Правовые акты Новосибирской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 22.04.2021 N 61 "О годовом отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год "

Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 22.04.2021 N 61 "О годовом отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год "

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

седьмого созыва

 

(девятая сессия)

 

22 апреля 2021 года                                                                                          N 61

 

О годовом отчете о деятельности

Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год

 

 

Рассмотрев в соответствии с Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 года N 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год,

Законодательное Собрание Новосибирской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Принять к сведению годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год.

2. Опубликовать настоящее постановление и годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год в сетевом издании «Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты» (www.npazsnso.ru).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель

Законодательного Собрания                                                               А.И. Шимкив

 

 


 

Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 22.04.2021 N 61 "О годовом отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год "

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Контрольно-счетной

Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 22.04.2021 N 61 "О годовом отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год "палаты Новосибирской области

 

 

Е.А. Гончарова

 

«

31

»

марта

20

21

 г.

 

N

36/01-Вн

 

 

 

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

о деятельности за 2020 год

 

 

г. Новосибирск

 

Содержание:

 

Общие сведения о деятельности палаты

3

Основные результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты

5

Выводы и предложения по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты

8

Общегосударственные вопросы и функции

8

Транспорт и дорожное хозяйство

10

Сельское хозяйство и природные ресурсы

12

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

13

Поддержка производства, предпринимательства и инвестиций

16

Здравоохранение и социальная сфера

18

Управление государственным имуществом

20

Организация бюджетного процесса на областном уровне

22

Межбюджетные отношения и состояние местных бюджетов

24

Закупки для государственных и муниципальных нужд

27

Общие рекомендации по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты

29


Общие сведения о деятельности палаты

Согласно Уставу Новосибирской области и Закону Новосибирской области от 7 ноября 2011 года N 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области», КСП НСО является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля. Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 16 указанного Закона и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы, рекомендации и предложения по результатам деятельности палаты.

Контрольные полномочия палаты распространяются на государственные органы, учреждения и предприятия Новосибирской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), муниципальные органы, учреждения и предприятия, а также иные организации, использующие областное имущество, получающие субсидии, инвестиции, кредиты или гарантии за счет средств областного бюджета.

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, подготовка на основе их результатов предложений по устранению выявленных нарушений, совершенствованию законодательства, бюджетного процесса и системы управления государственной собственностью остаются основными направлениями деятельности палаты, результаты которой рассмотрены в следующих разделах.

Кроме того, для реализации полномочий палаты председатель, заместитель председателя и аудиторы участвуют в работе комитетов, комиссий, рабочих групп Законодательного Собрания области и областных исполнительных органов государственной власти, а также входят в состав:

межведомственной комиссии при Правительстве Новосибирской области по рассмотрению вопросов об эффективности управления областным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений области;

рабочей группы при главном федеральном инспекторе в Новосибирской области по контролю за реализацией указов, поручений, распоряжений Президента РФ и решений федеральных органов власти;

межведомственной рабочей группы при Прокуратуре Новосибирской области по противодействию коррупции;

межведомственной рабочей группы при Прокуратуре Новосибирской области по противодействию преступлениям и правонарушениям в сфере экономики;

межведомственной рабочей группы при Прокуратуре Новосибирской области по защите прав предпринимателей;

межведомственной рабочей группы при Прокуратуре Новосибирской области в целях координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов.

КСП НСО является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (Совет КСО) и Совета органов государственного и муниципального финансового контроля Новосибирской области (Совет органов ГиМФК НСО). Председатель палаты Е.А. Гончарова входит в состав Президиума Совета КСО, является председателем комиссии по правовым вопросам Совета КСО, а также председателем Совета органов ГиМФК НСО. Председатель и работники палаты принимали участие в работе Совета КСО, Президиума Совета КСО, комиссии по правовым вопросам и отделения Совета КСО в Сибирском федеральном округе, совещаниях контрольно-счетных органов субъектов РФ (с учетом эпидемической обстановки в 2020 году мероприятия проводились преимущественно в режиме видеоконференций).

