Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Новосибирской области от 25.06.2024 N 285-п "Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года"

Постановление Правительства Новосибирской области от 25.06.2024 N 285-п "Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 25.06.2024 N 285-п

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года

 

 

В соответствии с Законом Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области», в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», Правительство Новосибирской области  п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года (далее – Концепция).

2. Руководителям областных исполнительных органов Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области руководствоваться Концепцией.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при разработке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться Концепцией.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                                А.А. Травников

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 25.06.2024 N 285-п

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития государственной молодежной политики в Новосибирской области

на период до 2030 года

 

 

I. Общие положения

 

Концепция развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года (далее – Концепция) разработана в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».

Концепция учитывает опыт становления и развития молодежной политики в Российской Федерации, организационной основой которого является курс на формирование системы органов по делам молодежи, принятие и реализацию федеральных, региональных и муниципальных стратегий, концепций, программ, иных документов стратегического планирования в данной сфере, выработку и осуществление мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности; реализует Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.

Концепция направлена на развитие положений Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» и служит основой для подготовки перечня приоритетных направлений (стратегий, планов мероприятий) по развитию государственной молодежной политики в Новосибирской области в части создания благоприятных условий для развития молодежи, являющейся наиболее динамичной, креативной частью общества с большим новаторским и инновационным потенциалом и поэтому являющейся важнейшим ресурсом социально-экономического развития Новосибирской области.

Концепция направлена на реализацию основных положений Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Концепцией определяются цели, задачи и направления реализации Концепции, механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Для целей Концепции используются понятия, закрепленные в Федеральном законе от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

 

II. Состояние государственной молодежной политики

в Новосибирской области

 

По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года по Новосибирской области 27% (756 546 человек) населения Новосибирской области1 – это молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет.

Новосибирская область обладает мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом мирового уровня и привлекает большое количество молодых людей для получения здесь профессионального образования и построения карьеры в сфере науки и технологий. Это является очевидным преимуществом Новосибирской области в конкуренции за научный и инновационный потенциал молодежи.

Свое становление государственная молодежная политика в Новосибирской области начала в 1993 году с принятия Закона Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области». В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.08.2023 N 177 «О внесении изменения в постановление Губернатора Новосибирской области от 05.08.2022 N 144» создан департамент молодежной политики Новосибирской области. В настоящее время, с учетом новых социально-экономических условий приоритетности проблем молодежи, проводится совершенствование нормативно-правовой базы системы молодежной политики Новосибирской области.

Исходя из особенностей государственной молодежной политики как межотраслевой сферы укрепляется межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, участию в научных исследованиях, трудоустройству, организации досуга, профилактике социально-негативных явлений и другим вопросам. Как на региональном, так и на местном уровне органы государственного и местного самоуправления в сфере молодежной политики тесно взаимодействуют в решении проблем молодежи с областными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в сферах здравоохранения, образования, науки и инноваций, культуры, труда и занятости, социальной защиты и др.

Укрепляется инфраструктура молодежной политики. Всего в Новосибирской области осуществляют свою деятельность в сфере молодежной политики на территориях муниципальных образований 43 учреждения, из них 29 бюджетных, 14 казенных учреждений. Среднесписочная численность работников составляет 39,2 человека.

Количество государственных образовательных организаций, реализующих работу с молодежью на территории Новосибирской области, по состоянию на 31.12.2023 составило 62 единицы, из них: 53 учреждения – профессиональные образовательные организации, 6 учреждений – общеобразовательные организации, 2 учреждения – организации дополнительного образования, 1 учреждение – организация дополнительного профессионального образования.

Количество муниципальных образовательных организаций, реализующих работу с молодежью на территории муниципальных образований Новосибирской области, по состоянию на 31.12.2023 составило 345 единиц.

