Постановление Правительства Новосибирской области от 30.11.2021 N 499-п "Об утверждении межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.11.2021 N 499-п
г. Новосибирск
Об утверждении межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области
Во исполнение пункта 16 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2098-р, в целях создания условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижения медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей, Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую межведомственную программу по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Губернатор
Новосибирской области А.А. Травников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 30.11.2021 N 499-п
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области
(далее – Программа)
Срок реализации Программы | 2021–2024 годы |
Разработчики Программы | Министерство образования Новосибирской области |
Исполнители Программы | Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство труда и социального развития Новосибирской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области; следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области (по согласованию); управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (по согласованию) |
Цель Программы | Создание условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижение медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей |
Задачи Программы | 1. Формирование организационно-правовых основ развития системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и укрепления психического здоровья детей в Новосибирской области. 2. Создание системы профилактики психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области. 3. Создание условий защиты и формирования психического здоровья несовершеннолетних, безопасной среды жизнедеятельности. 4. Создание ресурсной обеспеченности работы региональной системы охраны психического здоровья несовершеннолетних в Новосибирской области |
Целевые показатели Программы | 1. Стабилизация или снижение уровня суицидов: в возрастной группе от 0 до 17 лет на 10%, с 2,7 до 2,5 (по данным эпидемиологического мониторинга); снижение числа совершения повторных суицидальных попыток. 2. Увеличение охвата обучающихся системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью. 3. Увеличение количества служб примирения/медиации, созданных в образовательных организациях. 4. Увеличение обучающихся «группы риска», охваченных психолого-педагогическим сопровождением. 5. Увеличение количества семей, выявленных на раннем этапе социального неблагополучия, вовлеченных в психолого-педагогические и социально-правовые мероприятия с положительной оценкой эффективности. 6. Снижение числа несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, жертв жестокого обращения, несовершеннолетних (семей), состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних; снижение числа совершения повторных правонарушений несовершеннолетними. 7. Увеличение численности педагогов-психологов в образовательных организациях |
Финансовое обеспечение реализации Программы | Мероприятия Программы осуществляются исполнителями в пределах компетенции и за счет: действующих государственных программ (подпрограмм) Новосибирской области; внебюджетных средств; иных видов финансирования |
I. Общие положения
1. Программа разработана во исполнение пункта 16 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2098-р и в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 45 Устава Новосибирской области.
Целью Программы является создание условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижение медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей на территории Новосибирской области.
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что суицид является третьей по значимости причиной смертности у лиц в возрасте от 10 до 19 лет.
В основе предупреждения самоубийств лежит межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области и других заинтересованных ведомств. Ни один отдельно взятый подход не может оказать достаточного влияния на такую сложную проблему, как суицид, а максимальная эффективность деятельности по профилактике самоубийств может быть достигнута при условии синергичной, взаимодополняющей работы органов власти и различных структур, ведомств, организаций: образовательных, медицинских, правоохранительных, социальных и иных.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних осуществляется органами и организациями поэтапно:
1 этап: первичная (универсальная) профилактика направлена на все население Новосибирской области с целью повысить доступ к услугам здравоохранения, способствовать укреплению психического здоровья, снизить уровень употребления алкоголя, ограничить доступ к средствам совершения самоубийства и способствовать более ответственному поведению средств массовой информации. В рамках предупреждения суицидального поведения у несовершеннолетних объектом первичной профилактики являются все участники образовательных отношений; ее цель – минимизация риска суицидального поведения психологически благополучных субъектов.
2 этап: вторичная (селективная) профилактика обращена к уязвимым группам несовершеннолетних: перенесшим травму или жестокое обращение; жертвам буллинга; имеющим конфликтные отношения с родителями (законными представителями); детям из семей мигрантов; потерявшим близких людей, в том числе в результате самоубийства. Выделенные на предшествующем этапе профилактики потенциальные и актуальные факторы риска позволяют определить очередность и приоритет оказания психолого-педагогической и медико-психологической помощи. В первую очередь внимание специалистов (педагогов-психологов образовательных организаций, медицинских работников, социальных работников, сотрудников органов опеки и попечительства) требуется для обучающихся с риском и (или) признаками самоповреждающего поведения и кризисного состояния (безнадежность, одиночество, депрессия, агрессивность) для недопущения совершения суицида.
3 этап: третичная профилактика (поственция) направлена на социально- психологическое сопровождение окружения близких жертв суицида («выживших») и предотвращение подражательных суицидов и определение причин суицида.
2. Программа включает мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних, в том числе на:
создание и реализацию эффективной системы по укреплению психического здоровья детей;
формирование эффективной системы выявления суицидального риска у несовершеннолетних;
обеспечение доступности профессиональной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в кризисных состояниях;
организацию системы безопасного мониторинга суицидов и суицидального поведения.
3. Сроки реализации Программы: 2021–2024 годы.
4. Задачи Программы:
формирование организационно-правовых основ развития системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и укрепления психического здоровья детей в Новосибирской области;
создание системы профилактики психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области;
создание условий защиты и формирования психического здоровья несовершеннолетних, безопасной среды жизнедеятельности;
создание ресурсной обеспеченности работы региональной системы охраны психического здоровья несовершеннолетних в Новосибирской области.
5. Целевые группы, на которые направлена Программа:
дети с суицидальным, агрессивным поведением, жертвы жестокого обращения; дети из групп риска суицидального, агрессивного поведения, возникновения психических расстройств, семьи, их воспитывающие;
специалисты, работающие с детьми, в том числе в организациях для детей, включая стационарные, различной ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы, являющихся исполнителями Программы.
