Постановление Правительства Новосибирской области от 23.05.2022 N 227-п "Об утверждении Стратегии государственной национальной политики в Новосибирской области на период до 2025 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.05.2022 N 227-п
г. Новосибирск
Об утверждении Стратегии государственной национальной политики
в Новосибирской области на период до 2025 года
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики в Новосибирской области на период до 2025 года (далее – Стратегия).
2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области и структурным подразделениям администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области при осуществлении деятельности в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области руководствоваться положениями Стратегии.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при осуществлении деятельности в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области руководствоваться положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Петухова Ю.Ф.
Губернатор
Новосибирской области А.А. Травников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 23.05.2022 N 227-п
СТРАТЕГИЯ
государственной национальной политики
в Новосибирской области
на период до 2025 года
Новосибирская область является экономическим, социальным, транспортным, культурным, научным и образовательным центром Сибири. На ее территории в условиях значительных миграционных изменений проживают представители более 180 народов, демонстрируя этнокультурное и межконфессиональное согласие и участвуя в укреплении российской государственности. Прочное духовное и гражданское единство народов Новосибирской области – залог успешного социально-экономического и культурного развития региона.
Жители Новосибирской области, сохраняя историческую память, языки, традиции, обычаи и оберегая традиционный образ жизни, формируют новое поликультурное региональное сообщество, устремленное в будущее на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма и преданности Родине.
Народы Новосибирской области объединяет единый цивилизационный код российской культуры и государственного русского языка, а также культурно-историческое наследие всех народов, проживающих в регионе. Будучи неотъемлемой частью российской гражданской нации, жители Новосибирской области сохраняют и развивают многовековой союз народов России, полиэтничность и религиозно-конфессиональное многообразие.
I. Общие положения
1. Стратегия государственной национальной политики в Новосибирской области на период до 2025 года (далее соответственно – Стратегия, государственная национальная политика в Новосибирской области) является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации в Новосибирской области, определяющим совокупность приоритетов, целей, принципов, задач, основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации в Новосибирской области, а также инструменты и механизмы ее реализации.
2. Стратегия является доктринальной основой деятельности органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области как системы публичной власти, их взаимосвязи и взаимодействия с институтами гражданского общества и населением при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Новосибирской области.
3. Стратегия носит системный, межотраслевой и социально ориентированный характер и направлена на развитие гражданского (национального) единства, этнокультурного и духовного потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и народов (этнических общностей и групп), проживающих в Новосибирской области.
4. Стратегия ориентирована на раскрытие человеческого, интеллектуального, культурного и делового потенциала жителей региона в целях устойчивого, безопасного, гармоничного и поступательного развития Новосибирской области.
5. Стратегия является документом стратегического планирования, регулирующим сферу национальных, межэтнических (межнациональных), межконфессиональных и миграционных отношений с учетом региональных и местных особенностей, исторических традиций и интересов народов, проживающих на территории Новосибирской области.
6. Стратегия определяет цель, принципы, основные направления, задачи, механизмы и инструменты реализации государственной национальной политики в Новосибирской области, направленной на обеспечение интересов государства, общества и человека, укрепление государственной целостности, гражданского единства и сохранения этнокультурного многообразия.
7. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 (далее – федеральная Стратегия), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.10.2018 N 622, Устав Новосибирской области.
8. Принципы, приоритетные направления и цели государственной национальной политики в Новосибирской области, закрепленные в Стратегии, ориентированы на базовые установки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п.
9. В Стратегии используются основные понятия федеральной Стратегии.
II. Современное состояние и тенденции развития межэтнических (межнациональных) отношений в Новосибирской области
10. Новосибирская область – субъект Российской Федерации, относящийся к Сибирскому федеральному округу, который имеет в своем составе 488 муниципальных образований, в том числе: 5 городских округов, 30 муниципальных районов, 26 городских поселений, 427 сельских поселений.
