Постановление Правительства Новосибирской области от 27.03.2024 N 137-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.03.2024 N 137-п
г. Новосибирск
О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п
Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области
«Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Исторически жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых значимых отраслей экономики нашей страны, вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий проживания граждан.
На текущий момент базовыми компонентами улучшения качества жизни граждан являются своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Жилищный фонд Новосибирской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.2024 составляет более 78 млн квадратных метров общей площади жилых помещений, из них в аварийном состоянии – 0,287 млн квадратных метров.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 25 тыс. квадратных метров в год).
Всего на территории Новосибирской области 14,7 тыс. многоквартирных домов, из них 13,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью 69 230,8 тыс. квадратных метров включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества.
Реализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в соответствии с краткосрочными планами реализации региональной программы. Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы осуществляется с учетом комплексного подхода выполнения работ по капитальному ремонту и финансовых возможностей регионального оператора, на основании прогнозируемого объема сбора за капитальный ремонт и неизрасходованного остатка предыдущего периода.
По состоянию на 01.01.2024 проведен капитальный ремонт в отношении 10 562 конструктивных элементов и инженерных систем в 3 412 многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области. Наиболее актуальными являются проблемы:
1) отсутствие сбалансированности внутренних заимствований средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, и обеспечения возвратности указанных средств;
2) первоначально низкое качество исходных данных о состоянии жилищного фонда, используемых при формировании региональной программы капитального ремонта;
3) низкий уровень вовлеченности собственников помещений в содержание и управления жилищным фондом.
В жилищно-коммунальной сфере продолжена реорганизация системы управления, направленная на активное привлечение граждан к управлению своей собственностью. Одним из этапов реформирования жилищно-коммунального хозяйства стало укрупнение предприятий жилищно-коммунального комплекса за счет действующих. По состоянию на 01.01.2024 на территории Новосибирской области осуществляют свою деятельность 584 организации жилищно-коммунального комплекса.
Состояние жилищной и коммунальной сферы в Новосибирской области имеет существенные муниципальные различия. Сельский жилой фонд существенно уступает по уровню комфорта городскому. В сельской местности удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составляет 77,4 процента, канализацией – 52,0 процента, централизованным отоплением – 19,3 процента. Удельный вес площади жилищного фонда Новосибирской области, оборудованного водопроводом, составляет 92,1 процента, канализацией – 85,1 процента, централизованным отоплением – 70,8 процента.
По итогам 2023 года в централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении на территории Новосибирской области используются 2 200 подземных и 11 поверхностных источников водоснабжения (водозаборов). Общая протяженность сетей водоснабжения Новосибирской области составляет 10,7 тыс. километров.
В 2023 году в централизованную систему водоснабжения подано 243 799,3 тыс. куб. метров воды. Общий объем потерь воды в водопроводных сетях составляет 36 093,2 тыс. куб. метров (14,8 процента ко всей подаче воды).
Система теплоснабжения Новосибирской области состоит из 1 134 котельных и 5 082,0 километров тепловых сетей.
В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения. Основной проблемой является высокий износ (порядка 60 процентов) и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры, что не позволяет обеспечить соблюдение требований к качеству коммунальных услуг, поставляемых потребителям. Для ее решения необходимо строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры Новосибирской области, а также реконструкция и модернизация имеющихся.
Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды, путем благоустройства общественных пространства (набережные, площади, парки и др.) и дворовых территорий многоквартирных домов с вовлечением заинтересованных граждан и организаций в процесс реализации.
С целью оценки состояния городской среды разработан индекс качества городской среды. Индекс качества городской среды по Новосибирской области составляет 171 балл (справочно: индекс качества рассчитывается по 36 показателям с максимальным значением, равным 360).
По данным муниципальных образований Новосибирской области, по состоянию на 1 января 2024 года требуют благоустройства около 7 тыс. дворовых и 200 общественных территорий.
Важным компонентом улучшения качества жизни граждан является газификация жилищного фонда, которая обеспечивает более комфортные условия проживания, экономическую выгоду, улучшение здоровья и экологической ситуации.
Уровень газификации жилищного фонда в Новосибирской области природным газом (от расчетной потребности) по состоянию на 01.01.2024 составил 36,8%, газифицировано 161 625 домовладений.
В Новосибирской области реализуются Поручения Президента Российской Федерации по социальной догазификации в 17 районах и 5 городских округах Новосибирской области. В соответствии с актуализированным планом-графиком догазификации для 65,5 тысяч домовладений до 2030 года будет создана техническая возможность для подключения к газораспределительным сетям.
В регионе остается низкий уровень газификации с учетом охвата внутрипоселковыми газораспределительными сетями населенных пунктов, до которых были построены межпоселковые газопроводы. Для ускорения темпов газификации населенных пунктов Новосибирской области и повышения уровня газификации Новосибирской области Правительством Новосибирской области направляются предложения по строительству объектов газораспределительных систем, предлагаемых для финансирования обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» в составе Программы развития газоснабжения и газификации Новосибирской области.
