Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Новосибирской области от 23.09.2025 N 436-п "О региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области"

Постановление Правительства Новосибирской области от 23.09.2025 N 436-п "О региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 23.09.2025  N 436-п

 

г. Новосибирск

 

О региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3, пунктом 2 части 10 статьи 23, частью 4 статьи 26, частью 4 статьи 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», статьей 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пунктом 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13.05.2025 N 596-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования отношений в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области» Правительство Новосибирской области  п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области (далее – Положение);

2) перечень должностных лиц министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области;

3) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области;

4) ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Клемешова О.П.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                                А.А. Травников

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Новосибирской области

от 23.09.2025  N 436-п

 

 

Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

I. Общие положения

 

1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области (далее – Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области (далее – региональный контроль).

2. Региональный контроль осуществляется министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Министерство).

3. Предметом регионального контроля является соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее – контролируемые лица) запретов и ограничений, установленных статьями 2–4 Федерального закона от 08.08.2024 N 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 304-ФЗ), статьей 4 Закона Новосибирской области от 13.05.2025 N 596-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования отношений в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области» (далее – Закон НСО N 596-ОЗ).

4. Региональный контроль осуществляется должностными лицами Министерства в соответствии с перечнем данных лиц, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области (далее – должностные лица Министерства).

5. Региональный контроль осуществляется в формах:

1) профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) контрольных (надзорных) мероприятий.

6. Региональный контроль осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), установленных Федеральным законом N 304-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области (далее – обязательные требования).

7. Должностные лица Министерства несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей при осуществлении регионального контроля, за совершение противоправных действий (бездействие) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

8. Контролируемые лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий пользуются правами, установленными статьей 36 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).

9. Объектами регионального контроля (далее – объекты контроля) являются:

1) осуществляемая контролируемыми лицами деятельность, действия (бездействие), в отношении которых должны соблюдаться запреты и ограничения в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);

2) здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования.

10. Перечень объектов контроля ведется в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Перечень объектов контроля размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») посредством публикации части официального сайта единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля в сети «Интернет» для отображения соответствующего перечня объектов контроля (виджет) на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».

Решение об отнесении объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального контроля принимается путем подписания данных об объекте контроля с указанием сведений о контролируемом лице, описания объекта контроля и присвоенной категории риска в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (приложение N 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»).

11. Учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых лиц осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля на основании информации, представляемой в Министерство, в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также на основании общедоступной информации.

12. Министерство в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий:

1) осуществляет взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Министерством внутренних дел, органами прокуратуры иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления организациями, в том числе посредством электронного межведомственного информационного взаимодействия, а также с организациями (юридическими лицами), индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);

2) привлекает к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертов, аттестованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;

3) рассматривает обращения и жалобы по вопросам нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в процессе осуществления деятельности, по вопросам организации и осуществления регионального контроля.

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля

 

13. Региональный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

14. Министерство проводит постоянный мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, без взаимодействия с контролируемыми лицами (за исключением сбора, обработки, анализа и учета сведений в рамках обязательного профилактического визита).

15. К отношениям, связанным с осуществлением оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 304-ФЗ, настоящим Положением.

16. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального контроля утверждается Правительством Новосибирской области.

17. С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц контролируемые лица подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска (далее – категории риска).

Отнесение контролируемых лиц к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной контролируемым лицам категории риска, осуществляется на основе сопоставления их характеристик в соответствии с критериями отнесения контролируемых лиц к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.

Категория риска объекта контроля учитывается в целях организации и проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, в соответствии с пунктом 41 настоящего Положения. В отношении объектов контроля, отнесенных к одной из категорий: среднего, умеренного и низкого риска, обязательные профилактические визиты в соответствии частью 5 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ не проводятся.

18. Контролируемое лицо вправе подать в Министерство заявление, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг), об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Заявление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, подается и рассматривается с учетом особенностей, установленных пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 336).

19. В случае выявления соответствия объекта контроля параметрам индикатора риска нарушения обязательных требований, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений, и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в отношении контролируемого лица проводится одно из внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 59 настоящего Положения.

 

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

20. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики) ежегодно утверждается приказом Министерства.

21. Программа профилактики разрабатывается, утверждается и актуализируется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

22. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

23. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

24. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

25. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее – доклад о правоприменительной практике), в формате видео-конференц-связи.

26. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство один раз в год обеспечивает подготовку доклада о правоприменительной практике при осуществлении регионального контроля.

27. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – министр) и размещается на официальном сайте Министерства в сети «Интернет» в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

28. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

29. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

30. Контролируемое лицо вправе в течение 20 дней со дня получения предостережения подать в министерство возражение на объявленное предостережение.

Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство по официальному адресу либо в электронном виде, подписанное в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

31. Должностное лицо Министерства рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 30 дней с даты получения возражений.

32. Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля) в письменной форме при получении запроса о предоставлении письменного ответа, в устной форме – по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе профилактического визита, контрольного (надзорного) мероприятия.

33. Письменный ответ предоставляется в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

34. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:

содержание обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц, принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, недопустимости нарушения обязательных требований и последствия их несоблюдения;

планируемые изменения обязательных требований, необходимых организационных и (или) технических мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований;

виды, содержание и интенсивность контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;

особенности осуществления регионального контроля.

Письменное консультирование осуществляется по вопросам, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта.

35. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей в порядке, предусмотренном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.

В случае поступления в Министерство пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети «Интернет» письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом Министерства.

36. До 01.01.2030 контролируемое лицо вправе направить в Министерство обращение по вопросу осуществления консультирования с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, которое подписывается в порядке, предусмотренном пунктами 8(2), 11(2) постановления Правительства Российской Федерации N 336.

Министерство рассматривает обращение контролируемого лица в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации.

37. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностными лицами Министерства в соответствии с их перечнем, указанным в пункте 4 настоящего Положения, по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

38. Профилактический визит проводится в соответствии со статьями 52, 52.1, 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

39. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, а также о видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, а должностные лица Министерства осуществляют ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводят оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

40. Профилактический визит проводится по инициативе Министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

41. Обязательный профилактический визит проводится:

1) в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска;

2) по поручению должностных лиц, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

42. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо Министерства при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, инструментальное обследование, экспертизу.

Периодичность проведения обязательного профилактического визита в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, определяется в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ.

43. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десяти рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.

По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита (далее также – акт обязательного профилактического визита) в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

44. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

45. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ. Указанный профилактический визит проводится, если контролируемое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.

Контролируемое лицо вправе обратиться в Министерство с заявлением о проведении в отношении него профилактического визита. До 01.01.2030 такое заявление направляется в Министерство с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с пунктами 8(2), 11(2) постановления Правительства Российской Федерации N 336.

46. Должностные лица Министерства могут проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.

47. Министерство осуществляет учет профилактических мероприятий.

 

IV. Осуществление регионального контроля

 

48. При осуществлении регионального контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

49. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся должностными лицами Министерства в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.

50. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством при наличии оснований, установленных пунктами 1, 3–5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации N 336.

51. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, принимается при наличии достоверной информации, указанной в частях 1 и 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ.

52. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные пунктами 1–14 части 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.

53. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Министерства для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.

54. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Такие фотографии, аудио- и видеозаписи приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

55. Фотосъемка и (или) видеозапись должна включать в себя:

1) вид на указатель адреса нахождения объекта контроля;

2) вид на входную группу объекта контроля, включая элементы;

3) помещения, торговое оборудование, используемые для продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических);

4) факты и события, указывающие на нарушение обязательных требований;

5) предметы административного правонарушения;

6) ознакомление контролируемого лица с результатами проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в случае его присутствия.

56. В начале видеозаписи должностное лицо Министерства, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, озвучивает дату и время начала его проведения и адрес, по которому оно проводится.

57. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.

58. В случае уведомления контролируемого лица в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, оценка соблюдения обязательных требований может быть проведена без его присутствия.

59. Региональный контроль осуществляется посредством проведения следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) контрольная закупка;

2) документарная проверка;

3) выездная проверка.

60. При проведении контрольной закупки допускается проведение следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр;

эксперимент.

Под экспериментом понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований) и (или) тест-ситуаций (ситуаций, направленных на проверку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований).

Эксперимент проводится только должностным лицом Министерства по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор» непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Должностное лицо Министерства проводит эксперимент путем осуществления действий по созданию ситуации для совершения сделки по продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

При проведении эксперимента несовершеннолетним (тест-субъектом) с его согласия, а также согласия родителей (законных представителей), в присутствии должностного лица Министерства совершаются действия, необходимые для приобретения безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

По результатам эксперимента должностным лицом Министерства составляется протокол эксперимента.

К протоколу эксперимента прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности, а также копии документов, подтверждающих возраст несовершеннолетнего (при наличии согласия несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей).