11. Новосибирская область традиционно является многонациональным (полиэтничным) и многоконфессиональным регионом – мультикультурным сообществом – с населением 2785,8 тысяч человек (на 1 января 2021 года). Областной центр – город Новосибирск – является третьим по численности городом и крупнейшим муниципальным образованием Российской Федерации.
12. Самый многочисленный народ в Новосибирской области – русские, доля которых составляет 93,10% от общего числа населения региона. В настоящее время на территории Новосибирской области проживают представители более 180 народов (этнических общностей). Многонациональный состав ее городов и сел определяет своеобразие региона и во многом – особенности его дальнейшего социокультурного развития.
13. Наиболее крупные этнические общности (группы) представлены немцами, татарами, украинцами, узбеками, казахами, таджиками, армянами, азербайджанцами, киргизами и белорусами. При этом соотношение наиболее многочисленных народов региона трансформировалось – продолжается сокращение численности старожильческих групп на фоне новой структуры миграции.
14. Существенное влияние на этнодемографическую ситуацию в регионе оказывает миграция населения. Новосибирская область является привлекательным регионом для иностранных граждан, приезжающих из других регионов России, особенно регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Также существенно значимы миграционные потоки из ближнего зарубежья – Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Азербайджана.
15. Десятку первых по численности этнических групп Новосибирской области после русских формируют народы Средней Азии и Закавказья. Они поступательно наращивают свою численность начиная с конца 1970-х годов, другие народы существенно снизили свое представительство в области и в Сибири в целом. Активная миграция и высокая динамика численности среднеазиатских и закавказских народов позволяет сохранять положительную динамику прироста населения региона.
16. Анализ динамики за 2006–2020 годы показывает, что количество прибывших превышало количество выбывших иностранных граждан. Данная тенденция была наиболее ярко выражена в период с 2011 по 2017 годы. С 2018 года миграционный прирост в регионе начинает несколько сокращаться. Миграционная ситуация 2020–2021 годов определялась эпидемиологической ситуацией и реализацией комплекса мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При реализации миграционной политики в Новосибирской области необходимо учитывать потенциальные институциональные, средовые и ситуационные риски и угрозы.
17. Интенсивность миграционных потоков в Новосибирской области представлена главным образом внутрироссийскими миграциями: внутрирегиональными, межрегиональными миграционными потоками. На них приходится около 80% всех перемещений.
18. Для муниципальных (особенно удаленных от регионального центра и других крупных городов соседних территорий) районов Новосибирской области характерна миграционная убыль населения: Кыштовский, Северный, Чистоозерный, Купинский, Баганский, Здвинский районы на протяжении долгого времени теряли население – их покидала молодежь. Необходимо отметить, что данные районы в большинстве своем гомогенны в этническом плане – 95–98% составляет русское население.
19. Наиболее привлекательны для иностранных граждан города Новосибирск, Обь и рабочий поселок Кольцово. Самый высокий относительный миграционный прирост наблюдался в рабочем поселке Кольцово, что объясняется активной социально-экономической политикой, высокими темпами строительства жилья, имиджем территории комфортного проживания.
20. В городе Новосибирске и прилегающих к нему муниципальных районах усилились проблемы, связанные с миграционным давлением иноэтничного характера, идет процесс трудовой и территориальной локализации и концентрации иностранных граждан. В черте города существуют территории компактного проживания иностранных граждан – районы юго-западной и восточной части города, окраины и зоны, прилегающие к рынкам, а также частный сектор. Эти территории заселены представителями Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
21. Высокий уровень миграции и миграционного давления на социальную сферу Новосибирской области требует особого внимания к политике и практике социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, прежде всего иностранных трудовых мигрантов. В особом фокусе должны находится вопросы социальной включенности детей иностранных граждан, особенно в сфере дошкольного и школьного образования.
22. В Новосибирской области зарегистрировано 83 некоммерческих организации, осуществляющие свою деятельность в сфере межэтнических (межнациональных) отношений и представляющие 27 этнических сообществ, в том числе 30 региональных и местных национально-культурных автономий. Наряду с этнокультурными организациями в сфере национальной политики на территории Новосибирской области осуществляют свою деятельность 13 казачьих обществ; в регионе действует 293 религиозные организации.
