |
1.22 | Подготовка рекомендаций по осуществлению комплексного развития промышленных предприятий с учетом изменения климата | 2023–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство промышленности и торговли Новосибирской области |
1.23 | Оказание содействия в подготовке работников и персонала предприятий к проведению профилактических мероприятий по адаптации промышленности региона к изменениям климата | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство промышленности и торговли Новосибирской области |
2. Формирование и совершенствование системы мониторинга и нормативно-методической базы | |||||
2.1 | Совершенствование систем прогнозирования и оповещения об ураганах, смерчах, очень сильном ветре, гололедно-изморозевых явлениях | 2022–2030 годы | Информационные материалы, размещенные на сайте ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата. Формирование официальной статистической информации об уровне защищенности населения и экономики от неблагоприятных последствий изменения климата |
| ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (по согласованию) |
2.2 | Мониторинг достаточности ресурсов и мероприятий, реализуемых областными исполнительными органами Новосибирской области, направленных на адаптацию к изменениям климата | 2022–2030 годы | Нормативный правовой акт Правительства Новосибирской области и/или областных исполнительных органов Новосибирской области. Внесение изменений и дополнений в действующие государственные программы Новосибирской области (планы их реализации) при необходимости включения (дополнения) мероприятий, направленных на адаптацию к изменениям климата | Оценка потребности в ресурсах производится исходя из расходов на мероприятия, направленные на адаптацию к изменениям климата и включенные в действующие государственные программы | Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области совместно с областными исполнительными органами Новосибирской области |
2.3 | Мониторинг состояния оснований и покрытий зданий, демонтаж устаревших или непрочных зданий и сооружений | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Органы местного самоуправления (по согласованию) |
3. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию плана мероприятий (механизм управления) | |||||
3.1 | Учет погодно-климатических рисков при организации работ по строительному проектированию, организации и проведении строительных работ, эксплуатации зданий и сооружений | 2022–2030 годы | Нормативный правовой акт. Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство строительства Новосибирской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
3.2 | Выполнение комплексных мероприятий, направленных на организацию и заблаговременное выявление, прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источников чрезвычайных ситуаций, а также на снижение уровня рисков их возникновения с учетом климатических изменений | 2022–2030 годы | Информационные материалы, размещенные на сайте ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата. Формирование официальной статистической информации об уровне защищенности населения и экономики от неблагоприятных последствий изменения климата |
| ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (по согласованию), ФГБВУ «Верхне-Обское бассейновое водное управление» (по согласованию) |
3.3 | Обеспечение подготовки ежемесячных прогнозов чрезвычайных ситуаций, прогноза развития весеннего половодья, долгосрочного прогноза на летний пожароопасный сезон, долгосрочного прогноза циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период | 2022–2030 годы | Развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата |
| ГУ МЧС России по Новосибирской области, ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (по согласованию), ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (по согласованию) |
3.4 | Предупреждение и предотвращение подтопления (затопления) поверхностными водами, а также понижение грунтовых вод на территории населенных пунктов Новосибирской области | 2022–2030 годы | Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области |
3.5 | Подготовка должностных лиц и специалистов спасательных служб Новосибирской области к действиям в различных условиях опасных метеорологических явлений | 2022–2030 годы | Нормативный правовой акт. Формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
| ГАОУ ДПО НСО «Учебно-методический центр ГОЧС Новосибирской области» (по согласованию) |
Результаты оценки климатических рисков Новосибирской области (2010 год – январь – сентябрь 2021 года) приведены в приложении N 1 к региональному плану адаптации к изменениям климата.
Результаты ранжирования адаптационных мероприятий приведены в приложении N 2 к региональному плану адаптации к изменениям климата.
Применяемые сокращения:
АО – акционерные общества;
ГАОУ ДПО НСО «Учебно-методический центр ГОЧС Новосибирской области» – государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Новосибирской области»;
ГАУ НСО – государственные автономные учреждения Новосибирской области;
ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» – государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»;
ГУ МЧС России по Новосибирской области – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области;
ООН – Организация Объединенных Наций;
ФГБВУ «Верхне-Обское бассейновое водное управление» – федеральное государственное бюджетное учреждение Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов;
ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» – федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
_________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к региональному плану адаптации
к изменениям климата
Результаты оценки климатических рисков Новосибирской области
(2010 год – январь – сентябрь 2021 года)
I. Обобщенная информация
1. Наименование территории (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет): Новосибирская область.