Протокол эксперимента приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

61. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Министерства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц регионального контроля.

В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

62. Выездная проверка.

Срок проведения выездной проверки не может превышать десяти рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза.

Экспертиза проводится в соответствии со статьей 84 Федерального закона N 248-ФЗ. В случае осуществления экспертизы по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации и невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта, в том числе эксперта, определенного экспертной организацией из числа своих работников, Министерство обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

63. Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, являющийся контролируемым лицом, вправе (посредством заявления) представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в следующих случаях:

временная нетрудоспособность;

наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

пребывание под следствием или судом, а также участие в судебном заседании;

применение административного или уголовного наказания, которое делает невозможной его явку;

нахождение в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте;

необходимость явки по вызову (извещениям, повесткам) судов, правоохранительных органов, военных комиссариатов.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в настоящем пункте.

При удовлетворении указанного заявления проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, указанных в заявлении контролируемого лица.

64. При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

 

V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

 

65. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление Министерством или должностными лицами Министерства информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Министерством мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

66. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также – акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом акт составляется только в случае выявления нарушений обязательных требований.

Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения либо не позднее дня, следующего за днем окончания проведения такого мероприятия, если составление акта на месте проведения такого мероприятия невозможно по причинам, установленным Федеральным законом N 248-ФЗ, если иной порядок оформления акта не установлен Федеральным законом N 248-ФЗ или Правительством Российской Федерации.

67. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения «Инспектор» либо составления акта контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, или в иных случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, Министерство направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

В случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

68. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

69. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия или его отдельных положений могут быть проведены в форме личного приема, по телефону или посредством видео-конференц-связи с использованием информационно-коммуникационных технологий.

70. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее в настоящем пункте – предписание) выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Предписание должно содержать в том числе следующие сведения по каждому из нарушений:

описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;

срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты;

перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;

перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований.

В случае, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, предписание выдается контролируемому лицу и (или) направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

Министерство может отменить предписание в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.

71. С контролируемым лицом, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, может быть заключено соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 90.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

72. Решения и действия (бездействие) Министерства, должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, могут быть обжалованы в досудебном порядке, а также в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Министерства в досудебном порядке жалоба подается в Министерство и рассматривается министром.

Жалоба на решения и действия (бездействие) министра рассматривается министром.

73. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) Министерства, его должностных лиц, министра обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения и совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.

74. Досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ, а также с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 11(2) постановления Правительства Российской Федерации N 336. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается и рассматривается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 77 настоящего Положения.

75. Жалоба подлежит рассмотрению министром в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней со дня ее регистрации в указанной подсистеме досудебного обжалования.

76. Решение Министерства по итогам рассмотрения жалобы, за исключением жалобы, указанной в пункте 77 настоящего Положения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

77. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается и рассматривается с учетом следующих особенностей:

1) жалоба подается в Министерство на бумажном носителе без использования Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

2) жалоба подписывается контролируемым лицом или его представителем, уполномоченным на подачу жалобы;

3) жалоба регистрируется в Министерстве в день ее поступления и рассматривается министром в течение 15 рабочих дней со дня регистрации в Министерстве с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

4) решение Министерства по итогам рассмотрения жалобы оформляется на бумажном носителе и направляется контролируемому лицу не позднее одного рабочего дня со дня его принятия способом, указанным в жалобе, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

 

VI. Оценка результативности и эффективности осуществления регионального контроля

 

78. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства в рамках осуществления регионального контроля осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального контроля (далее – система показателей) в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ.

79. В систему показателей входят ключевые показатели, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности и индикативные показатели, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

 

 

 

_________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению

о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

 

КРИТЕРИИ

отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

N

п/п

Критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска

Категории риска

1

Наличие вступивших в законную силу в течение года двух и более решений о привлечении к административной ответственности или постановлений о назначении административных наказаний за совершение организацией, индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица, гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином и лицом без гражданства (далее – контролируемые лица), выявленных министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Министерство) в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области (далее – региональный контроль)

категория значительного риска

2

Наличие вступившего в законную силу в течение года одного решения о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения или постановления о назначении административного наказания за совершение контролируемым лицом административного правонарушения, выявленного Министерством в рамках регионального контроля

категория среднего риска

3

Наличие объявленного контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в течение года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к данной категории риска

категория умеренного риска

4

Отсутствие вступивших в законную силу в течение года решений о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения или постановлений о назначении административных наказаний за совершение контролируемым лицом административных правонарушений, выявленных Министерством в рамках регионального контроля;