В сентябре 2020 года в Государственную Думу был внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (принят в первом чтении в феврале 2021 года). Данный законопроект был подготовлен на основе анализа и обобщения предложений контрольно-счетных органов, проведенного комиссии Совета КСО по правовым вопросам, а также поддержан органами государственной власти субъектов РФ (в т.ч. Законодательным Собранием НСО и Правительством НСО).

В марте 2020 года проведено заседание Совета органов ГиМФК НСО, посвященное актуальным вопросам осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в т.ч. гарантиям осуществления полномочий должностных лиц муниципальных контрольно-счетных органов.

В июне и октябре 2020 года на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления проведены ежегодные курсы повышения квалификации работников контрольно-счетных органов Сибири, Урала и Дальнего Востока (91 участник). Работники палаты также участвовали в проведении семинаров по различной тематике для работников органов местного самоуправления (29 участников).

В соответствии с принципом гласности внешнего государственного финансового контроля за 2020 год в СМИ и на сайтах в сети «Интернет» размещено более 255 публикаций о деятельности КСП НСО. Информация о результатах проведенных палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, работе Совета КСО и Совета органов ГиМФК НСО размещается на официальном сайте палаты ksp.nso.ru, Портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов portalkso.ru и Портале государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) portal.audit.gov.ru.

За год в палату поступило 55 обращений граждан и организаций, которые были рассмотрены в установленные сроки. Наибольшее число обращений было связано с вопросами здравоохранения и социального обеспечения, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и образования. При рассмотрении обращений принимаются меры к разрешению ситуации, предоставляются развернутые ответы со ссылками на действующее законодательство.

Штатная численность КСП НСО остается неизменной с 2012 года и составляет 40 человек. Председатель, заместитель председателя и 4 аудитора палаты назначаются Законодательным Собранием НСО и являются членами коллегии палаты. В 2020 году на новый срок полномочий назначена аудитор Е.Н. Саблина. Структура палаты включает 6 направлений деятельности, возглавляемых заместителем председателя (аналитическое и юридическое направления) и аудиторами. Обеспечение деятельности палаты осуществляют работники аппарата палаты, не закрепленные за направлениями деятельности.

В 2020 году начальнику сводно-аналитической инспекции палаты С.Н. Мартынову присвоено почетное звание «Заслуженный финансист Новосибирской области».

Все работники имеют высшее образование, 11 чел. – два высших образования, 3 чел. – кандидаты наук. В 2020 году 13 чел. прошли курсы повышения квалификации, 10 чел. приняли участие в обучающих семинарах. Кроме того, в течение года работники палаты прослушали ряд лекций работников и экспертов Счетной палаты РФ в формате видеоконференций.

Служебные помещения предоставлены палате в безвозмездное пользование ГКУ НСО ХОЗУ. Для организации электронного документооборота, ведения бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства, защиты информации в палате используются информационные системы и программно-аппаратные комплексы, предоставленные Министерством цифрового развития НСО и Министерством финансов НСО.

В 2021 году КСП НСО в рамках работы комиссии Совета КСО по правовым вопросам продолжит работу по анализу и обобщению дополнительных предложений о внесении изменений в законодательство о внешнем государственном финансовом контроле.

 

Основные результаты контрольной

и экспертно-аналитической деятельности палаты

В 2020 году деятельность КСП НСО осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным председателем палаты 24.12.2019 с учетом поручений Законодательного Собрания области (постановление от 16.12.2019 N 222). В течение года в план работы 5 раз вносились изменения.