В соответствии с обобщенными данными, по результатам мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, подготовленного с учетом аналитических отчетов уполномоченных органов местного самоуправления, представляемого уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, исполнительным органом субъекта Российской Федерации на территории Новосибирской области, реализуют работу с молодежью 28 некоммерческих организаций. Общая численность молодежи, охваченной мероприятиями, реализованными некоммерческими организациями, составила 41 464 человека. На территории муниципальных образований реализуют работу с молодежью 24 некоммерческие организации. Общая численность молодежи, охваченной мероприятиями, реализованными некоммерческими организациями составила 21 000 человек. Общее количество мероприятий составило 396.

Кадровый состав сферы государственной молодежной политики – это руководители и специалисты департамента молодежной политики Новосибирской области, соответствующих управлений и отделов муниципальных образований Новосибирской области, региональных учреждений, подростковых клубов, молодежных центров, социальных молодежных служб.

Численность муниципальных служащих, в чьи функции входят вопросы реализации молодежной политики, по состоянию на 31.12.2023 составила 154 человека, из них: 109 человек задействованы в муниципальных районах, что составляет 70,8% от общей численности муниципальных служащих, 45 человек задействованы в городских округах, что составляет 29,2% от общей численности муниципальных служащих.

Сложилась система повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников сферы молодежной политики. Одной из ключевых мер для повышения мотивации и стимулирования профессионального роста специалистов по работе с молодежью стало учреждение в Новосибирской области в 2022 году звания «Почетный работник сферы молодежной политики Новосибирской области» и нагрудного знака «Отличник молодежной политики Новосибирской области».

Активно развиваются молодежные сообщества: Новосибирское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды», Новосибирская региональная общественная организация Российского Союза Молодежи, региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Новосибирской области, Молодежное правительство Новосибирской области при Правительстве Новосибирской области, Молодежный парламент Новосибирской области, региональный ресурсный центр добровольчества «Волонтерский корпус Новосибирской области», Совет работающей молодежи Новосибирской области, Молодежная избирательная комиссия Новосибирской области и др. Налажено активное взаимодействие с региональным представительством федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр», филиалом Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» в Новосибирской области, региональной общественной организацией Новосибирской области по содействию укреплению роли семьи в обществе, развитию гражданского воспитания «Областной совет отцов Новосибирской области», Новосибирским региональным общественным военно-патриотическим движением «Защитник» и др.

В соответствии с приказом Минобразования Новосибирской области от 09.01.2023 N 1 «Об утверждении знака качества деятельности молодежных центров, расположенных в Новосибирской области» в 2023 году 6 молодежных центров получили знак качества, пройдя трехступенчатую оценку деятельности молодежных центров на соответствие критериям качества работы.

По итогам 2023 года в Новосибирской области создано 18 открытых пространств для подростков и молодежи (площадок для организации и проведения молодежных мероприятий – мастер-классов, концертов, семинаров, лекций и др.). Определен их основной вектор работы – поддержка создания открытых пространств в отдаленных городах и селах, которые не являются административными центрами муниципальных образований Новосибирской области. Это вносит нужный социальный эффект через разнообразие форм социальной активности подростков, живущих в таких местах. Площадки открытых пространств также используются в качестве одного из действенных инструментов для выявления детского и семейного неблагополучия.

Сфера добровольчества в регионе динамично развивается. Новосибирская область в лице регионального ресурсного центра добровольчества «Волонтерский корпус Новосибирской области» в течение 2022–2023 годов входит в зеленую зону ежегодного мониторинга эффективности деятельности региональных ресурсных центров добровольчества (волонтерства) и развития добровольческой (волонтерской) деятельности субъектов Российской Федерации от Ассоциации волонтёрских центров России и традиционно занимает лидирующие позиции в группе А с численностью населения более 2 млн человек. В рамках исполнения поручения Президента России от 29.01.2023 N Пр-173ГС в Новосибирской области создано 20 центров общественного развития «Добро.Центр».

В рамках ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел» в 2023 году Новосибирская область стала победителем, в результате чего в регион на 2024 год привлечено дополнительно 10,6 млн руб. За 2018–2022 годы в регион в рамках конкурса было привлечено 37,5 млн руб.

