Постановление Правительства Новосибирской области от 20.08.2024 N 383-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие архивного дела"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20.08.2024 N 383-п
г. Новосибирск
Об утверждении государственной программы Новосибирской области
«Развитие архивного дела»
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ», распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.08.2018 N 310-рп «О перечне государственных программ Новосибирской области», в целях эффективного развития сферы архивного дела Новосибирской области Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Развитие архивного дела».
2. Установить Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Развитие архивного дела», согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Петухова Ю.Ф.
Губернатор Новосибирской области А.А. Травников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 20.08.2024 N 383-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Новосибирской области «Развитие архивного дела»
I. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы Новосибирской области
«Развитие архивного дела»
(далее – государственная программа)
Архивная отрасль региона успешно обеспечивает реализацию прав юридических и физических лиц на получение информации, содержащейся в документах Архивного фонда Новосибирской области и других архивных документах, являющихся составной частью историко-культурного наследия и информационных ресурсов Новосибирской области.
Отрасль представлена управлением государственной архивной службы Новосибирской области (далее – управление ГАС НСО), государственным казенным учреждением Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» (далее – государственный архив) и 35 муниципальными архивами.
Деятельность архивных органов и учреждений направлена на формирование Архивного фонда Новосибирской области, обеспечение сохранности архивных документов и их всестороннее использование.
В государственных и муниципальных архивах Новосибирской области сосредоточено 9 480 фондов, содержащих 4,07 млн единиц хранения, из них в государственном архиве – 2,6 млн единиц хранения, в муниципальных архивах – 1,47 млн единиц хранения.
Государственный архив является крупнейшим хранилищем уникальных по содержанию комплексов документов по истории развития и становления всей Сибири. Документы размещены в 4 зданиях, два из которых специализированные, а два приспособленные (площадь 11 997 кв. м, степень загруженности 94,9%). Муниципальные архивы расположены в приспособленных помещениях.
Архивные учреждения постоянно осуществляют меры по повышению уровня защищенности и безопасности архивов, соблюдению требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов. По мере обеспечения финансирования осуществляются установка, замена и модернизация охранной и пожарной сигнализаций, проводятся ремонтные работы, оснащение стеллажами, шкафами, коробами для хранения документов. В плановом порядке проводятся работы по улучшению физического состояния и реставрации поврежденных и ветхих архивных документов, в том числе с применением специализированного листодоливочного оборудования, позволяющего восстановить архивные документы начала XIX века. Ежегодно осуществляется реставрация свыше 36 тысяч листов архивных документов, но количество дел, требующих реставрации, неуклонно растет.
Несмотря на соблюдение в настоящее время в государственном архиве для 100% архивных документов нормативных условий, требуется регулярное укрепление пожарной и охранной безопасности, поддержание всех систем обеспечения нормативных режимов хранения в технически исправном состоянии, а также обеспечение этих условий для постоянно пополняющегося массива документов.
В системе мер по обеспечению сохранности особое место занимает страховое копирование, дающее возможность сохранения документной информации. На 01.01.2024 страховой фонд создан на 100% особо ценных дел. Дальнейшее создание страхового фонда продолжится на вновь выявляемые уникальные и особо ценные документы.
С целью снижения рисков утраты архивных документов, оптимизации процесса поиска их мест хранения, отслеживания всего цикла движения документа и перехода к автоматизации процесса использования архивных документов в государственном архиве требуется проведение работ по штрих-кодированию. Всего на 01.01.2024 подлежали штрих-кодированию 2 558 738 единиц хранения на бумажной основе.
В целях обеспечения сохранности архивных документов в архивах создается электронный фонд пользования, что предоставляет новые возможности и широкие перспективы воспроизведения документов и использования информации без обращения к подлинникам. В архивах Новосибирской области всего оцифровано более 556 тысяч единиц хранения, что составляет около 7,7% по государственному архиву и 38% по муниципальным архивам. Ежегодно только в государственном архиве создается свыше 1 600 тысяч скан-образов.
В систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации включено 100% фондов и описей. В дальнейшем необходимо обеспечить оперативную оцифровку вновь поступающих описей, чтобы обеспечить возможность удаленного доступа к научно-справочному аппарату всем заинтересованным лицам.
