Постановление Правительства Новосибирской области от 08.10.2024 N 459-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Торговля Новосибирской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.10.2024 N 459-п
г. Новосибирск
Об утверждении государственной программы Новосибирской области
«Торговля Новосибирской области»
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ», распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.08.2018 N 310-рп «О перечне государственных программ Новосибирской области» и в целях эффективного развития сферы торговли Новосибирской области Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Торговля Новосибирской области».
2. Установить Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Торговля Новосибирской области», согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.
Губернатор Новосибирской области А.А. Травников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 08.10.2024 N 459-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Новосибирской области «Торговля Новосибирской области»
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Торговля Новосибирской области»
I. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
В Новосибирской области важным сегментом потребительского рынка выступает торговля, которая занимает одно из ведущих мест в структуре экономики региона. На долю оптовой и розничной торговли приходится 17,3% валового регионального продукта и 17,9% численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области, что позволяет сохранять лидирующие позиции среди регионов Сибирского федерального округа по основным показателям в сфере торговли.
По итогам 2023 года в Новосибирской области общий объем оборота оптовой торговли составил 2434,5 млрд рублей с индексом физического объема оборота к 2022 году – 107,6%. В Российской Федерации индекс физического объема оборота оптовой торговли к 2022 году составил 108,9%, в Сибирском федеральном округе – 104,5%.
Оборот розничной торговли составил 897,6 млрд рублей с индексом физического объема оборота к 2022 году – 111,0%. В Российской Федерации индекс физического объема оборота розничной торговли к 2022 году составил 108,0%, в Сибирском федеральном округе – 109,4%.
Среди торгующих организаций наибольшая доля приходится на оборот крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства – 59,0%, доля малых предприятий (включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, составила 39,9%.
Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составила 1,0% с увеличением на 0,1% к уровню 2022 года.
Торговое обслуживание населения осуществляют 34 тыс. объектов потребительского рынка, в том числе 12,2 тыс. объектов стационарной розничной торговли, 2,6 тыс. общедоступных объектов общественного питания, 1,1 тыс. объектов оптовой торговли, около 4,5 тыс. нестационарных торговых объектов, 6 розничных универсальных рынков.
В Новосибирской области работают сетевые компании федерального и регионального уровней, которые в 2023 году формировали 44,8% оборота розничной торговли, а также представлены сервисы электронной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Доля продаж через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в общем объеме оборота розничной торговли в Новосибирской области в 2023 году составила 10,11%, в 2022 году – 8,96%.
Приобретают популярность мобильные форматы торговли: фудтраки и автолавки. Это обусловлено развитием современных торговых технологий и высокой мобильностью объектов, позволяющих оказывать качественные торговые услуги как в период проведения различных выездных мероприятий, так и на территориях, где работа стационарного объекта торговли экономически не эффективна.
По оценке министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, обеспеченность населения Новосибирской области площадью стационарных торговых объектов превышает установленный норматив обеспеченности более чем на 30%. Наиболее высокий уровень фактической обеспеченности площадью стационарных торговых объектов сложился в городах Бердске и Искитиме, рабочем поселке Кольцово, а также в муниципальных районах: Карасукском, Колыванском, Краснозерском, Новосибирском, Ордынском, Татарском, Чановском.
Вместе с тем сфера торговли в сельских населенных пунктах Новосибирской области развивается неравномерно. В Новосибирской области в 168 населенных пунктах отсутствует торговое обслуживание, в ряде сельских населенных пунктов работает по 1–2 объекта торговли. Основой торгового обслуживания сельских жителей Новосибирской области является потребительская кооперация, в составе 570 розничных магазинов, из которых более 86% расположены в сельской местности. Кооперативные предприятия обслуживают 87 сельских населенных пунктов с численностью жителей менее 125 человек.
На территории Новосибирской области ежегодно проводится более 2000 ярмарочных мероприятий различной специализации, которые являются одним из основных каналов сбыта продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В муниципальных образованиях Новосибирской области на 48 площадках организованы постоянно действующие ярмарки.
Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ежегодно проводятся в среднем 12 оптово-розничных универсальных ярмарок в сельских районах Новосибирской области, в которых принимают участие более 1500 участников, товарооборот составляет около 100,0 млн рублей. В городе Новосибирске организовано проведение двух постоянно действующих областных социальных ярмарок, где 70 региональных товаропроизводителей реализуют продукцию по ценам производства. Ежегодно проводятся масштабный гастрономический фестиваль «В Сибири – Есть!» и ярмарки товаропроизводителей в дни международных форумов «Дикоросы» и «Дни ритейла в Сибири». На ярмарках представлена продукция практически из всех сельских районов Новосибирской области, торговые места предоставляются бесплатно.