Грантовая активность молодежи – один из показателей эффективности молодежной работы. Общая сумма привлеченных в регион грантовых средств только по линии Росмолодежи – около 58 млн руб. По итогам мониторинга Новосибирская область входит в топ-10 регионов по количеству привлеченных средств в рамках грантовой активности молодежи. Также в 2023 году Федеральное агентство по делам молодежи определило форум молодежи Новосибирской области «ПРОрегион» одной из площадок для проведения Всероссийского конкурса грантов в очной форме. Общий грантовый фонд регионального форума составил 5,1 млн руб., количество победителей – 15 человек.

На данный момент в регионе создано 35 местных отделений и 1065 первичных отделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». В 2023 году в регионе проведено 58 региональных и 32 муниципальных мероприятия под эгидой «Движения первых» с участием более 30 тыс. человек. В 2024 году будет создан «Дом молодежных объединений». Под одной крышей будут размещены различные молодежные сообщества и объединения: Новосибирская региональная общественная организация Российского Союза Молодежи, региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Новосибирской области, региональное представительство федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр» и др.

 

III. Духовно-нравственные и ценностные

ориентиры современной молодежи

 

Национальные интересы России требуют функционирования на территории страны мощного, экономически развитого государства. Такое государство возможно только в том случае, если население страны будет национально ориентировано, поддерживать традиционные ценности. Роль молодежной политики в регионах заключается в создании условий для гармоничного развития молодого человека и его творческого потенциала, что позволит стране ответить на важные вызовы, стоящие перед ней: развитие суверенного государства, независимого и самодостаточного, самостоятельно определяющего модель своего политического и экономического устройства. Молодежь Новосибирской области должна быть лидером и инициатором событий и идей, направленных на достижение общегосударственных целей, быть носителем основополагающих ценностей российского государства. В условиях текущей внешнеполитической обстановки и состояния данного направления работы в сфере молодежной политики региона становление и поддержка национально ориентированного, поддерживающего общегосударственные ценности молодого человека является основополагающей тенденцией направления усилий всех заинтересованных сторон для совершенствования своей работы.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), абсолютное большинство молодежи разделяет ценности, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: человеческая жизнь (96%), взаимопомощь и взаимоуважение (95%), человеческое достоинство (95%), крепкая семья (94%), справедливость (94%), права и свободы человека (90%), милосердие (90%), историческая память и преемственность поколений (87%), осознание себя гражданином своей страны (86%), созидательный труд (84%)2.

В то же время система ценностей молодежи отражает ценностные сдвиги от коллективизма к индивидуализму и от государственничества к космополитизму. Индивидуалистические ценности часто ведут к затруднениям у молодых людей и при формировании отношений в семье, с друзьями и в трудовых коллективах. Развитие коллективистских ценностей – важная задача, стоящая перед государством в сфере молодежной политики.

Таким образом, в Новосибирской области молодежная политика, став одним из приоритетных направлений социальной политики региона, носит развивающийся характер, активно содействуя развитию молодого поколения и решению его проблем, при этом требуя системного и планового подхода.

 

IV. Проблемы молодежи и глобальные вызовы

развития молодежной политики

 

Реализация настоящей Концепции сопряжена с проблемами и вызовами, характерными для текущего состояния молодежной политики в стране в целом и Новосибирской области в частности, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. Важнейшими вызовами для молодежной политики, определяющими состояние российской молодежи в целом и молодежи Новосибирской области в частности, являются:

1. Ценностно-идеологические – предполагающие необходимость сохранения российских традиционных ценностей и культуры, создания системы поддержки проектов, направленных на национальную ориентированность гражданского общества.

Проблемы, связанные с ценностно-идеологическими вызовами: ослабление системы межпоколенческих связей и преемственности, традиционных духовно-нравственных ценностей и ориентиров; правовой нигилизм в молодежной среде; увеличение количества преступных проявлений среди детей и молодежи, в том числе правонарушений.

2. Социальные и демографические – взаимосвязанные со снижением доли работающей молодежи и депопуляцией малых городов, сел, отдельных территорий.