В 2024 году взамен ранее действовавшей государственной информационной системы «Электронный архив Новосибирской области» введено в эксплуатацию новое платформенное решение – государственная информационная система Новосибирской области «Цифровая архивная платформа» (далее – ГИС НСО «Цифровая архивная платформа»). Указанная система позволит осуществить комплексную автоматизацию деятельности архивных органов и учреждений Новосибирской области, а также реализовать ввод, хранение, обработку и многокритериальный поиск архивных материалов в электронной форме, создание единого поисково-справочного аппарата всех архивов региона и представление его в информационно-коммуникационной сети Интернет. ГИС НСО «Цифровая архивная платформа» обеспечит возможность удаленного использования цифровых копий архивных документов в целях предоставления гражданам и организациям электронного фонда пользования в удаленном режиме.
С конца 2021 года действует портал «Мультимедийный архив Новосибирской области», который является единой площадкой для размещения тематических баз и подборок архивных документов, электронных изданий и сборников, информационных материалов, интерактивных электронных выставок и презентаций. Активно востребован пользователями архивной информацией раздел «Сервис доступа к образам архивных документов», в котором через сервис «Личный кабинет» обеспечена возможность оформить подписку на просмотр архивных документов. Количество просмотров страниц на интернет-портале «Мультимедийный архив Новосибирской области» составило почти 584 тысячи (по сравнению с 2022 годом увеличилось 2,5 раза).
Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления, граждан и организаций архивной информацией, необходимой для их функционирования и реализации конституционных прав и свобод граждан, является важным направлением деятельности государственного и муниципальных архивов Новосибирской области. В 2023 году всеми архивами региона исполнено 56 183 запроса, читальные залы архивов посетили 1 649 пользователей.
Одним из направлений в деятельности архивов станет дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия и переход на предоставление услуг в электронном виде, что повысит оперативность, обеспечит максимальное качество их предоставления и позволит создать комфортные условия для граждан. Будет продолжено информационное взаимодействие государственного и муниципальных архивов с территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации посредством государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
Учитывая все потребности современного общества в получении информации, архивами региона организовано и проведено в 2023 году 2 012 информационных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной и местной истории. При этом используются разнообразные формы, в том числе подготовка и проведение межрегиональных научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов среди учащихся образовательных и профессиональных учреждений, лекций по военно-патриотической тематике и других мероприятий. Проведение архивами субъекта информационных мероприятий различного формата нацелено прежде всего на защиту исторической правды, сохранение исторической памяти, противодействие фальсификации истории и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Между архивистами и научным сообществом традиционно поддерживается тесное взаимодействие в области изучения, использования, публикации и экспонирования архивных документов. Неотъемлемой частью деятельности архивов является проведение научно-исследовательской работы по выявлению, археографической обработке архивных документов, что способствует их введению в научный и общественный оборот, в том числе посредством подготовки и издания сборников.
В 2023 году общее число пользователей архивной информацией по Новосибирской области составило 180 687 человек.
Кадровый потенциал является немаловажной составляющей для реализации на современном этапе стоящих перед архивной отраслью региона задач, поэтому немаловажно сохранить возможность повышения квалификации работников государственного архива, формирования и развития у них компетенций, необходимых для описания, приема и сохранения электронных документов, широкого использования современных информационных технологий.
Деятельность управления ГАС НСО, государственного и муниципальных архивов Новосибирской области содействует решению задач социально-экономического развития, способствует развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, в сфере архивного дела остается нерешенным ряд следующих проблем:
1. Отсутствие достаточного резерва площадей архивохранилищ государственного архива.
2. Отсутствие автоматизации процесса хранения и использования архивных документов в государственном архиве влечет увеличение временных затрат на:
1) поиск их мест хранения для проведения внутриархивных работ (реставрация, сканирование, исполнение запросов и т.д.);
2) подъем дел для работы исследователей в читальных залах;
3) розыск единиц хранения, не обнаруженных в ходе проверки наличия и состояния архивных документов.