2. Подверженность территории климатическим рискам.
Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления).
Среди природных явлений на территории Новосибирской области опасность представляют стихийные проявления следующих природных факторов:
гидрологических (паводки с затоплением пойменных территорий, наводнения в период весеннего половодья на малых реках; низкие уровни воды, существенно ниже проектных отметок водозаборных сооружений);
метеорологических (шквалы, гололедно-изморозевые явления, снегопады, градобития, сильные и продолжительные дожди, засухи);
пожароопасность (ландшафтные пожары).
К наиболее опасным погодно-климатическим рискам Новосибирской области относятся риски: засухи и жары, подтопления и наводнений, заморозков, града, сильного ветра и лесных пожаров.
Определяющим фактором рисков засухи и жары на территории области, вызванных в том числе ростом температуры, является изменение режима увлажнения.
3. Распределение климатических рисков территории по уровням опасности (ретроспективная оценка рисков).
Общее количество рисков
Катастрофический | Весьма опасный | Опасный | Умеренно опасный |
0% | 0% | 12,5% | 8,3% |
По категориям риска (да/нет)
N п/п | Показатель риска | Катастрофический | Весьма опасный | Опасный | Умеренно опасный |
1 | Оползни | нет | нет | нет | нет |
2 | Сели | нет | нет | нет | нет |
3 | Лавины | нет | нет | нет | нет |
4 | Абразия и термоабразия | нет | нет | нет | нет |
5 | Переработка берегов водохранилищ, озер | нет | нет | нет | нет |
6 | Карст | нет | нет | нет | нет |
7 | Суффозия | нет | нет | нет | нет |
8 | Просадочность лессовых пород | нет | нет | нет | нет |
9 | Подтопление территории | нет | нет | нет | да |
10 | Эрозия плоскостная и овражная | нет | нет | нет | нет |
11 | Русловые деформации | нет | нет | нет | нет |
12 | Термоэрозия овражная | нет | нет | нет | нет |
13 | Термокарст | нет | нет | нет | нет |
14 | Пучение | нет | нет | нет | нет |
15 | Солифлюкция | нет | нет | нет | нет |
16 | Наледеобразование | нет | нет | нет | нет |
17 | Наводнение | нет | нет | нет | нет |
18 | Ураганы, смерчи, сильный ветер | нет | нет | нет | нет |
19 | Жара | нет | нет | да | нет |
20 | Засуха | нет | нет | да | нет |
21 | Возврат холодов в вегетационный период (заморозки) | нет | нет | нет | да |
22 | Град | нет | нет | нет | да |
23 | Сильные атмосферные осадки | нет | нет | нет | да |
24 | Пожарная опасность в лесах | нет | нет | нет | да |
II. Детализированная информация
Для Новосибирской области характерны следующие климатические риски:
Показатель риска | Жара | Засуха | Возврат холодов в вегетационный период (заморозки) | Град | Сильные атмосферные осадки | Подтопление | Природные пожары |
Подверженность территории, % | 13,2 | 17,2 | 3 | 9 | 21 | 11,2 | 12,4 |
| Значение максимальной температуры 0,95 обеспеченности | Интенсивность | Интенсивность | Число дней с градом | Интенсивность | Интенсивность | Продолжитель-ность 1,5–2 месяца |
| 35,5°C | Средняя | -8°C | 2 | 58,2 мм/12 час | Средняя | Средняя |
III. Сведения о фактическом и возможном ущербе
1. Сведения о фактическом ущербе:
N п/п | Наимено-вание климати-ческого риска | Описание проявления климатического риска на территории (год, географическая привязка, показатели интенсивности и продолжительности) | Общее описание ущерба | Оценка ущерба и затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на ликвидацию последствий климатического риска (всего и по годам) |
Не выявлено |
2. Сведения о возможном ущербе от воздействия климатических рисков:
N п/п | Наименование климатического риска | Оценка возможного ущерба
(в млн рублей) | ||
прямой экономический ущерб | косвенный экономический ущерб | неэкономические потери | ||
1 | Экстремально высокая температура воздуха, засуха, жара |
|
| |
2 | Влияние на особо охраняемые природные территории | информация отсутствует | для особо охраняемых природных территорий, сохраняющих лесные ландшафты: возрастание рисков полной утраты изза возрастания вероятности пожаров; утрата ценности из-за гибели лесных насаждений; для особо охраняемых природных территорий, сохраняющих степные ландшафты: возрастание рисков частичной деградации из-за возрастания вероятности пожаров; для особо охраняемых природных территорий, сохраняющих болотные и водные ландшафты: полная или частичная утрата ценности из-за пересыхания болот и водоемов или уменьшения их водности | |
3 | Влияние на редкие виды | информация отсутствует | ухудшение состояния популяций, внесенных в Красную книгу Новосибирской области |
IV. Прогноз климатических рисков
1. Ожидаемые изменения климата по территории в соответствии с прогнозом ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
На территории региона отмечается повышение среднегодовой температуры относительно базового периода (1961–1990 гг.). Заметно повысилась средняя месячная температура холодного периода – в среднем на 1,8°С. На более ранние сроки смещается дата перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°С в сторону повышения.