II. Основные понятия
Дезадаптация – нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтной и ценностной ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенным десоциализирующим влиянием, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, образовательная организация.
Межведомственное взаимодействие – совместные согласованные действия (решения) субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних.
Объекты профилактики суицидального поведения – обучающиеся, воспитанники образовательных организаций, специалисты (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники), родители (законные представители) несовершеннолетних.
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий.
Стигматизация – предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (у них) каких-либо особых свойств или признаков.
Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия по вопросам суицидального поведения у несовершеннолетних – органы, учреждения, организации, участвующие в пределах своей компетенции в деятельности по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних.
Суицид – преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство. Ключевой признак данного явления – преднамеренность.
В настоящей Программе термины «самоубийство» и «суицид» синонимичны.
Суицидальное намерение – субъективное ожидание и стремление к смерти через самоубийство.
Суицидальная попытка (попытка суицида, незавершенный суицид) – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями, но не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.
Суицидальный риск – степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.
Склонение несовершеннолетнего к суициду – содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.
Факторы риска суицида – внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.
Группа риска суицидального поведения (выявление ранних суицидальных признаков) – дети с эмоциональными и поведенческими проблемами, отсутствием содержательных социальных отношений, чувством изоляции и отсутствием социальной поддержки, неспособные справляться с трудностями и задачами возраста, подвергшиеся жестокому обращению и насилию, подверженные раннему и хроническому неблагополучию (плохое обращение, потеря близких, проблема с законом), употребляющие психоактивные вещества. Сочетаемость факторов повышает риск суицидального поведения.
III. Характеристика сферы
6. В Новосибирской области сегодня заложены основы межведомственной системы помощи детям в кризисных состояниях. Особенности организации системы превенции психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области связаны с возрастными характеристиками данной группы, многообразием и сложностью решаемых социальных проблем, что требует постоянной координации действий, предпринимаемых органами и учреждениями здравоохранения, образования и социального развития.
На территории Новосибирской области всеми органами и учреждениями системы профилактики организовано проведение мероприятий, направленных на профилактику случаев насилия в семье, оказание своевременной помощи детям, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми, профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Министерством труда и социального развития Новосибирской области (далее – Минсоцразвития НСО) обеспечивается: формирование системы работы по профилактике жестокого обращения и суицидального поведения, оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с суицидальным поведением; формирование безопасной среды для развития детей на территории Новосибирской области.
Обеспечено создание новых структурных подразделений на базе действующих организаций:
служба межведомственного взаимодействия по реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, пострадавших от насилия;
три службы сопровождения женщин и детей, подвергшихся насилию, в том числе сексуальному;
выездная бригада «Детство без насилия и жестокости»;
региональный ресурсный центр по организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия.
В регионе реализуется программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, на базе трех пилотных площадок Новосибирской области проводится отработка модели раннего выявления семейного неблагополучия, разработанной Благотворительным фондом профилактики социального сиротства.
Внедрена единая база данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, автоматизированная информационная система «Подросток» (далее – АИС «Подросток»). АИС «Подросток» обеспечивает оперативный доступ всех служб системы профилактики к банку данных и принятие своевременных мер реагирования по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних
Для оказания консультационной помощи детям и родителям используется ресурс «телефон доверия». Необходимо отметить, что в Новосибирской области подобные службы действуют в организациях различной ведомственной принадлежности. К организации работы детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером подключены пять организаций социальной сферы в Новосибирской области. Кроме того, в Новосибирской области организована работа региональной службы «телефон доверия», которая работает в круглосуточном режиме.
7. В целях повышения уровня межведомственного взаимодействия органов системы профилактики при организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области (далее – КДНиЗП НСО) от 14.12.2017 N 3 утвержден Порядок работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области, по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток.
Постановлением КДНиЗП НСО от 19.02.2020 N 2 создана мобильная рабочая группа по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток, утвержден порядок ее работы и состав. В ее состав вошли представители всех ключевых ведомств: министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования Новосибирской области, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области.
Члены мобильной группы в течение трех дней с момента совершения попытки суицида несовершеннолетним осуществляют выезд по месту происшествия и устанавливают причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетним суицида. Во всех случаях главам муниципальных образований Новосибирской области направляются предписания КДНиЗП НСО с требованием устранения выявленных нарушений при организации работы по профилактике суицидов в образовательных организациях, при организации работы с семьей, а также о привлечении должностных лиц органов системы профилактики к дисциплинарной ответственности. Предписания КДНиЗП НСО рассматриваются на заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), проводится работа по устранению выявленных нарушений.
8. На основании совместного приказа министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства труда и социального развития Новосибирской области, министерства образования Новосибирской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области от 03.04.2019 N 1069/370/786/16/265 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия при оказании помощи детям с суицидальным поведением» главные врачи государственных медицинских организаций Новосибирской области направляют главному внештатному детскому специалисту психиатру министерства здравоохранения Новосибирской области сообщения о суицидальных попытках несовершеннолетних, ведется регистр суицидального поведения несовершеннолетних Новосибирской области в рамках кабинета медико-социально-психологической помощи государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» (далее – ГБУЗ НСО «НОДКПНД»).