Проблемы, связанные с социальными и демографическими вызовами: миграция молодежи с территорий с высоким экономическим потенциалом; ухудшение качества человеческого капитала, массового профессионального обучения; несовершенство системы развития молодежного спорта; недостаточное включение работающей молодежи в повестку молодежной политики и незначительное использование ее потенциала; недостаточное обеспечение комфортной среды и инфраструктуры молодежной политики в субъектах Российской Федерации, недостаточная обеспеченность жильем молодых граждан и молодых семей; несформированность у молодых людей мотивации и условий к сознательному созданию семьи, низкая рождаемость в молодых семьях.

3. Экономические – предполагающие устранение дискриминации по возрастному признаку для использования лучших черт экономического потенциала молодежи: мобильности, способности работать в высоком темпе и с высокой нагрузкой.

Проблемы, связанные с экономическими вызовами: недостаточная корреляция между существующей системой подготовки кадров и потребностями современной экономики; снижение интереса молодежи к фундаментальным дисциплинам; недостаток возможностей для непрерывного обучения и повышения квалификации; административно-правовые барьеры в сфере трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи; низкий уровень социально полезной предпринимательской активности молодежи; требующая доработки связь между образовательным процессом и практическим применением полученных знаний; недостаточный уровень профессионального престижа специалистов по работе с молодежью.

4. Информационно-технологические – обусловленные сменой технологий, развитием цифровой среды и искусственного интеллекта. Продуктивное использование информационного пространства, развитие безопасного информационного пространства, защита молодого поколения от деструктивного информационно-психологического воздействия становятся приоритетом.

Проблемы, связанные с информационно-технологическими вызовами: несовершенство сформированной системы предупреждения правонарушений с использованием информационных и коммуникационных технологий; недостаток безопасного и позитивного контента в российском онлайн-пространстве информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; несовершенство системы просвещения в сфере работы с информацией, выявление ложных информационных потоков, работа с большими данными; киберзависимость, номофобия, компьютерная зависимость.

5. Государственная и общественная безопасность – взаимосвязанные с высоким уровнем преступности в отдельных сферах. Молодежная политика должна формировать атмосферу нетерпимости к противоправной деятельности и обеспечивать безопасность в молодежной среде, безопасность личности и общества, способствовать деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Проблемы, связанные с вызовами государственной и общественной безопасности: рост преступлений, совершаемых молодыми гражданами; рост преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних; распространение и влияние деструктивных материалов (контента), причиняющих вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей и молодежи, в том числе распространяющих идеологию терроризма, антисемейных ценностей, потребления психоактивных веществ.

В соответствии с мониторингом текущей ситуации по итогам 2023 года можно выделить ряд наиболее концептуальных трудностей, приоритетных для сферы молодежной политики Новосибирской области:

1) устаревшая материально-техническая база учреждений молодежной политики. Пространства молодежных учреждений и центров не отвечают современным реалиям и приводят к оттоку заинтересованной молодежи, который, в свою очередь, становится предпосылкой к оттоку молодых людей с территорий муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;

2) относительно низкий уровень оплаты труда специалистов по работе с молодежью. Средняя заработная плата в муниципальных учреждениях – 34 500 руб. с учетом руководящего состава. Оплата труда в отрасли составляет 57,8% от средней заработной платы по Новосибирской области, которая по итогам 2023 года обозначена в размере 59 668 руб.;

3) дефицит финансирования и финансового стимулирования, направленного на человеческий потенциал. Основные затраты областного бюджета Новосибирской области сфокусированы на материальных ресурсах и проведении социально значимых мероприятий;

4) недостаток специалистов по работе с молодежью. Данный фактор связан напрямую с предыдущими проблемами сферы. Устаревшая материально-техническая база, низкий уровень оплаты труда, недостаток финансирования приводят к низкой привлекательности сферы для квалифицированных кадров. Как правило, в сфере заняты молодые люди, недавно окончившие профессиональные образовательные организации, либо люди, которые совмещают работу в сфере молодежной политики с другими общественными и профессиональными занятиями.