На территории Новосибирской области возможно уменьшение величины гидротермического коэффициента увлажнения Селянинова относительно базового периода в диапазоне от -0,16 до -0,12 ед. в период 2050–2059 гг. и от -0,26 до -0,19 ед. к концу XXI века.
Данные указывают на рост засушливости, который будет сопровождаться уменьшением запасов влаги в почве, вследствие чего в близкой перспективе (2030–2039 гг.) можно ожидать снижения урожайности на -11,7 +/- 3,0%, величина которой к середине века может достигнуть -15,8 +/-5,1% относительно базового периода.
2. Описание прогнозируемых изменений в распределении климатических рисков территории.
По оценочным докладам ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» основными рисками для территории Новосибирской области могут стать дефицит осадков и повышение температуры в летний период, отсутствие условий для формирования половодья и пополнения подземных вод, увеличение количества и интенсивности локальных конвективных явлений (крупный град, шквал).
Контактная информация.
Меньших Наталья Сергеевна – начальник отдела государственных программ, финансового аудита, мониторинга и контроля министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, тел.: +7(383) 296-51-38, e-mail: n.menshih@nso.ru. Дата заполнения: 28.11.2022.
_________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к региональному плану адаптации
к изменениям климата
Результаты ранжирования адаптационных мероприятий
1. Наименование субъекта адаптации – Новосибирская область.
2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании:
Фактор | Компоненты фактора | Обозначение | Вес фактора |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Эффект для снижения уровня риска | 1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска | Фактор 1.1 | 10 |
1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска | Фактор 1.2 | 10 | |
2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия | 2.1. Снижение показателя уязвимости | Фактор 2.1 | 20 |
2.2. Увеличение пороговых значений | Фактор 2.2 | 20 | |
2.3. Использование страховых инструментов | Фактор 2.3 | 10 | |
2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие) | Фактор 2.4 | 20 | |
3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата | Фактор 3 | 10 | |
= | 100% |
3. Ранжирование адаптационных мероприятий.
Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами.
Эксперты и экспертные организации для проведения оценки не привлекались.