В соответствии с планом проведено 27 мероприятий, в т.ч. 9 проверок, 10 аналитических мероприятий, 8 экспертиз проектов госпрограмм и бюджетов. Всего в палату поступило 88 проектов изменений госпрограмм, по результатам экспертиз составлено 6 заключений, в 82-х случаях заключения не составлялись из-за незначительности изменений, о чем заказчикам программ направлены письма. С учетом эпидемической обстановки и введенных ограничений в 2020 году контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились преимущественно камерально (без выхода на объекты контроля). Палатой были подготовлены и направлены в Правительство НСО предложения по принятию мер для предотвращения негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции в экономике и социальной сфере области.

Палата приняла участие в аудите эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, проведенном Счетной палатой РФ совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ. Мониторинг реализации национальных и региональных проектов (программ) и проверка осуществления выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией, проводились параллельно со Счетной палатой РФ. Проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований и переселения граждан из аварийного жилищного фонда проводились совместно с муниципальными контрольно-счетными органами. Кроме того, работник палаты участвовал в проверке использования бюджетных средств на подготовку и проведение выборов Законодательного Собрания НСО, проводимой Избирательной комиссией НСО.

По запросам готовилась и направлялась информация о результатах мониторинга реализации национальных проектов и аудита в сфере закупок, использованию земель, государственная собственность на которые не разграничена, поддержке региональных воздушных перевозок, мерах по снижению объемов незавершенного строительства, обеспечению жильем инвалидов (в Счетную палату РФ); о деятельности органов государственной власти области по реализации указов и поручений Президента РФ, национальных и федеральных проектов (в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе); о правовой оценке различных фактов, совершенствовании областного законодательства, типичных нарушениях в сфере закупок (в Прокуратуру НСО).

Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 93 организации, в т.ч. 35 областных государственных органов; Территориальный ФОМС; 40 муниципальных органов; 12 областных и 2 муниципальных учреждения; 3 иные организации. По результатам проведенных в проверяемых органах и организациях мероприятий составлено 107 актов и 26 справок. Объекты контроля расположены на территории 4-х городских округов и 11-ти муниципальных районов области.

В результате в 87 организациях установлено 2528 нарушений федеральных, областных и муниципальных правовых актов и соглашений (договоров), а также недостатки в деятельности. Суммовая оценка выявленных нарушений и недостатков, составляет 2 933,3 млн. руб. Установлено 5 фактов нецелевого использования бюджетных средств на сумму 185,7 тыс. руб., 25 фактов неэффективного использования средств и имущества на сумму 36,2 млн.руб. Из выявленных нарушений и недостатков 68,6% были допущены при использовании средств областного бюджета и областного имущества, 28,9% – средств местных бюджетов и муниципального имущества, 2,5% – иных средств и имущества.

Для учета и обобщения информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палатой используется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного контроля (аудита), одобренный Советом КСО 17.12.2014 (с изменениями и дополнениями). Установленные в 2020 году нарушения и недостатки относятся к следующим группам (подгруппам) Классификатора:

при формировании бюджетов – 366 случаев на сумму 1 256,5 млн.руб.;

при исполнении бюджетов – 617 случаев на сумму 194,7 млн.руб.;

при осуществлении закупок – 220 случаев на сумму 810,5 млн.руб.;

при ведении бухгалтерского учета – 665 случаев на сумму 261,0 млн.руб.;

при использовании имущества – 561 случай на сумму 397,9 млн.руб.;

при управлении госкомпаниям – 3 случая без суммовой оценки;

при осуществлении контроля – 40 случаев на сумму 12,7 млн.руб.;

иные нарушения и недостатки – 56 случаев без суммовой оценки.

Меры по устранению должны были быть приняты в отношении 1464 нарушений на сумму 2 368,5 млн.руб. Устранено 1251 нарушение на сумму 915,4 млн.руб. (с учетом нарушений прошлых лет). Не устранены нарушения (либо предпосылки для их возникновения) на сумму 1 453,2 млн.руб. В частности, расчеты распределения субвенции на реализацию основных образовательных программ не были приведены в соответствие с методикой. Не вовлечены в производство работ оборудование и материалы, не скорректирована стоимость работ по контрактам на строительство инфраструктуры Многофункциональной ледовой арены.