Мониторинг суицидального поведения, включая попытки, самоповреждения, угрозы, рассматривается одним из главных механизмов превенции завершенного суицида в силу возрастных особенностей детской психики, импульсивности, формирования регуляторных механизмов, неоформленных представлений о смерти. В ГБУЗ НСО «НОДКПНД» организовано психиатрическое сопровождение детей с суицидальным поведением, углубленная диагностика психического состояния, выявление причин и факторов, способствовавших суицидальному поведению, лечение этой группы населения, включая меры социальной и педагогической поддержки для предотвращения повторных попыток, которые характеризуются высокой летальностью.
Специалисты первичной медико-санитарной (врачи-педиатры, врачи-неврологи, фельдшеры) и специализированной медицинской помощи (врачи-психиатры) выявляют несовершеннолетних группы риска по суицидальному поведению: несовершеннолетних с эмоциональными и поведенческими расстройствами, пострадавших от жестокого обращения, находящихся в трудной жизненной ситуации, наследственной отягощенностью, трудностями социальной адаптации и другими факторами риска.
Региональной детской психиатрической службой оказывается лечебно-диагностическая, медико-психологическая и социально-правовая помощь детям и подросткам с агрессивным и суицидальным поведением, депрессивными, тревожными и поведенческими расстройствами.
Несовершеннолетние, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами, с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, представляющие опасность для себя, находятся под наблюдением врача-психиатра в группе активного диспансерного наблюдения; лица, направленные судом на амбулаторное принудительное лечение у психиатра – в группе амбулаторного принудительного наблюдения и лечения.
В целях профилактики правонарушений и снижения уровня суицидов среди несовершеннолетних, действуя в соответствии с требованиями совместного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.1997 N 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами», с целью своевременного реагирования правоохранительных органов, обеспечения безопасности, защиты прав и интересов детей и подростков, врач-психиатр немедленно передает информацию в органы внутренних дел по городу Новосибирску и Новосибирской области о вновь принятых и снятых с наблюдения, а также ежегодно до 20 января передает в отделы полиции по городу Новосибирску и Новосибирской области данные о несовершеннолетних, находящихся под наблюдением врача-психиатра в группах активного динамического наблюдения и активного принудительного наблюдения и лечения.
Раннее выявление детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами обеспечивает эффективность, связанную с выздоровлением. В связи с этим, для выявления детей с депрессивными состояниями, расстройствами поведения и другими нарушениями психического здоровья, представляющими группу риска суицидального поведения, ГБУЗ НСО «НОДКПНД» организованы мобильные бригады специалистов, которые проводят скрининг-исследования по месту проживания детей – в условиях образовательных организаций и среди тех, кто состоит на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области.
С целью повышения профессиональной компетентности специалистов по актуальным вопросам оказания психиатрической помощи детям, превенции агрессивного и суицидального поведения, снижению психического неблагополучия среди детей и подростков систематически организуются обучающие внутри и межведомственные семинары для врачей, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
9. Министерством образования Новосибирской области приняты меры по повышению эффективности работы, направленной на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних:
развивается система психолого-педагогического сопровождения, которая в настоящее время представлена региональным центром, созданным на базе государственного бюджетного учреждения Новосибирской области – Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (далее – ГБУ НСО «ОЦДК») и 10 его филиалами, расположенными в сельских населенных пунктах Новосибирской области, 5 муниципальными центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (далее – ППМС-центры), 30 психолого-медико-педагогическими комиссиями, 20 консультационными центрами, психологическими службами в образовательных организациях (53,7%), психолого-педагогическими консилиумами (90%), службами медиации/примирения (35%);
совершенствуются механизмы управления – создан совет Минобразования НСО по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в сфере образования в Новосибирской области; внедрена единая программа регионального мониторинга состояния работы по профилактике девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях Новосибирской области; реализуются комплексные планы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, разработанные на уровне муниципальных образований и городских округов Новосибирской области;
осуществляется методическое сопровождение – разработан ряд инструктивных писем и методических рекомендаций, проводится масштабное социально-психологическое тестирование (далее – СПТ) обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования, направленное, в том числе, на выделение адресной группы обучающихся с риском суицидального поведения;
с 2019 года во все курсы повышения квалификации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее – ГАУ ДПО «НИПКиПРО») кафедры охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности для руководителей и педагогических работников образовательных организаций введен обязательный модуль «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся (аддиктивного, суицидального, делинквентного, в том числе связанного с распространением идеологии терроризма и экстремизма)»;
с 2016 года реализуется инновационный проект областного родительского лектория «Университет педагогических знаний для родителей», действующий в рамках мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
с 2020 года в рамках регионального проекта «Интерактивное министерство» стартовал проект, направленный на повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников «Психологическая безопасность образовательной среды: проектируем вместе».
11. С целью обеспечения безопасности несовершеннолетних и пресечения распространения суицидального контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет регулярно проводится мониторинг сети Интернет на предмет наличия информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, в том числе в рамках деятельности волонтерского отряда «Кибердружина». На региональном уровне и уровне образовательных организаций ежегодно проводятся обучающие мероприятия на тему «Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет».
Для решения проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на уровне образовательных организаций проводятся мероприятия, направленные на развитие позитивного мышления, вовлечение в социально-позитивную активность, здоровый образ жизни.
Таким образом, на территории Новосибирской области созданы определенные организационные и правовые основы для внедрения новых мер, направленных на формирование безопасной среды для развития детей и повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.