23. Результаты социологических исследований, проведенных в 2021 году, свидетельствуют о высоком уровне социальной стабильности в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений в Новосибирской области и городе Новосибирске:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составляет 86%;
уровень общероссийской гражданской идентичности составляет 72%;
доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признаку национальности, составляет 95%;
доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, составляет 72%.
Вместе с тем, в связи с общим ухудшением социально-экономической ситуации в стране и регионе, вызванной антиковидными ограничениями, жителями области стали более остро ощущаться проблемные вопросы в сфере межнациональных отношений. Такие показатели, как доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, и доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, продемонстрировали хоть и небольшую (минус 3–5 пунктов), но отрицательную динамику по отношению к 2020 году.
24. Уровень межэтнической (межнациональной) и межконфессиональной напряженности в Новосибирской области можно оценить как невысокий. Жители области не считают проблему межнациональных отношений острой, еще реже они говорят о религиозных разногласиях. На общероссийском фоне Новосибирская область выглядит благополучно, однако в областном центре существует некоторая напряженность, связанная, в первую очередь, с прибытием в город на заработки иностранных граждан из Средней Азии.
25. Необходимо ориентировать миграционные процессы на привлечение высококвалифицированных и социально активных иностранных граждан, обращая особое внимание на изменение структуры миграции: снижая зависимость региона от трудовой неквалифицированной миграции и наращивая академическую, научную, туристическую миграцию.
26. К проблемам, связанным с характером межэтнических (межнациональных) отношений в Новосибирской области, относятся:
наличие негативных этнических предубеждений в обществе;
нерешенность проблем незаконной миграции, объективные различия в культуре и традициях иностранных трудовых мигрантов и местного населения;
слабая социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан, в том числе на уровне первичных социальных групп иностранных трудовых мигрантов (жены и дети иностранных граждан);
внешнеполитические факторы, направленные на подрыв общегражданского единства и межэтнического (межнационального) согласия, на размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации.
27. Особая роль в реализации государственной национальной политики в Новосибирской области предоставлена Совету при Губернаторе Новосибирской области по межнациональным отношениям, Совету по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Новосибирской области при Губернаторе Новосибирской области, Комиссии Общественной палаты Новосибирской области по культуре, духовно-нравственному воспитанию и межнациональным отношениям, Консультативному совету по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска.
28. В Новосибирской области институты гражданского общества активно включены в формирование и реализацию национальной политики, прежде всего национально-культурные автономии, национальные и религиозные организации, объединенные в таких структурах как общественная организация «Ассоциация национально-культурных автономий и национальных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области «Содружество», Региональная общественная организация сохранения культурных традиций «Ассамблея народов Новосибирской области», Совет глав традиционных религиозных конфессий города Новосибирска и Новосибирской области, Новосибирское региональное отделение Всемирного Русского Народного Собора.
29. Общественно-политическая обстановка в Новосибирской области в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений характеризуется как стабильная, спокойная и контролируемая, предпосылок к возникновению этносоциальных конфликтов или иных очагов напряженности на этнической (национальной) и религиозной основе не выявлено.
III. Цели, принципы, задачи и основные направления
государственной национальной политики в Новосибирской области
30. Целями государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности представителей народов, проживающих в Новосибирской области;
сохранение и поддержка этнокультурного многообразия народов, представители которых проживают в Новосибирской области;
гармонизация национальных, межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений в Новосибирской области;
предупреждение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, профилактика этнического и религиозного радикализма и экстремизма на территории Новосибирской области;
социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Новосибирской области.