О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проинформированы Губернатор и Законодательное Собрание области, которым направлены 10 отчетов и 14 заключений, а также информация о текущем исполнении областного бюджета и бюджета Территориального ФОМС в 2020 году. На заседаниях комитетов и комиссий Законодательного Собрания рассмотрено 10 отчетов и 8 заключений (100% от их числа без учета заключений по проектам госпрограмм). 4 отчета и заключения рассмотрено несколькими комитетами (комиссиями).

Руководителям проверяемых и вышестоящих организаций направлено 66 представлений палаты, которые были рассмотрены в установленный законодательством срок. По ряду представлений подготовлены планы устранения нарушений и недостатков, сроки исполнения которых еще не наступили. Кроме того, в уполномоченные государственные и муниципальные органы направлено 17 информационных писем о нарушениях и недостатках, относящихся к их компетенции.

В течение года для выработки совместных решений по реализации предложений палаты областными исполнительными органами были созданы рабочие группы по основным проблемам, отраженным в отчетах и заключениях палаты, состоялось более 25 заседаний рабочих групп. Протоколы заседаний рабочих групп согласуются с представителями палаты и направляются Губернатору области или его заместителям, курирующим соответствующие направления деятельности.

Документы палаты содержали 103 предложения по совершенствованию законодательства и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Реализовано 72 предложения, а также 25 предложений, сделанных в прошлые годы.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принято 198 правовых актов, в т.ч. 3 закона области, 36 постановлений Губернатора НСО и Правительства НСО, 20 приказов областных органов исполнительной власти, 139 муниципальных правовых актов. Разработаны проекты 6-ти нормативных правовых актов.

По официальным запросам и в соответствии с законодательством в органы прокуратуры, следственного комитета, внутренних дел и Федеральной службы безопасности направлено 23 материала по 11-ти контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям (в т.ч. проведенным в прошлые годы). По установленным в 2019 году нарушениям при строительстве газопровода в Северотатарском сельсовете возбуждено уголовное дело в отношении подрядчика (в отношении главы поселения вынесен приговор). По нарушениям при осуществлении закупок для нужд Управления мировых судей НСО также вынесены два приговора в отношении должностных лиц заказчика и поставщика. В 2020 году направлены на рассмотрение в суд 3 уголовных дела, возбужденных в прошлые годы. Прокуроры области подали 6 исков о принятии мер консервации объектов незавершенного строительства, взыскании неправомерно полученных субсидий и оплаты невыполненных работ. Кроме того, прокурорами вынесено 113 представлений с требованиями об устранении нарушений законодательства, 5 предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено 9 дел об административных правонарушениях.

КСП НСО установлено 27 случаев административных правонарушений, составление протоколов по которым отнесено к полномочиям палаты (нарушения бюджетного законодательства). По результатам рассмотрения протоколов судьями наложено 3 штрафа на сумму 14,0 тыс. руб., юридическое лицо получило устное замечание в связи с малозначительностью нарушения. На рассмотрении судей находится 5 протоколов, составленных должностными лицами палаты. В 18-ти случаях дела не возбуждались в связи истечением срока давности привлечения к ответственности либо исправлением ошибок в бюджетном учете.

По результатам рассмотрения информации о нарушениях законодательства о контрактной системе Контрольным управлением НСО наложено 2 штрафа на сумму 30,0 тыс. руб., 2 должностных лица получили устное замечание в связи с малозначительностью нарушения. По результатам рассмотрения информации о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции, направленной палатой в прошлые годы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по НСО вынесено 5 предупреждений о прекращении нарушений.

К дисциплинарной ответственности привлечено 43 должностных лица.

 

Выводы и предложения по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты

 

Общегосударственные вопросы и функции

Общегосударственные вопросы и функции рассматривались КСП НСО в ходе 1-го контрольного и 2-х экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство региональной политики НСО и ГКУ НСО «Центр гражданского, патриотического воспитания и общественных проектов».