При этом по данным регионального эпидемиологического мониторинга за 2020 год зарегистрировано 16 случаев завершенных суицидов (2019 год – 19, 2018 год – 18), 106 попыток суицидов (2019 год – 101), 123 случая самоповреждения (2019 год – 147) и 82 случая суицидального поведения (2019 год – 77).
| Суициды | Суицидальные попытки | Сведения о ранее совершенных попытках | ||||||
| 2018 | 2019 | 2020 | 2018 | 2019 | 2020 | 2018 | 2019 | 2020 |
Новосибирская область | 10 | 10 | 4 | 22 | 36 | 46 | 1 | 2 | 1 |
г. Новосибирск | 8 | 9 | 12 | 38 | 65 | 60 | 4 | 7 | 2 |
Всего | 18 | 19 | 16 | 60 | 101 | 106 | 5 | 9 | 3 |
Анализ данных мониторинга показал увеличение:
незавершенных случаев среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 2 в 2018 году до 5 в 2020 году;
завершенных и незавершенных случаев среди обучающихся, не достигших возраста 13 лет, с 2 в 2018 году до 17 в 2020 году;
повторных попыток с 3 в 2018 году до 5 в 2020 году.
При этом поводом для совершения суицида чаще названы конфликты с родителями (матерью, отцом), неразделенные чувства, ссоры с подругой/другом, сестрой и с одноклассниками, неуспеваемость в школе, привлечение внимания и неудовлетворенность собственной внешностью. В более чем 80% случаев семьи, где воспитывались обучающие, отнесены к категории «внешне благополучные».
Работа в образовательных организациях по раннему выявлению обучающихся «группы повышенного внимания» по суицидальному поведению организована по следующим направлениям: организация и проведение социально-психологического тестирования обучающихся по единой методике, начиная с 7 класса, с 13 лет в режиме онлайн в рамках регионального проекта полномасштабного СПТ; самостоятельная организация СПТ обучающихся 10-13 лет; наблюдение и фиксация случаев суицидального поведения, высказываний, намерений среди обучающихся, оперативное сообщение в управления образованием муниципальных районов, городских округов Новосибирской области, министерство образования Новосибирской области и КДНиЗП; направление родителей, законных представителей обучающихся на консультацию к психиатру в ГБУЗ НСО «НОДКПД» и клиническому психологу, девиантологу в ГБУ НСО «ОЦДК».
Основной проблемой системы профилактики суицидов на территории Новосибирской области при сопровождении ребенка в кризисном состоянии и его семьи является недооценка тяжести состояния, ресурсов ребенка и семьи; распространенность среди специалистов штампа «демонстративно-шантажное поведение», слабый фокус внимания на усиление факторов защиты – индивидуальных, межличностных, социальных.
Актуальность ситуации требует дополнительных организационных и нормативно-правовых преобразований, формирование системного комплексного подхода в решении вопросов психического здоровья детей.
IV. Исполнители программы
12. Исполнителями программы являются:
министерство образования Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство труда и социального развития Новосибирской области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области (по согласованию);
Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области (по согласованию);
управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области;
администрации муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области (по согласованию).
13. Организации, участвующие в реализации Программы (по согласованию, перечень является открытым):
государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»;
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»;
государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики»;
муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр».
Координатором Программы является министерство образования Новосибирской области.
14. Порядок взаимодействия:
исполнители Программы реализуют предусмотренные мероприятия как самостоятельно, в соответствии с собственными организационными планами, так и совместно через мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области;
исполнитель Программы по предварительному согласованию может привлекать к проведению собственных мероприятий иных исполнителей Программы, а также заинтересованных участников;
исполнители Программы могут осуществлять взаимообмен информационными материалами просветительского характера по правовой тематике для размещения их на официальных сайтах и распространения иными способами с целью наибольшего охвата целевой аудитории.
Мероприятия Программы осуществляются исполнителями в пределах компетенции и за счет:
действующих государственных программ (подпрограмм) Новосибирской области;
внебюджетных средств;
иных видов финансирования.
V. Оценка эффективности реализации Программы
15. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) разработана и функционирует система предотвращения медико-социальных потерь, связанных со смертностью детей, с бременем психического неблагополучия детей, включая суициды, жестокое обращение и насилие в отношении детей, буллинг, психические расстройства и расстройства поведения;
2) сформирована эффективная территориальная система превенции психического неблагополучия населения, работающая на основе эпидемиологического мониторинга, единого механизма регистрации случаев незавершенных суицидов, стратегического планирования;
3) обеспечены права детей в области охраны психического здоровья в условиях усовершенствованной системы организационно-правового регулирования;
4) разработаны и внедрены механизмы межведомственного взаимодействия;
5) действует система повышения квалификации и профессиональной компетенции специалистов.