3. Ограничение доступа населения к архивным документам, в том числе находящимся в неудовлетворительном физическом состоянии. На хранении в государственном архиве находится около 204 тысяч единиц хранения, нуждающихся в реставрации. Ухудшение физического состояния материальной основы архивных документов, а в ряде случаев и возникновение эффекта угасающего текста в результате длительного хранения и интенсивного использования архивных документов приводит к тому, что архивные документы становятся недоступными для пользователей и могут быть безвозвратно утрачены для общества.
4. Кадровые проблемы:
23,8% работников государственного архива имеют среднее профессиональное и общее образование;
из 64 работников, имеющих высшее образование, 47% не имеют специального образования;
дефицит молодых управленческих кадров: 39% работников – в возрасте от 50 лет и старше, из них 45,5% – пенсионного возраста;
недостаточный уровень цифровых компетенций.
Для решения проблем и повышения доступности архивных документов для общества необходимы мероприятия по развитию архивного дела в соответствии с приоритетами и целями государственной политики.
II. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены с учетом положений Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 315-ОЗ «Об архивном деле в Новосибирской области», постановления Правительства Новосибирской области от 11.10.2016 N 327-п «Об утверждении Положения об управлении государственной архивной службы Новосибирской области» и направлены на реализацию следующих полномочий в сфере архивного дела:
1. Проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории Новосибирской области.
2. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов.
3. Внедрение новых автоматизированных архивных технологий, создание и совершенствование цифровых ресурсов и информационных систем в архивной отрасли для расширения доступа к архивной информации.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере архивного дела определена цель государственной программы – формирование эффективной системы комплектования, учета и использования архивных документов, обеспечивающей постоянное и долговременное хранение с соблюдением нормативных условий для 100% документов на постоянной основе.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации не имеется.
IV. Задачи (направления) государственной программы,
способы их эффективного решения
1. Для достижения цели программы определены следующие основные задачи (направления):
1) создание условий для обеспечения эффективной организации комплектования, учета и хранения документов Архивного фонда Новосибирской области и других архивных документов;
2) применение цифровых ресурсов и информационных технологий в архивном деле Новосибирской области.
2. Решение задач (направлений) будет осуществлено путем:
1) реализации функций, возложенных на управление ГАС НСО и государственный архив;
2) функционирования цифровых ресурсов и информационных систем в архивной отрасли.
_________
ПРИЛОЖЕНИE
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 20.08.2024 N 383-п
ПОРЯДОК
финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Развитие архивного дела»
1. Настоящий Порядок регламентирует правила финансирования расходов областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие архивного дела» (далее – государственная программа).
2. Финансирование расходов областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета Новосибирской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю средств областного бюджета Новосибирской области (далее – главный распорядитель): управлению государственной архивной службы Новосибирской области (далее – управление ГАС НСО).
3. Главный распорядитель формирует и представляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее – министерство финансов) заявку на финансирование расходов на реализацию мероприятий государственной программы в порядке и сроки, установленные министерством финансов.
4. Финансирование мероприятий государственной программы осуществляется с лицевых счетов управления ГАС НСО и государственного казенного учреждения Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» (далее – подведомственное учреждение) на основании государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, заключаемых на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также актов сдачи-приема выполненных работ (оказанных услуг), счетов-фактур, счетов, товарно-транспортных накладных.
5. При заключении государственных контрактов и гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации государственной программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области в государственных контрактах и гражданско-правовых договорах при установлении условий расчетов с лицами, осуществляющими поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с указанными контрактами, договорами (далее – поставщики), предусматриваются условия в соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
6. Управление ГАС НСО, подведомственное учреждение при принятии решения о размещении заказа в рамках реализации государственной программы, а также при заключении государственных контрактов и гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области обосновывают необходимость авансирования поставщика.
7. В случае внесения изменений в закон Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий период, увеличивающих бюджетные ассигнования на осуществление мероприятий государственной программы, финансирование мероприятий государственной программы осуществляется в соответствии с принятым законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области.
8. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета Новосибирской области осуществляется главным распорядителем в рамках установленных ему направлений расходования бюджетных средств на исполнение мероприятий государственной программы.
9. Главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за их нецелевое использование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_________