Наименование адаптационного мероприятия | Фактор 1.1 | Фактор 1.2 | Фактор 2.1 | Фактор 2.2 | Фактор 2.3 | Фактор 2.4 | Фактор 3 | ||
Максимальное значение веса фактора (справочно, раздел 2) | |||||||||
10 | 10 | 20 | 20 | 10 | 20 | 10 | |||
Значение учета фактором адаптационным мероприятием | Сумма | Ранг (присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке) | |||||||
Проведение модернизации объектов теплоэнергетического комплекса Новосибирской области | 1 | 3 | 2 | 1 | 5 | 10 | 5 | 27 | 2 |
Реализация государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п | 1 | 5 | 2 | 1 | 0 | 1 | 5 | 15 | 9 |
Увеличение площадей орошаемых земель за счет строительства новых и реконструкции существующих оросительных систем и сооружений для полива сельскохозяйственных культур в период вегетации | 0 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 8 | 12 |
Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах региона | 0 | 1 | 1 | 0,5 | 3 | 0 | 2 | 7,5 | 14 |
Организация страхования посевов сельскохозяйственных культур от рисков гибели в связи с опасными явлениями природного характера | 0 | 1 | 1 | 0,5 | 0 | 0 | 1 | 3,5 | 18 |
Увеличение площади лесовосстановления | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 5 | 17 |
Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров | 0 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 0 | 2 | 5,5 | 16 |
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах | 4 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 4 | 16 | 8 |
Охрана и повышение качества лесов как накопителей и поглотителей парниковых газов, применение рациональных методов ведения лесного хозяйства | 4 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 4 | 16 | 8 |
Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, мониторинг водных объектов | 4 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 4 | 16 | 8 |
Охрана и использование объектов животного мира | 4 | 5 | 1 | 1 | 0 | 2 | 4 | 17 | 7 |
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений | 4 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 4 | 16 | 8 |
Создание объектов утилизации с технологией компостирования органической части твердых коммунальных отходов | 2 | 4 | 5 | 3 | 0 | 2 | 4 | 20 | 5 |
Ликвидация скотомогильников на территории Новосибирской области | 6 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 21 | 4 |
Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение их устойчивого функционирования, контроль за соблюдением режима охраны на особо охраняемых природных территориях | 0 | 3 | 5 | 2 | 7 | 10 | 5 | 32 | 1 |
Развитие экологически чистых видов транспорта, в том числе развитие городского электротранспорта | 0 | 3 | 5 | 2 | 7 | 10 | 5 | 32 | 1 |
Строительство транспортных развязок и обходов населенных пунктов с целью снижения воздействия на окружающую среду, в том числе уменьшение загрязнения воздуха токсичными веществами из-за выхлопных газов автомобилей в черте населенных пунктов, а также снижение уровня шума, вибрации, ионизирующего излучения от движущейся техники, пыли от перемещения транспортных средств | 2 | 2 | 2 | 0,5 | 0 | 0 | 2 | 8,5 | 13 |
Использование новейших строительных материалов и технологий с целью повышения устойчивости дорожных покрытий к атмосферным воздействиям | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 | 10,5 | 8 |
Выбор оптимальной по погодным условиям стратегии работ по борьбе со скользкостью или профилактике ее образования | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 | 10,5 | 10 |
Повышение экологической грамотности | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 0 | 2 | 6,5 | 15 |
Формирование списка объектов промышленной инфраструктуры для оценки влияния климатических изменений | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 | 10,5 | 10 |
Подготовка рекомендаций по осуществлению комплексного развития промышленных предприятий с учетом изменения климата | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 0 | 2 | 6,5 | 15 |
Оказание содействия в подготовке работников и персонала предприятий к проведению профилактических мероприятий по адаптации промышленности региона к изменениям климата | 0 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 0 | 2 | 5,5 | 16 |
Совершенствование систем прогнозирования и оповещения об ураганах, смерчах, очень сильном ветре, гололедно-изморозевых явлениях | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 17 |
Мониторинг достаточности ресурсов и мероприятий, реализуемых областными исполнительными органами Новосибирской области, направленных на адаптацию к изменениям климата | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 8 | 12 |
Мониторинг состояния оснований и покрытий зданий, демонтаж устаревших или непрочных зданий и сооружений | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 8 | 12 |
Учет погодно-климатических рисков при организации работ по строительному проектированию, организации и проведении строительных работ, эксплуатации зданий и сооружений | 1 | 2 | 5 | 1 | 0 | 5 | 5 | 19 | 6 |
Выполнение комплексных мероприятий, направленных на организацию и заблаговременное выявление, прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источников чрезвычайных ситуаций, а также на снижение уровня рисков их возникновения с учетом климатических изменений | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 8 | 12 |
Обеспечение подготовки ежемесячных прогнозов чрезвычайных ситуаций, прогноза развития весеннего половодья, долгосрочного прогноза на летний пожароопасный сезон, долгосрочного прогноза циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период | 1 | 2 | 3 | 1 | 0 | 0 | 3 | 10 | 11 |
Предупреждение и предотвращение подтопления (затопления) поверхностными водами, а также понижение грунтовых вод на территории населенных пунктов Новосибирской области | 4 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 23 | 3 |
Подготовка должностных лиц и специалистов спасательных служб Новосибирской области к действиям в различных условиях опасных метеорологических явлений | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 8 | 12 |
_________