Индикаторы
для проведения оценки эффективности реализации Программы
N п/п | Наименование индикатора (показателя) | Единица измере-ния | Значение индикатора (показателя) | ||||
по состоя-нию на 31 декабря 2020 года | по состоя-нию на 31 декабря 2021 года | по состоя-нию на 31 декабря 2022 года | по состоя-нию на 31 декабря 2023 года | по состоя-нию на 31 декабря 2024 года | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Уровень суицидов в возрастной группе от 0 до 17 лет (данные эпидемиологического мониторинга) | на 100 000 населе-ния | 2,7 | 2,65 | 2,6 | 2,55 | 2,5 |
2 | Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях от общего числа детей данной категории | % | 92 | 92,3 | 92,6 | 92,8 | 93 |
3 | Доля семей и несовершеннолетних, получивших социальные услуги в общей численности семей и несовершеннолетних, обратившихся за предоставлением социальных услуг | % | 98 | 100 | 100 | 100 | 100 |
4 | Доля несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних | % | 1,073 | 1,073 | 1,072 | 1,071 | 1,070 |
5 | Доля несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление | % | 24,4 | 24,4 | 24,3 | 24,2 | 24,1 |
6 | Численность несовершеннолетних, признанных потерпевшими | человек | 2503 | 2500 | 2486 | 2470 | 2453 |
7 | Повышение выявляемости детей с депрессивными психическими расстройствами | на 100 000 населе-ния | 12,1 | 13,0 | 13,3 | 13,6 | 14,0 |
8 | Увеличение охвата обучающихся «группы риска» психолого-педагогическими и социально-правовыми мероприятиями | % | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
9 | Увеличение охвата обучающихся «группы риска» внеурочной деятельностью | % | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
10 | Увеличение охвата обучающихся «группы риска» системой дополнительного образования | % | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 |
11 | Увеличение служб медиации/примирения в образовательных организациях | % | 58 | 59 | 60 | 61 | 63 |
12 | Увеличение численности педагогов-психологов в образовательных организациях | % | 67 | 69 | 71 | 73 | 75 |
VI. Перечень программных мероприятий Программы
16. Перечень программных мероприятий Программы представлен в приложении к Программе «Комплексный план реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних Новосибирской области» (далее – план реализации программы).
Перечень государственных программ Новосибирской области, в рамках которых реализуются мероприятия программы:
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Пункты плана реализации Программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Государственная программа Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 N 263-п | министерство образования Новосибирской области | п. 1.1, п.п. 1.1.4, п. 1.4, п.п. 1.4.3.2 |
2 | Региональная программа Новосибирской области «Профилактика правонарушений, экстремизма и терроризма на территории Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.06.2017 N 246-п | министерство образования Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области | п. 4.1.
п.п. 2.2, 2.3, 2.8, 2.10, 2.11, 2.12, 3.6 |
3 | Государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 года N 199-п | министерство здравоохранения Новосибирской области | п.п. 4.2, 5.1, 5.2, 9.1, 9.2, 9.3, 12.1 |
_________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к межведомственной программе по профилактике суицидального
поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области
от 30.11.2021 N 499-п
Комплексный план
реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения
у несовершеннолетних в Новосибирской области
(далее – Комплексный план)
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители |
Задача I. Формирование организационно-правовых основ развития системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и укрепления психического здоровья детей в Новосибирской области | ||||
1. Меры по управлению и научно-методическому сопровождению реализации Комплексного плана | ||||
1.1 | Создание межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации комплексного плана реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних Новосибирской области и организация ее работы | 2021 | оказание содействия органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, органам местного самоуправления Новосибирской области и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в проведении работы по профилактике суицидального поведения и охране психического здоровья несовершеннолетних Новосибирской области | Минобр НСО, МТиСР НСО, Минздрав НСО, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными организациями, оказывающими помощь целевой группе |
1.2 | Организация взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, являющихся субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, с ГУ МВД России по НСО; Управлением на транспорте МВД РФ по СФО; Западно-Сибирским следственным управление на транспорте СК РФ; СУ СК РФ по НСО | постоянно | организация профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, рассмотрение и выявление причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, создание безопасной среды жизнедеятельности несовершеннолетних | УАО НСО |
1.3 | Разработка, утверждение и реализация медиа-плана информационного сопровождения (далее – медиа-план) | 2021 | создание условий для информирования населения Новосибирской области о реализации на территории Комплексного плана, информирование о деятельности служб и общественных организаций по вопросам оказания помощи детям с суицидальным поведением и охране психического здоровья детей на территории Новосибирской области. Включение в медиа-план мероприятий по размещению информации на официальных сайтах областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (далее – ОИОГВ), организаций исполнителей, освещение в СМИ, в рамках проведения семинаров, конференций и т.д. | Пресс-служба Правительства Новосибирской области, МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, прокуратура НСО, СК РФ по НСО, УАО НСО, во взаимодействии с ОМС, общественными организациями, оказывающими помощь целевой группе |
1.4 | Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних на постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Новосибирской области, комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Новосибирской области, антинаркотической комиссии Новосибирской области | ежегодно | принятие дополнительных мер по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних | УАО НСО, Минобр НСО, МТиСР НСО, Минздрав НСО, во взаимодействии с ОМС |
1.5 | Проведение совета при министерстве образования Новосибирской области по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в сфере образования в Новосибирской области | ежегодно | рассмотрение вопросов профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних, обобщение лучших практик, принятие мер | Минобр НСО, Минздрав НСО, Уполномоченный по правам ребенка, ОМС, ГБУ НСО «ОЦДК» |