Отдельным вызовом развития молодежной политики Новосибирской области можно назвать необходимость формирования общегосударственной системы молодежной политики по каскадному принципу с федерального до муниципального уровня и создание системы органов и учреждений на каждом из них. В Новосибирской области приоритетным становится формирование во всех муниципальных районах и городских округах отдельных органов управления в сфере молодежной политики для формирования региональной системы управления и развития молодежной повестки на всех уровнях.

Национальный вызов для сферы молодежной политики региона – это необходимость масштабного переформатирования основных целей и задач молодежной политики региона со смещением фокуса усилий всех задействованных сторон на формирование молодого жителя региона, обладающего национальным мышлением и патриотически закрепленной системой ценностей и взглядов.

Эффективный ответ на существующие вызовы позволит реализовать необходимые меры и мероприятия для решения основных проблем в системе молодежной политики региона.

 

V. Цели и задачи реализации Концепции

 

Основной целью развития государственной молодежной политики на территории Новосибирской области является формирование к 2030 году системы молодежной политики в Новосибирской области, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества с учетом его актуальных потребностей, вызовов и угроз, стоящих перед страной.

Для достижения цели Концепции необходимо обеспечить решение следующих задач:

создать условия для обеспечения преемственности духовно-нравственных ценностей российского общества и принятия молодежью исторических и национально-культурных традиций народов России как основы для создания патриотического молодежного сообщества, работающего на национальные интересы России и Новосибирской области, готового служить Родине во всех сферах;

создать систему безопасности молодежи для формирования устойчивости молодежной среды к внешним и внутренним вызовам и угрозам, в том числе обеспечить предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи, формирование благоприятной информационной среды, защиту молодежи от деструктивного информационно-психологического воздействия, формирование законопослушного поведения, воспитание правового сознания;

реализовать меры и мероприятия, направленные на повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;

обеспечить подготовку молодежи к семейной жизни, укрепление семейных традиций и межпоколенческих связей, в том числе реализовать мероприятия, направленные на популяризацию и пропаганду ценностей семьи, материнства, отцовства и многодетности;

консолидировать ресурсы и усилия всех органов государственной и муниципальной власти Новосибирской области для обеспечения открытости и равного доступа молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;

создавать условия для формирования культуры здорового и активного образа жизни в молодежной среде, ответственной позиции за сохранение и укрепление собственного физического и духовного здоровья;

обеспечить повышение социальной ценности труда в молодежной среде, повышение мотивации у молодежи к активному построению карьеры и занятию предпринимательской деятельностью, в том числе через популяризацию рабочих профессий и специальностей;

разработать механизмы привлечения и стимулирования присутствия молодежи на территориях, которым грозит депопуляция и потеря экономического потенциала;

реализовать меры, направленные на содействие занятости молодежи, в том числе через создание доступной для молодежи системы профориентации, трудоустройства на первое рабочее место после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи;

обеспечить формирование комфортной среды для молодежи на территории Новосибирской области, способствующей привлечению и удержанию кадров для развития региона;

обеспечить участие молодежи в управлении делами государства и общественной жизни, создавать условия для поддержки и развития органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольческого движения, культуры взаимопомощи и вовлечения молодежи в социальную сферу;

обеспечить стабильные привлекательные условия для научной, научно-технической и инновационной деятельности молодежи;

обеспечить совершенствование научного, программного, кадрового, инфраструктурного, финансового, информационного и иных форм обеспечения молодежной политики, повышение профессионального престижа специалистов по работе с молодежью;

реализовать меры, направленные на цифровую трансформацию инструментов работы с молодежью на всех стадиях ее развития, профессионального и личностного становления;

обеспечить повышение эффективности деятельности органов по делам молодежи и согласованности функционирования других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, на основе единых целей, методов, ключевых показателей;

способствовать направлению новаторского и инновационного потенциала молодежи на социально-экономическое и социокультурное развитие региона, а также на достижение лидерских позиций региона и демонстрацию передового опыта региона в различных сферах деятельности;

создавать условия для развития системы социальных лифтов, поддержки проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации молодежи Новосибирской области.