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы реализации подпрограммы патриотического воспитания граждан, обеспечения деятельности Общественной палаты НСО.

КСП НСО отмечает, что в 2020 году уточнены наименование, значения и методика расчета показателя обеспеченности судебных участков оборудованием. Принят приказ о нормировании закупок Управления мировых судей НСО. Методика распределения субвенции на составление (изменение) списков кандидатов в присяжные заседатели приведена в соответствие с федеральной. Расходы на обеспечение деятельности Общественной палаты НСО перенесены из общепрограммного мероприятия в отдельное основное мероприятие госпрограммы развития институтов региональной политики и гражданского общества.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

наименования и описания мероприятий госпрограммы развития институтов региональной политики не раскрывают способ организации мероприятий в сфере патриотического воспитания; содержание задач и мероприятий госпрограммы не согласованы друг с другом; не соблюдались методики расчета значений целевых индикаторов госпрограммы;

непосредственную организацию и проведение большинства мероприятий в сфере патриотического воспитания осуществляли исполнители по контрактам, заключаемым областным учреждением; при этом возможность закупки соответствующих товаров и услуг не была предусмотрена приказами Министерства региональной политики НСО о нормировании в сфере закупок;

не установлены требования к числу сопровождающих лиц участников поисковых мероприятий (фактически число сопровождающих составляло от 14% до 37%); соглашения о предоставлении субсидий на проведение поисковых мероприятий не соответствуют типовой форме; показатели результативности использования субсидии сокращались без изменения размера субсидии;

установлены неэффективное использование бюджетных средств в сумме 229,3 тыс. руб., нарушения законодательства о контрактной системе (при оформление приемки и оплаты услуг) и бухгалтерском учете (при оформлении учетных документов), сроков использования субсидий и предоставления отчетности, а также случаи недостоверности отчетности;

предоставление субвенций бюджетам поселений на осуществление полномочий в сфере административных правонарушений (по 100 руб. в год каждому поселению предоставляется из бюджетов районов за счет средств областного бюджета) приводит к усложнению администрирования межбюджетных трансфертов для органов государственной власти и местного самоуправления.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, Министерство региональной политики НСО предусмотрело в приказе о нормировании в сфере закупок возможность приобретения услуг по организации и проведению мероприятий в сфере патриотического воспитания, а также подарочной и сувенирной продукции. Утверждена методика расчета нормативов затрат на 1 участника поисковой экспедиции, принят порядок проведения проверок использования субсидий. Предусмотрено согласование с Министерством ежегодного календарного плана мероприятий, планируемых Центром патриотического воспитания. Подготовлен проект изменений госпрограммы, направленный на уточнение наименований и перераспределение между задачами мероприятий в сфере патриотического воспитания.

Вместе с тем, все еще не принят областной порядок ведения реестра госуслуг. Не внесены изменения в областной закон об информации и информационных технологиях. Не завершено оформление передачи прав на использование программного обеспечения, в т.ч. государственных информационных систем, используемых в деятельности различных государственных органов и учреждений.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля за выполнением общегосударственных функций, в т.ч. реализацией госпрограммы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, реализацией государственной молодежной политики.

 

Транспорт и дорожное хозяйство

Положение в сфере транспорта и дорожного хозяйства рассматривалось КСП НСО в ходе 2-х контрольных и 4-х экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство транспорта НСО, Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, МУП г. Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», 3 государственных и муниципальных учреждения.

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы использования средств областного бюджета (дорожного фонда) на объекты дорожной инфраструктуры государственной и муниципальной собственности, в т.ч. на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», строительство 4-го моста через р. Обь, дорожной и транспортной инфраструктуры Многофункциональной ледовой арены, Регионального центра волейбола.