1.6 | Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям | ежегодно | скоординирована работа правоохранительных органов и ОИОГВ по вопросам профилактики преступлений несовершеннолетних, противоправных действий в отношении несовершеннолетних и защиты их прав | КДНиЗП НСО |
2. Меры по оценке эффективности реализации Комплексного плана | ||||
2.1 | Мониторинг реализации Комплексного плана и достижения запланированных показателей | ежегодно | обеспечение контроля реализации Комплексного плана, своевременное выявление проблем и принятие мер по их решению. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие | Минобр НСО, МТиСР НСО, Минздрав НСО, ОМС, УАО НСО |
2.2 | Мониторинг удовлетворенности качеством и доступностью услуг семье ребенка с суицидальным поведением в рамках анкетирования целевой группы | ежегодно | определение уровня удовлетворенности получаемой помощью, выявление потребностей целевой группы. Формирование по данным мониторинга оценок, прогнозов и рекомендаций по оказанию помощи целевой группе | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО |
2.3 | Ведение эпидемиологического аналитического мониторинга суицидального поведения | постоянно | контроль распространенности суицидального поведения несовершеннолетних на территории Новосибирской области, оказание своевременной помощи | ГБУЗ НСО «НОДКПНД», СУ СК РФ по НСО, ОМС, ГБУ НСО «ОЦДК» |
2.4 | Обеспечение межведомственного информационного обмена о фактах суицидальных попыток несовершеннолетних | постоянно | контроль распространенности суицидального поведения несовершеннолетних на территории Новосибирской области, оказание своевременной помощи | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, СУ СК РФ по НСО, ГБУ НСО «ОЦДК», ОМС |
2.5 | Проведение сверок персонифицированных данных несовершеннолетних с суицидальным поведением | ежеме-сячно | обеспечение централизованного учета фактов суицидального поведения несовершеннолетних | КДНиЗП НСО, МТиСР НСО, Минздрав НСО, ГБУЗ НСО «НОДКПНД», ГУ МВД России по НСО, СУ СК РФ по НСО |
2.6 | Проведение анализа материалов проверок по фактам суицидов, предоставление информации по итогам работы заместителю Губернатора Новосибирской области | не позднее 30 дней после выезда рабочей мобильной группы | координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению суицидальной попытки, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации | КДНиЗП НСО, МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, СУ СК РФ по НСО (рабочая мобильная группа по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток) |
3. Меры по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида | ||||
3.1 | Актуализация состава и положения о работе рабочей мобильной группы по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток | 2021 | усиление межведомственного взаимодействия при ведении случая суицидального поведения, оказание помощи ближайшему окружению суицидента, повышение уровня профилактической работы | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, СУ СК РФ по НСО |
3.2 | Разработка анкеты удовлетворенности населения оказанными услугами в рамках межведомственного ведения случая суицидального поведения | 2022 | улучшение качества оказания комплексной помощи детям с суицидальным поведением | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
3.3 | Разработка инструкций и порядков о действиях специалистов при суициде / суицидальной попытке в образовательных организациях и учреждениях с круглосуточным пребыванием детей | 2022 | предупреждение эффекта «заражения», формирование порядков действий при суицидальной попытке несовершеннолетнего | МТиСР НСО, Минобр НСО, Минздрав НСО, СУ СК РФ по НСО |
3.4 | Разработка стандарта межведомственной помощи детям с суицидальным поведением | 2023 | обеспечение единого понимания требований и подходов к организации работы по профилактике суицидального поведения, охране психического здоровья детей | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Задача II. Создание системы профилактики психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области | ||||
4. Меры по обеспечению раннего выявления обучающихся группы риска по суицидальному поведению | ||||
4.1 | Организация и проведение социально-психологического тестирования обучающихся по единой методике | ежегодно | ранее выявление обучающихся групп повышенного внимания по риску возникновения дезадаптивного поведения | Минобр НСО, ГБУ НСО «ОЦДК», во взаимодействии с ОМС |
4.2 | Проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних | ежегодно | своевременное выявление детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, организация целенаправленной помощи | Минздрав НСО, Минобр НСО, во взаимодействии с ОМС |
4.3 | Проведение скрининг-исследований, направленных на выявление эмоциональных, поведенческих расстройств, риска суицидального поведения в условиях образовательных организаций | ежегодно | ранее выявление обучающихся с эмоциональными, поведенческими расстройствами, риском суицидального поведения в условиях образовательных организаций | Минобр НСО во взаимодействии с ОМС |
4.4 | Организация консультационной работы с родителями, законными представителями обучающихся групп риска и групп повышенного внимания по риску возникновения дезадаптивного поведения | ежегодно | своевременное оказание консультативной помощи родителям, законным представителям обучающихся групп риска и групп повышенного внимания по риску возникновения дезадаптивного поведения | Минобр НСО, Минздрав НСО, ГБУ НСО «ОЦДК», во взаимодействии с ОМС |
5. Меры по обеспечению доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним | ||||
5.1 | Функционирование кабинетов медико-социальной помощи в детских поликлинических отделениях медицинских организаций | ежегодно открытие кабинетов в двух медицин-ских организа-циях | обеспечение доступности медицинской помощи; создание гибкой и эффективной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям с нарушениями психического здоровья | Минздрав НСО |
5.2 | Организация работы психологов в детских поликлинических отделениях медицинских организаций и в Центрах здоровья с целью выявления признаков психического неблагополучия среди детей | постоянно | своевременное выявление детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, организация целенаправленной помощи | Минздрав НСО |
5.3 | Создание условий для привлечения педагогов-психологов в образовательных организациях | ежегодно | увеличение численности педагогов-психологов в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях | Минобр НСО во взаимодействии с ОМС |