 

VI. Основные направления реализации Концепции

 

Концепция в соответствии с целями и задачами определяет следующие основные направления реализации молодежной политики в Новосибирской области:

1. Патриотизм и ценностные ориентиры. Молодежная политика должна обеспечивать развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде. Молодое население Новосибирской области должно быть достойным приемником предыдущих поколений жителей области, стремиться к сохранению, развитию ценностей и приоритетов гражданского общества региона.

2. Семья и дети. Важными направлениями молодежной политики всех уровней должны быть поддержка и создание благоприятных условий для молодых семей как основного фактора развития демографической ситуации в регионе. Необходимо создавать привлекательный образ семейных ценностей и рождения детей для стремления молодежи к его реализации путем снятия барьеров и страхов, связанных с этими понятиями.

3. Развитие и здоровье. Необходимо развивать систему ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечивать социальные гарантии для молодежи.

4. Наука и инновации. Приоритетное внимание необходимо уделять созданию условий для выявления и поддержки талантливой молодежи и привлечению ее в сферу высшего образования, науки и инноваций. Создавать условия для повышения престижа научной и инновационной деятельности среди молодежи. Усиливать работу по популяризации науки и технологий, развитию научного волонтерства.

5. Труд и занятость. Направленность усилий на обеспечение экономической активности молодых людей региона, их профессионального развития, содействия занятости, трудоустройству и предпринимательской деятельности станет гарантом успешного социально-экономического развития Новосибирской области. В связи с этим создание условий для формирования у молодежи ценности труда и стремления к занятости в экономике региона становится приоритетным направлением молодежной политики в Новосибирской области.

6. Безопасность и правопорядок. Приоритет реализации действенных мер по противодействию деструктивному поведению молодежи, правовому просвещению молодого населения и созданию системы информационной защиты в сфере молодежной политики имеет стратегическую важность в условиях современных реалий, политической и внешнеполитической обстановки. Участие органов по делам молодежи, учреждений, органов по делам молодежи, молодежных общественных объединений в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

7. Межнациональное и международное сотрудничество. Культура мира в межнациональных отношениях в молодежной среде должна быть одним из главнейших направлений молодежной политики. Развитие международного сотрудничества особенно важно для формирования устойчивого благоприятного отношения к России. Для Новосибирской области данное направление будет одной их основ для культурного, экономического и социального развития.

8. Добровольчество и общественная активность. Актуальным направлением молодежной политики остается создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления, а также института наставничества, в том числе над несовершеннолетними. Необходимо формировать активную гражданскую позицию молодежи, направленную на помощь и созидание.

9. Кадры и инфраструктура. Принципиально и значимо совершенствование системы органов управления, развитие инфраструктуры и материально-технической базы организаций, работающих в сфере молодежной политики. Имеет первостепенное значение обеспечение сферы молодежной политики квалифицированными кадрами, выработка механизмов повышения престижа, профессионального развития, создания социальных и финансовых гарантий для специалистов по работе с молодежью как условия для эффективной реализации всех направлений по развитию системы молодежной политики Новосибирской области.

10. Цифровая трансформация. Использование цифровых сервисов и инструментов, цифровая трансформация – неотъемлемая часть современной жизни, главным образом молодежи. Учитывая специфику, специалисты, работающие в сфере молодежной политики, не только должны быть лидерами цифровой трансформации в работе с молодежью, но и стать участниками экспертного сообщества по всем направлениям социально-экономического развития Новосибирской области.

 

VII. Механизмы реализации Концепции

 

Общую координацию реализации Концепции осуществляет областной исполнительный орган Новосибирской области, уполномоченный в сфере молодежной политики.