31. Основные принципы государственной национальной политики в Новосибирской области определяются Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и базируются на:
уважении национального достоинства граждан, соблюдении гражданских прав личности на свободное этническое самоопределение (определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национальности);
демократическом, социально ориентированном обществе, признании и защите равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям;
равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и религиозных убеждений, недопущение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
патриотизме и социальной справедливости;
уважении к культурному наследию, особенностям, самобытной культуре и духовной жизни всех народов, представители которых проживают в Новосибирской области, а также защите их национальных культур и языков, сохранении традиционного жизненного уклада, обычаев и обрядов;
обеспечении успешной социальной и культурной адаптации и интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства;
открытости и гласности государственной национальной политики в Новосибирской области;
необходимости соблюдения общепринятых норм, традиций, правил поведения в Новосибирской области представителями всех народов и религий.
32. Основными задачами в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
1) совершенствование государственного и муниципального управления в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области через:
совершенствование деятельности координационных органов по межнациональным отношениям в определении стратегических направлений реализации государственной национальной политики в Новосибирской области и в целях выявления и учета интересов населения региона;
совершенствование системы взаимодействия и координации органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, национально-культурных автономий, национальных и межнациональных общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации, научно-исследовательских, экспертно-аналитических и образовательных организаций;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений по вопросам реализации государственной национальной политики в Новосибирской области;
создание необходимых условий для расширения участия институтов гражданского общества, прежде всего, национально-культурных автономий, национальных и межнациональных общественных объединений, религиозных организаций, а также других некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, в решении задач государственной национальной политики в Новосибирской области, в том числе через меры финансовой поддержки;
разработку и принятие региональных и муниципальных
программ, направленных на реализацию государственной национальной политики
в Новосибирской области;
совершенствование нормативных правовых актов Новосибирской области в сфере реализации государственной национальной политики в Новосибирской области, в том числе вопросов, связанных с миграционной политикой;
2) обеспечение межэтнического (межнационального) и межконфессионального мира и согласия, гармонизация межэтнических (межнациональных) отношений, противодействие этническому и религиозному экстремизму через:
распространение в обществе установок на неприятие и недопущение пропаганды идей этнического и религиозного экстремизма, ксенофобии, этнокультурной исключительности, шовинизма и их оправдания;
поддержку и вовлечение национально-культурных автономий, национальных и религиозных организаций в деятельность по развитию межэтнического (межнационального) и межконфессионального диалога, укреплению общероссийских духовных ценностей, противодействию экстремизму, этнонациональной и религиозной нетерпимости;
совершенствование научно-методического, экспертно-аналитического и образовательного обеспечения деятельности органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, а также институтов гражданского общества по вопросам гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды, в том числе противодействие пропаганде этнического и религиозного экстремизма;
мониторинг и анализ происходящих на территории Новосибирской области этносоциальных, межконфессиональных и миграционных процессов, их влияния на общественно-политические, социально-экономические и иные аспекты развития региона;
корректировку проводимой в Новосибирской области государственной национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления;
проведение социологических исследований в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений, а также миграционных процессов в Новосибирской области;
3) обеспечение равноправия жителей Новосибирской области, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области через:
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении представителей различной этнической (национальной) и религиозной принадлежности при осуществлении деятельности органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва органов публичной власти;
содействие развитию институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность по гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений в Новосибирской области;
ресурсное и экспертно-методическое обеспечение деятельности национально-культурных автономий, национальных организаций и их объединений, институтов гражданского общества, включенных в реализацию государственной национальной политики в Новосибирской области;
создание в перспективе Дома национальностей (Дома дружбы) Новосибирской области;
4) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Новосибирской области через:
формирование у государственных и муниципальных служащих Новосибирской области управленческих и профессиональных компетенций в области межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений;
поддержку национально-культурных автономий, национальных и этнокультурных организаций и их объединений, осуществляющих деятельность в сфере межэтнического (межнационального) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов, проживающих в Новосибирской области;
содействие развитию этнотуризма, народных промыслов и ремесел, традиционных видов хозяйствования в целях этнокультурного развития всех народов, проживающих на территории Новосибирской области;
распространение успешных практик органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, прежде всего эффективных практик, сформированных в городе Новосибирске;