отсутствие в течение года объявления предостережения контролируемому лицу о недопустимости нарушения обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)

категория низкого риска

 

 

 

_________

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства Новосибирской области

от 23.09.2025  N 436-п

 

 

Перечень должностных лиц министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

1. Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

2. Начальник управления лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

3. Начальник отдела регионального государственного контроля управления лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

4. Заместитель начальника отдела регионального государственного контроля управления лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

5. Консультант отдела регионального государственного контроля управления лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

6. Главный специалист отдела регионального государственного контроля управления лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

 

 

 

_________

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства Новосибирской области

от 23.09.2025  N 436-п

 

 

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

Индикаторами риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области является наличие в министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Министерство) следующих сведений:

1. Выявление в течение двух месяцев по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, фактов наличия на торговых прилавках и витринах, в автоматах для продажи напитков, безалкогольных (тонизирующих) напитков для демонстрации в объектах розничной торговли в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для непосредственного осуществления образовательной деятельности, медицинской деятельности, деятельности в области культуры, физической культуры и спорта, в местах ограничения продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

2. Выявление в течение двух месяцев по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, случаев размещения (распространения) рекламной продукции, содержащей информацию о продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, в которых продажа данной продукции запрещена.

3. Информация, поступившая в течение одного квартала от органов внутренних дел, министерства здравоохранения Новосибирской области по запросу Министерства, о фактах распития тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетними либо о фактах отравления (иного причинения вреда жизни и здоровью) несовершеннолетнего в результате потребления таких напитков в случае, если в поступившей информации указаны сведения, позволяющие установить контролируемое лицо, осуществляющее продажу тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

 

 

 

_________

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Новосибирской области

от 23.09.2025  N 436-п

 

 

Ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области

 

 

Номер (индекс) показателя

Наименование показателя

(группы показателей)

Комментарий к порядку установления

Целевое значение показателя

Ключевые показатели

А

показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба)

А.3.1

соотношение количества объектов контроля, отнесенных к категории значительного и среднего риска причинения вреда (ущерба), к сумме показателей объектов контроля, отнесенных к категориям значительного, среднего и умеренного риска причинения вреда (ущерба)

Кп = (Оз + Ос) / (Оз + Ос + Оу) * 100%, где:

Кп – ключевой показатель (%);

Оз – количество объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска причинения вреда (ущерба), на конец отчетного года;

Ос – количество объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба), на конец отчетного года;

Оу – количество объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска причинения вреда (ущерба), на конец отчетного года

< = 20

Индикативные показатели

В

индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольной (надзорной) деятельности

В.2

индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

В.2.1

общее количество проведенных мероприятий

Мобщ = По + Пм, где:

Мобщ – общее количество мероприятий, проведенных при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) (ед.);

По – количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий (ед.);

Пм – количество проведенных профилактических мероприятий (ед.)

В.2.2

доля контролируемых лиц, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Н = Н1 / Н2 * 100%, где:

Н – доля контролируемых лиц, допустивших нарушения (%);

Н1 – количество контролируемых лиц, у которых за отчетный период были выявлены нарушения (ед.);

Н2 – общее число контролируемых лиц, в отношении которых были проведены контрольные (надзорные) мероприятия (ед.).

Положительной динамикой будет снижение показателя

В.2.3

доля контролируемых лиц, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий

П= П1 / П2 * 100%, где:

П – доля контролируемых лиц, исполнивших предписания (%);

П1 – количество контролируемых лиц, исполнивших предписания (ед.);

П2 – количество всех проведенных за отчетный период внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (ед.) (по проверке исполнения предписания).

Положительной динамикой будет повышение показателя

В.3

индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий

В.3.1.1

общее количество контрольных (надзорных) мероприятий

А = А1 + А2, где:

А – общее количество контрольных (надзорных) мероприятий (ед.);

А1 – количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия с контролируемым лицом (ед.);

А2 – количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных во взаимодействии с контролируемым лицом (ед.).

Показатель учитывает суммарное количество мероприятий

В.3.8

мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований

В.3.8.1

количество проведенных профилактических мероприятий

общее количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, проведенных профилактических визитов (ед.)

В.3.8.2

количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия

(ед.)

 

Применяемое сокращение:

ед. – единица.

 

 

 

_________

 

Постановление Правительства Новосибирской области "О региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Новосибирской области" от 23.09.2025 N 436-п