Иные областные исполнительные органы Новосибирской области осуществляют реализацию Концепции в рамках имеющихся полномочий в установленных сферах деятельности. Концепция должна быть в основе разработки иных документов, содержащих приоритетные направления (стратегии, планы) по развитию государственной молодежной политики в Новосибирской области.

Для выстраивания общей политики взаимодействия областных исполнительных органов Новосибирской области по вопросам реализации Концепции будет использоваться площадка совета по молодежной политике при Правительстве Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 01.03.2022 N 66-п «О совете по молодежной политике при Правительстве Новосибирской области».

Областной исполнительный орган Новосибирской области, направления работы которого затрагивают интересы населения Новосибирской области в возрасте от 14 до 35 лет, разрабатывает и утверждает на период до трех лет молодежный портфель.

Молодежный портфель – это сведения, включающие в себя перечень вопросов, затрагивающих права и законные интересы молодежи в установленной сфере деятельности областного исполнительного органа Новосибирской области, социальные и иные блага для молодежи (при наличии), а также план мероприятий по реализации Концепции.

Молодежный портфель подлежит пересмотру в зависимости от изменения условий социально-экономического развития Новосибирской области, запросов и потребностей молодежи, а также государственных задач.

Ключевым принципом разработки и дальнейшей работы с молодежным портфелем является постоянный учет мнения и потребностей молодежи, что означает, что принятие решений по вопросам развития мер государственной поддержки и вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи, осуществляется с опорой на мнение и потребности молодежи, которые определяются через социологические исследования, консультации с молодыми людьми и в целом через взаимодействие с представителями молодежного и экспертного сообщества.

Представителями молодежного сообщества являются члены Молодежного правительства Новосибирской области при Правительстве Новосибирской области, закрепленные за областными исполнительными органами Новосибирской области, а также представители иных молодежных объединений и сообществ, осуществляющих деятельность в установленной сфере деятельности областного исполнительного органа Новосибирской области.

Вопросы формирования и реализации молодежных портфелей обсуждаются на заседаниях совета по молодежной политике при Правительстве Новосибирской области. Итоги работы областных исполнительных органов Новосибирской области в рамках молодежного портфеля и итоги реализации Концепции ежегодно представляются и обсуждаются на заседании коллегии департамента молодежной политики.

Мероприятия, направленные на реализацию Концепции, учитываются при формировании и корректировке государственных программ Новосибирской области, региональных проектов (программ).

Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию государственных программ Новосибирской области, поддержки в виде грантов, а также за счет внебюджетных источников.

 

VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Основные результаты реализации Концепции:

сформирована к 2030 году система молодежной политики в Новосибирской области, итогом деятельности которой станет устойчивый рост числа молодых людей, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для укрепления научного потенциала и обеспечения технологического суверенитета страны, динамичного развития сильной и суверенной России, трудящихся на благосостояние Новосибирской области;

созданы необходимые условия для улучшения социально-экономического положения молодежи;

созданы условия для стабильного роста числа молодежи, занятой в научно-исследовательской, инновационной деятельности;

механизм государственного управления в сфере молодежной политики отвечает требованиям времени и обеспечивает межведомственную координацию деятельности в области поддержки молодежи и молодых семей, молодежного участия в нем и молодежного самоуправления;

выработаны единые подходы к решению вопросов молодежной политики;

созданы условия, подготовлены инструменты для эффективного осуществления прав, свобод и законных интересов молодежи;

увеличена эффективность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования в сфере молодежной политики Новосибирской области;

обеспечено системное развитие органов по делам молодежи, учреждений по работе с молодежью, органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольчества, наставничества молодежи, поддержки молодежных проектов и инициатив;

обеспечена эффективность использования ресурсов в рамках достижения целей молодежной политики;

созданы условия для формирования карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностями регионального рынка труда.

_________________________________

1 – итоги ВПН-2020 https://54.rosstat.gov.ru/folder/184377.

2 – ВЦИОМ https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi.

 

 

 

_________

 

Постановление Правительства Новосибирской области "Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года" от 25.06.2024 N 285-п