Таким образом, работа по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан, развитию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в рамках реализации региональных проектов, будет продолжена в рамках данной государственной программы.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которым определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года – комфортная и безопасная среда для жизни. Указом установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год; улучшение качества городской среды в полтора раза.
Положениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», основными приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
повышение уровня обеспеченности населения Новосибирской области жильем за счет содействия в улучшении жилищных условий населения;
обеспечение инфраструктурного развития агломераций и формирование комфортной среды проживания;
создание оптимальной системы расселения на территории Новосибирской области, развитие экономического потенциала муниципальных районов и городских округов в соответствии с их перспективной специализацией, в том числе моногородов;
создание современной коммунально-энергетической инфраструктуры.
Реализация государственной политики в жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей государственной программы:
повышение уровня комфортности, безопасности условий проживания населения Новосибирской области с учетом прироста индекса качества городской среды на 59% к 2030 году по отношению к 2019 году;
расселение до 2030 года 106,74 тыс. квадратных метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Реализация мероприятий государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» будет способствовать достижению национальной цели развития в части улучшения качества городской среды в полтора раза.
4. Задачи (направления) государственной программы,
способы их эффективного решения
Задачей (направлением) государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» является создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства и безопасности проживания граждан на территории Новосибирской области.
Решение указанной задачи достигается в рамках реализации мероприятий государственной программы, направленных на:
1) повышение комфортности городской среды за счет реализации мероприятий по благоустройству общественных пространств и дворовых территорий многоквартирных домов;
2) расселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2017;
3) повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки;
4) строительство, реконструкцию объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области;
5) создание условий для использования потребителями газа;
6) обеспечение работы объектов жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в осенне-зимний период;
7) обеспечение дополнительных мер по предотвращению возможных аварий на объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения;
8) улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах;
9) обеспечение эффективного взаимодействия между областными исполнительными органами, органами местного самоуправления Новосибирской области, организациями жилищно-коммунального комплекса.».
2. Раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы» признать утратившими силу.
3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» признать утратившим силу.
5. Приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
6. Приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
7. Приложение N 4 «Подпрограмма «Газификация» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» признать утратившим силу.
8. Дополнить приложением N 4.1 «Перечень объектов, построенных и введенных в эксплуатацию с 1 января 2016 года» согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
9. Дополнить приложением N 4.2 «Положение по ранжированию объектов газификации (газоснабжения) для определения ежегодного перечня объектов газификации (газоснабжения)» согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
10. Приложение N 5 «Подпрограмма «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» признать утратившим силу.
11. Дополнить приложением N 5.1 «Положение по ранжированию объектов водоснабжения и водоотведения для определения ежегодного перечня объектов водоснабжения и водоотведения» согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.
12. Приложение N 6 «Подпрограмма «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» признать утратившим силу.
13. Приложение N 7 «Подпрограмма «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» признать утратившим силу.
14. Дополнить приложением N 7.1 «Порядок инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения» согласно приложению N 7 к настоящему постановлению.
15. Дополнить приложением N 7.2 «Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в период 2020–2024 годов» согласно приложению N 8 к настоящему постановлению.
16. Дополнить приложением N 7.3 «Адресный перечень общественных пространств населенных пунктов Новосибирской области, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в период 2020–2024 годов» согласно приложению N 9 к настоящему постановлению.
17. Дополнить приложением N 7.4 «Адресный перечень территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» в 2021 году» согласно приложению N 10 к настоящему постановлению.
18. Дополнить приложением N 7.5 Адресный перечень территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» в 2022 году» согласно приложению N 11 к настоящему постановлению.
19. Дополнить приложением N 7.6 «Адресный перечень территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» в 2023 году» согласно приложению N 12 к настоящему постановлению.
20. Дополнить приложением N 7.7 «Адресный перечень территорий, победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, подлежащих благоустройству в 2023–2024 годах» согласно приложению N 13 к настоящему постановлению.
21. Дополнить приложением N 7.8 «Порядок информирования граждан о ходе выполнения государственной программы и муниципальных программ, в том числе о ходе реализации конкретных мероприятий по благоустройству общественных территорий и дворовых территорий в рамках указанных программ» согласно приложению N 14 к настоящему постановлению.
22. Дополнить приложением N 7.9 «Адресный перечень территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» в 2024 году» согласно приложению N 15 к настоящему постановлению.
23. Дополнить приложением N 7.10 «Адресный перечень территорий – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, подлежащих благоустройству в 2024–2025 годах» согласно приложению N 16 к настоящему постановлению.
24. Приложение N 8 «Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» признать утратившим силу.
25. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»;
приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»;
приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области».
Губернатор Новосибирской области А.А. Травников
Приложения см. в прикрепленном файле «Приложение».