Несмотря на достаточно активное развитие, в торговой отрасли Новосибирской области продолжает оставаться ряд вопросов, на решение которых необходимо направить действие государственной программы:
1. Диспропорция в развитии и территориальном размещении торговой инфраструктуры.
Низкая покупательская способность, высокие издержки, отсутствие экономической заинтересованности у организаций торговли, ограниченный ассортимент не мотивируют организации к открытию стационарных объектов торговли на территории сельской местности.
Государственная поддержка торговли на селе, в том числе с использованием мобильных торговых объектов, позволит увеличить количество отдаленных населенных пунктов Новосибирской области обеспеченных торговыми услугами, а также сохранить в 100% муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Новосибирской области уровень обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов не ниже установленного норматива.
2. Содействие формированию системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для местных производителей.
Необходимо продолжить работу по организации ярмарочных мероприятий, а также повысить их эффективность путем максимального привлечения к участию в них местных товаропроизводителей.
Увеличение количества участников выставок, фестивалей, ярмарок, проводимых на территории Новосибирской области, будет способствовать насыщению регионального потребительского рынка товарами местного производства по доступным ценам и создаст возможность для продвижения продукции, выпускаемой на территории Новосибирской области.
3. Обеспечение информированности хозяйствующих субъектов по вопросам организации торговли.
Доступность консультаций специалистов сферы торговли по различным аспектам развития отрасли, формам государственной поддержки, в том числе на муниципальном уровне, необходима хозяйствующим субъектам для эффективного ведения бизнеса.
Ежегодное увеличение количества хозяйствующих субъектов сферы торговли, получивших консультационную поддержку, будет способствовать совершенствованию регионального потребительского рынка и повышению уровня торгового обслуживания населения.
Реализация мероприятий, направленных на создание условий для осуществления торговой деятельности, и обозначенные проблемные вопросы требуют решения в рамках государственной программы.
II. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Направления государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
Законом Новосибирской области от 05.12.2011 N 163-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Новосибирской области».
В соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», основными приоритетами государственной политики в сфере торговли являются:
содействие развитию многоформатной инфраструктуры торговли и повышение экономической и территориальной доступности товаров для населения Новосибирской области;
создание условий для стимулирования торговли в малых и отдаленных населенных пунктах Новосибирской области;
создание условий для продвижения продукции местных товаропроизводителей и повышения ее конкурентоспособности;
повышение эффективности регулирования торговой отрасли;
обеспечение условий для развития конкуренции.
Приоритеты государственной политики в сфере торговли соответствуют приоритетам, определенным национальной целью развития Российской Федерации «Устойчивая и динамичная экономика», определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», и направлены на достижение целевого показателя национальной цели: «Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы».
Реализация государственной политики в сфере торговли будет способствовать достижению цели государственной программы: обеспечение удовлетворения спроса населения в потребительских товарах в пределах территориальной доступности в 100% муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Новосибирской области.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных
программ Российской Федерации
Взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации не имеется.
IV. Задачи (направления) государственной программы,
способы их эффективного решения
Задачей (направлением) государственной программы является создание условий для осуществления торговой деятельности.
Решение указанной задачи будет достигаться путем:
финансовой поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории отдаленных населенных пунктов Новосибирской области;
консультационной поддержки хозяйствующих субъектов сферы торговли;
организации проведения выставок, фестивалей, ярмарок товаров и услуг с участием местных товаропроизводителей и субъектов малого и среднего предпринимательства.
_________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 08.10.2024 N 459-п
ПОРЯДОК
финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Торговля Новосибирской области»
1. Настоящий Порядок устанавливает правила финансирования из областного бюджета Новосибирской области (далее – областной бюджет) мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Торговля Новосибирской области» (далее – государственная программа).
2. Финансирование расходов областного бюджета на реализацию мероприятий государственной программы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и кассовым планом областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных главному распорядителю бюджетных средств – министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Минпромторг НСО) на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Финансирование расходов областного бюджета на реализацию мероприятий государственной программы осуществляется посредством:
1) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории Новосибирской области, на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11 километра от районных центров;
2) оплаты заключаемых Минпромторгом НСО в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, направленных на реализацию мероприятий государственной программы, исполнителем которых является Минпромторг НСО, на основании актов приема выполненных работ (оказанных услуг), счетов-фактур, счетов и товарных накладных.
4. Минпромторг НСО при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Новосибирской области, а также при заключении государственных контрактов, гражданско-правовых договоров на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Новосибирской области в распорядительных документах указывает обоснование необходимости авансирования лиц, осуществляющих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Новосибирской области в соответствии с указанными государственными контрактами, гражданско-правовыми договорами.
5. Минпромторг НСО в пределах своих полномочий осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы.
6. Минпромторг НСО несет ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_________