5) содействие сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов, проживающих в Новосибирской области, через:
сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального (полиэтничного) народа Российской Федерации на основе идей гражданского единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия и российского патриотизма;
поиск, распространение и пропаганда знаний об истории, традициях, языках и культуре народов, проживающих в Новосибирской области;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация туристических объектов, тесно связанных с жизнедеятельностью представителей различных народов, проживающих в Новосибирской области;
формирование культуры межэтнического (межнационального) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов, проживающих в Новосибирской области;
организацию культурной политики и распространение самобытного материального и духовного культурного наследия, произведений литературы и искусства народов, проживающих в Новосибирской области;
поддержку национальных видов спорта в Новосибирской области, организацию спортивной политики;
развитие межрегиональных и международных связей в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений и духовной культуры;
оказание возможной государственной поддержки в проведении научных исследований, научно-популярных публикаций, популяризации произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих общие достижения народов, проживающих в Новосибирской области;
поддержку издания учебной и методической литературы для обучающихся образовательных организаций, направленной на воспитание патриотизма и гражданской ответственности, уважение к общей истории и самобытному культурному наследию народов, проживающих на территории Новосибирской области;
6) развитие системы образования, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в Новосибирской области через:
формирование у жителей Новосибирской области общероссийского гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, гордости за свою страну и регион;
воспитание культуры межэтнического (межнационального) и межконфессионального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов Российской Федерации;
совершенствование технологий и методов обучения в системе образования в целях сохранения и развития культур и языков народов, проживающих в Новосибирской области, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
введение в образовательные программы курсов (уроков, модулей), включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов, проживающих в Новосибирской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
проведение культурных, спортивных, творческих и иных мероприятий, создание в образовательных организациях органов студенческого самоуправления на интернациональной основе;
поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан и формирование единства российской нации;
7) поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации через:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций, в том числе проведение мероприятий, направленных на поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
включение в государственные программы Новосибирской области мер по поддержке языков народов, проживающих в регионе, защите языкового многообразия;
8) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Новосибирской области через:
переход на многовекторную миграционную модель, которая позволяет уйти от доминирования в миграционных процессах иностранных трудовых мигрантов при приоритетном развитии учебной (академической), научной и туристической миграции и привлечения высококвалифицированных иностранных граждан;
содействие в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе детей иностранных граждан, межкультурному общению, изучению русского языка, основ законодательства и истории Российской Федерации в целях повышения уровня доверия со стороны жителей Новосибирской области как принимающей стороны и недопущения проявлений национальной и расовой нетерпимости;
вовлечение национально-культурных автономий, национальных и религиозных организаций, а также других институтов гражданского общества в социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, в том числе детей иностранных граждан, в Новосибирской области;
обеспечение участия национально-культурных автономий, национальных, религиозных и других организаций в деятельности многофункциональных центров, культурно-образовательных и иных организаций, в которых иностранные граждане получают юридические и иные услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации;
создание консультативно-экспертного органа для обеспечения взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с национально-культурными автономиями, национальными и религиозными организациями и другими институтами гражданского общества, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе детей иностранных граждан;
противодействие социальной, трудовой и территориальной локализации, концентрации и изоляции иностранных граждан на этнической и религиозной основе;
9) информационное сопровождение реализации государственной национальной политики в Новосибирской области через:
государственную поддержку, стимулирование создания информационных проектов, направленных на укрепление единства российской нации, сохранение культурного наследия и самобытности народов, проживающих в Новосибирской области, гармонизацию межэтнических (межнациональных) и межрелигиозных отношений;
организацию и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межэтнического (межнационального), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
организацию выступлений в средствах массовой информации руководителей органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, представителей институтов гражданского общества, ведущих экспертов и ученых, этнокультурных, общественных и религиозных организаций, лидеров общественного мнения по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Новосибирской области;
осуществление органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества регулярного мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Новосибирской области;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленных на разжигание межэтнической (межнациональной) и межконфессиональной ненависти либо вражды, ущемления достоинства представителей народов, проживающих на территории Новосибирской области;
10) взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с институтами гражданского общества через:
усиление роли общественных советов при органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в деятельности по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Новосибирской области;
поддержку деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, этнокультурных организаций как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации Стратегии;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений в проведение мероприятий по профилактике проявлений межэтнической (межнациональной) и межконфессиональной нетерпимости либо вражды;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе
домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и
муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач
государственной национальной политики в Новосибирской области;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе этнокультурных организаций, для профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, гармонизации межэтнических (межнациональных) отношений, совместного противодействия росту межэтнической (межнациональной) напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды, неуважения к культурной самобытности народов, проживающих в Новосибирской области;
11) развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере реализации государственной национальной в Новосибирской области политики через:
разработку программы формирования положительного образа Новосибирской области за рубежом как региона, в котором гарантируется удовлетворение этнокультурных потребностей граждан, соблюдение законных прав и интересов проживающих на его территории народов, в том числе миграционных диаспор;
развитие системы договорных отношений, заключение соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими и региональными национально-культурными автономиями, национальными и религиозными организациями по вопросам этнокультурного развития народов, проживающих в Новосибирской области;
реализацию мер, направленных на противодействие проявлениям расизма, расовой и этнической (национальной) дискриминации, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории;
использование ресурса народной (общественной) дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.
33. Основными направлениями по реализации поставленных задач в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области;
обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности и формирование ценностей общероссийской и региональной идентичности;
содействие этнокультурному развитию и сохранению представителей всех народов, проживающих в Новосибирской области;
создание условий для эффективной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан и лиц без гражданства к условиям проживания в Новосибирской области.
IV. Инструменты и механизмы реализации государственной
национальной политики в Новосибирской области
34. Эффективность реализации государственной национальной политики в Новосибирской области обеспечивается согласованной деятельностью органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, институтов гражданского общества и использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных, культурно-просветительских мер, предусмотренных Стратегией.
35. Основными инструментами реализации государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Новосибирской области;
комплексные планы и программы муниципальных образований, направленные на реализацию государственной национальной политики в Новосибирской области;
федеральная государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.
36. Основными механизмами реализации государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, институтов гражданского общества при реализации Стратегии;
поддержка этнокультурных, общественных и религиозных организаций, деятельность которых направлена на выявление и удовлетворение этнокультурных запросов граждан, достижение стабильности межнациональных отношений, предупреждение конфликтов на национальной почве;
стимулирование деятельности общественных объединений, организаций и индивидуальных предпринимателей для участия в реализации государственной национальной политики в Новосибирской области;
экспертно-аналитическая, научно-методическая и информационная поддержка реализации Стратегии, которая осуществляется путем привлечения информационных ресурсов органов государственной власти Новосибирской области и ресурсов научных организаций.
V. Целевые показатели реализации
государственной национальной политики
в Новосибирской области
37. Целевыми показателями реализации Стратегии в Новосибирской области являются:
1) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах);
2) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);
3) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах);
4) доля граждан, не испытывающих негативного
отношения
к иностранным гражданам (в процентах);
5) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.
38. Перечень целевых показателей реализации Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.
VI. Ожидаемые результаты реализации
государственной национальной политики
в Новосибирской области
39. Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
1) укрепление единства многонационального сообщества и общероссийской гражданской идентичности жителей Новосибирской области;
2) предотвращение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в Новосибирской области, их мирное разрешение;
3) укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном обеспечении условий для сохранения и изучения языков народов Российской Федерации в Новосибирской области;
4) формирование условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории региона и их интеграции в российское общество;
5) формирование системы национально-культурных ценностей, определяющих национальную самоидентификацию жителей Новосибирской области;
6) повышение эффективности межрегионального и международного сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики в Новосибирской области.
40. Реализация Стратегии должна способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Новосибирской области, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства российской нации, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности Новосибирской области.
_________