5.4 | Открытие отдела при ГБУ НСО «ОЦДК» по организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних (профилактика суицидального, аддиктивного, девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, развитие служб медиации) | 2021–2022 | организационно-методическое сопровождение служб – снижение рисков суицидальных попыток, содействие профилактике суицидального и аддиктивного поведения несовершеннолетних | Минобр НСО |
6. Меры по созданию условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях | ||||
6.1 | Создание и ведение специального раздела на сайте ГБУ НСО «ОЦДК» «Экстренная психологическая помощь» | постоянно | повышена доступность служб помощи | Минобр НСО, ГБУ НСО «ОЦДК» |
6.2 | Обеспечение доступности в образовательных организациях информации о службах ППМС сопровождения, телефоне доверия, специализированной медицинской помощи | ежегодно | повышена доступность служб помощи. В 100% образовательных организаций информация размещена на стендах, официальных сайтах, буклетах, флаерах | Минобр НСО, ОМС, ГБУ НСО «ОЦДК» |
6.3 | Ведение специального раздела на сайте ГБУ НСО «ОЦДК» по профилактике аддиктивного и суицидального поведения несовершеннолетних и развитию служб медиации | постоянно | повышена доступность служб помощи | Минобр НСО, ГБУ НСО «ОЦДК» |
6.4 | Издание и распространение листовок, буклетов с указанием адресов и телефонов служб, сайтов организаций, оказывающих психологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним | постоянно | своевременное информирование участников образовательного процесса о службах помощи. Повышение доступности помощи | Минобр НСО, ГБУ НСО «ОЦДК», ОМС |
7. Меры по организации вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально-позитивную активность | ||||
7.1 | Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие ученического самоуправления, в том числе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» | ежегодно | формирование и развитие ученического самоуправления | Минобр НСО во взаимодействии с ОМС |
7.2 | Вовлечение обучающихся группы риска во внеурочную деятельность | постоянно | 100% обучающихся группы риска принимают участие во внеурочной деятельности | Минобр НСО, ОМС |
7.3 | Вовлечение обучающихся группы риска в систему дополнительного образования, волонтерскую и иную социально активную деятельность | постоянно | не менее 80% обучающихся группы риска обучается по программам дополнительного образования, вовлечены в волонтерскую и иную социально активную деятельность | Минобр НСО, ОМС |
Задача III. Создание условий защиты и формирования психического здоровья несовершеннолетних, безопасной среды жизнедеятельности | ||||
8. Меры по формированию безопасной образовательной среды, развитию навыков здорового образа жизни, совладанию со стрессом и повышению социальной компетентности (безопасный интернет, профориентация, службы медиации, мобильные бригады по профилактике буллинга, родительский всеобуч, областные собрания, программы, тренинги) | ||||
8.1 | Проведение мониторинга волонтерским отрядом «Кибердружина» информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и принятие мер по пресечению функционирования ресурсов, используемых для распространения суицидального контента | ежегодно | пресечение функционирования ресурсов, используемых для распространения суицидального контента | Минобр НСО |
8.2 | Проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности пользователей социальных сетей о возможных рисках и угрозах | ежегодно | формирование безопасного поведения в Интернете. Ежегодный охват участников мероприятий составляет 1500 человек | Минобр НСО |
8.3 | Проведение недели «Безопасный интернет» | ежегодно | профилактика киберзависимости, формирование безопасного интернет-пространства | Минобр НСО во взаимодействии с ОМС |
8.4 | Организация профориентационных мероприятий, направленных на позитивное мышление для несовершеннолетних | постоянно | снижение социальной напряженности среди несовершеннолетних | Минобр НСО, ОМС |
8.5 | Реализация в подведомственных учреждениях программ по духовно-нравственному воспитанию детей | постоянно | повышение уровня культурно-нравственного, духовного развития | Минобр НСО, МТиСР НСО, ОМС |
8.6 | Реализация в подведомственных учреждениях программ по формированию здорового образа жизни | постоянно | повышение уровня приверженности несовершеннолетних к здоровому образу жизни | Минобр НСО, МТиСР НСО, ОМС |
8.7 | Развитие служб медиации, примирения в образовательных организациях | 2021-2024 | не менее чем в 65% образовательных организаций будут действовать службы медиации, примирения; эффективное разрешение конфликтных ситуаций среди школьников | Минобр НСО, ОМС |
8.8 | Развитие мобильных бригад по профилактике буллинга в образовательных организациях | 2021-2024 | не менее чем в 50% образовательных организаций будут действовать службы медиации, примирения; эффективное разрешение конфликтных ситуаций среди школьников | Минобр НСО, ОМС |
8.9 | Родительский всеобуч «Успешные родители: взрослеем вместе» | постоянно, не менее 8 вебинаров в год | повышение психолого-педагогической компетентности родителей, законных представителей по вопросам развития и воспитания детей, гармонизации детско-родительских отношений | Минобр НСО, ГБУ НСО «ОЦДК» |
9. Меры медицинского характера, направленные на улучшение состояния психического здоровья детей | ||||
9.1 | Формирование здорового образа жизни у детей, бережного отношения к своему психическому здоровью, ценности и уникальности жизни | ежегодно | повышение факторов защиты психического здоровья детей | Минздрав НСО (медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям, ГКУЗ НСО «РЦОЗ и МП») |
9.2 | Обучение ответственному материнству и отцовству, формирование готовности к семейной жизни с детьми | ежегодно | повышение факторов защиты психического здоровья детей | Минздрав НСО (медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям, ГКУЗ НСО «РЦОЗ и МП») |
9.3 | Медико-психологическое сопровождение женщин на этапе планирования беременности | ежегодно | повышение факторов защиты психического здоровья детей | Минздрав НСО (медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь) |
9.4 | Организация работы с несовершеннолетними, отнесенными к группе риска по суицидальному поведению, по результатам скрининг-исследования, профилактических медицинских осмотров | постоянно | управление психическими расстройствами, снижение распространенности суицидального поведения несовершеннолетних | Минобр НСО, Минздрав НСО, ГБУЗ НСО «НОДКПНД», МТиСР НСО, во взаимодействии с органами местного самоуправления |
9.5 | Обеспечение направления несовершеннолетних с признаками нарушений психического здоровья, пострадавших от жестокого обращения, к врачу-психиатру для получения лечебно-диагностической, реабилитационной психиатрической помощи | постоянно | управление психическими расстройствами, снижение распространенности суицидального поведения несовершеннолетних | Минобр НСО, Минздрав НСО, МТиСР НСО |
10. Меры социального характера, направленные на соблюдение прав несовершеннолетних и их семей | ||||
10.1 | Организация сопровождения замещающих семей в целях выявления фактов нарушения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жесткого обращения с ними | постоянно | своевременное выявление фактов жестокого обращения, психологического и физического насилия, обеспечение и защита законных прав и интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в замещающих семьях | МТиСР НСО, ОМС |
10.2 | Обеспечение оказания социальной и психологической помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | постоянно | обеспечение доступности квалифицированной помощи | МТиСР НСО, ОМС |
10.3 | Выявление несовершеннолетних и/или семей, находящихся в социально опасном положении, с целью организации комплексной работы | постоянно | обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних | МТиСР НСО, ОМС |
11. Меры по разработке плана мероприятий, направленных на затруднение доступа к средствам суицида | ||||
11.1 | Закрытие чердаков жилых многоквартирных домов | постоянно | снижение доступности условно летальных средств суицида | ОИОГВ, ГЖИ НСО, во взаимодействии с ОМС |
11.2 | Размещение информационных материалов по формированию безопасной среды в семье | постоянно | снижение доступности условно летальных средств суицида | Минздрав НСО (ГКУЗ НСО «РЦОЗ и МП), СМИ |
Задача IV. Создание ресурсной обеспеченности работы региональной системы охраны психического здоровья несовершеннолетних Новосибирской области | ||||
12. Меры, направленные на повышение профессиональной компетентности специалистов разных ведомств по вопросам оценки и управления суицидальным поведением (школы, вебинары, курсы, переподготовка, конференции) | ||||
12.1 | Проведение для специалистов здравоохранения мероприятий по вопросам психического здоровья, суицидального поведения | ежегодно | своевременное выявление группы риска суицидального поведения, оказание им специализированной медицинской помощи | Минздрав НСО, ГБУЗ НСО «НОДКПНД» |
12.2 | Проведение межведомственной региональной научно-практической конференции по актуальным проблемам психического здоровья детей, включая суицидальное и агрессивное поведение | 2022 | повышение профессиональной компетентности специалистов в области охраны психического здоровья детей, формирование единых методологических подходов к проблеме суицидального поведения | КДНиЗП НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, МТиСР НСО |
12.3 | Рассмотрение и выявление причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток, по месту чрезвычайного происшествия с несовершеннолетним, а также по месту его постоянного проживания членами мобильной рабочей группы | по мере необходи-мости | контроль распространенности суицидального поведения несовершеннолетних на территории Новосибирской области, оказание своевременной помощи | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, СУ СК РФ по НСО (рабочая мобильная группа по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток) |
12.4 | Проведение анализа материалов проверок по фактам суицидов, предоставление информации по итогам работы заместителю Губернатора Новосибирской области | не позднее 30 дней после выезда рабочей мобильной группы | контроль распространенности суицидального поведения несовершеннолетних на территории Новосибирской области, оказание своевременной помощи | МТиСР НСО, Минздрав НСО, Минобр НСО, СУ СК РФ по НСО (рабочая мобильная группа по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток) |
12.5 | Принятие мер по обеспечению образовательных организаций квалифицированными кадрами, в том числе педагогами-психологами и социальными педагогами, в соответствии с кадровыми и психолого-педагогическими условиями реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования | ежегодно | своевременное выявление несовершеннолетних группы риска суицидального поведения, нарушений психического здоровья и оказание им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Снижение уровня распространенности суицидального поведения | Минобр НСО |
12.6 | Организация курсов повышения квалификации педагогов по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних | ежегодно, по отдельно-му плану | повышение профессиональной компетентности специалистов системы образования | Минобр НСО, НИПКиПРО, МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» |
12.7 | Проведение веб-конференций, семинаров по вопросу повышения профессиональной компетентности специалистов в области профилактики суицидального и аддиктивного поведения несовершеннолетних | ежегодно сентябрь–май, не менее 1 раза в месяц | повышение профессиональной компетентности специалистов системы образования | Минобр НСО, НИПКиПРО, БУ НСО «ОЦДК», МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», ОМС |
12.8 | Организация повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений по программам профилактики аддиктивного и суицидального поведения | ежегодно | не менее 50 специалистов образовательных организаций в год повысят квалификацию по программам профилактики аддиктивного и суицидального поведения | Минобр НСО, НИПКиПРО |
12.9 | Проведение регионального конкурса лучших практик по профилактике девиантного поведения обучающихся в сфере образования Новосибирской области | ежегодно | выявление и распространение лучших практик по профилактике девиантного поведения обучающихся | Минобр НСО, ГБУ НСО «ОЦДК» |
Используемые сокращения:
ГБУЗ НСО «НОДКПНД» – государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»;
ГБУ НСО «ОЦДК» – государственное бюджетное учреждение Новосибирской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»;
ГЖИ НСО – государственная жилищная инспекция Новосибирской области;
ГКУЗ НСО «РЦОЗ и МП» – государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики»;
ГУ МВД России по НСО – Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области;
КДНиЗП НСО – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
Минобр НСО – министерство образования Новосибирской области;
МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» – муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр»;
МТиСР НСО – министерство труда и социального развития Новосибирской области;
НИПКиПРО – государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
ОМС – органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
ППМС – психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям;
СМИ – средства массовой информации;
СУ СК РФ по НСО – следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области;
УАО НСО – управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.
_________