КСП НСО отмечает, что в 2019 году было построено и реконструировано 33,7 км автомобильных дорог областного и местного значения, отремонтировано 466,5 км автомобильных дорог (в т.ч. капитально – 40,9 км). В рамках национального проекта в нормативное состояние приведено 125 дорожных объектов. Проведено 6 массовых мероприятий с детьми и размещено 12 телепрограмм по безопасности дорожного движения. В 2020 году ликвидировано 7 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий Новосибирской агломерации, доля дорожной сети агломерации, находящейся в нормативном состоянии увеличилась с 56,5% до 63,4%.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

не достигнуто 10 из 30-ти целевых индикаторов госпрограммы развития автомобильных дорог; не соблюдены сроки выполнения мероприятий национального проекта (заключения соглашения с Росавтодором о предоставлении межбюджетных трансфертов и 3-х контрактов, просрочка составила 15-17 дней);

по результатам инвентаризации автомобильных дорог протяженность грунтовых дорог уменьшилась на 377,6 км (щебеночное покрытие отнесено к твердому), при этом без устройства оснований привести щебеночные дороги в нормативное состояние возможно только на непродолжительный срок (после покрытие разуплотняется, появляется колейность, дефекты покрытия);

по-прежнему не завершены работы по строительству путепровода через железную дорогу в Коченевском районе (при этом рабочей комиссией без заключения госстройнадзора объект признан готовым для открытия рабочего движения);

на ряде объектов дорожной инфраструктуры Регионального центра волейбола строительство (реконструкция) осуществлялось под видом ремонта (без осуществления госстройнадзора, получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию); дефицит средств для строительства станции метро «Спортивная» на 2021 год составляет 490 644,1 тыс.руб.;

информация официальной статистической отчетности о протяженности и техническом состоянии автомобильных дорог, представляемая муниципальными образованиями и используемая для установления нормативов отчислений в местные бюджеты акцизов на топливо, является не достоверной; дороги местного значения также часто не отражаются в бухгалтерском учете;

отчетные данные о доле и протяженности автомобильных дорог, приведенных в нормативное состояние не подтверждаются сведениями о протяженности дорог, на которых выполнены соответствующие дорожные работы; недостаточное финансирование и недостатки в организации и выполнении работ создают риски недостижения плановых значений показателя к 2024 году;

независимый контроль (в 2019 году проводился ООО «МераТех» по заказу Министерства транспорта НСО) установил несоответствия объема и качества выполненных работ на 11 из 46-ти объектов национального проекта, в т.ч. по толщине и площади покрытия, коэффициентам уплотнения и водонасыщения, просадке и разрушению покрытия, колейности;

установлены нарушения законодательства о контрактной системе и условий муниципальных контрактов (завышение цены контракта на 4 952,5 тыс.руб., приемки и оплаты невыполненных или непредусмотренных контрактом работ на 28 620,7 тыс.руб.), нарушения бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, запланировано проведение инструментальной диагностики щебеночных дорог, которые были отнесены к дорогам с твердым покрытием. Утвержден план организации проверки исполнения подрядчиками гарантийных обязательств на дорогах областного значения. Подготовлен проект правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения г. Новосибирска. Муниципальными заказчиками проводится работа по устранению замечаний к качеству работ.

Вместе с тем, следует принять дополнительные меры для приведения автомобильных дорог и дорожных сооружений в нормативное состояние, а также формирования достоверной статистической отчетности о протяженности автомобильных дорог, в т.ч. находящихся в ненормативном состоянии. Также требуется учесть в стоимости объектов дорожной инфраструктуры Многофункциональной ледовой арены затраты на разработку проектной документации.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля за использованием средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры, в т.ч. на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, строительство 4-го моста через р. Обь, дорожной инфраструктуры Многофункциональной ледовой арены.

 

Сельское хозяйство и природные ресурсы

Положение в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов рассматривалось КСП НСО в ходе 1-го контрольного и 4-х экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство сельского хозяйства НСО и Министерство природных ресурсов НСО.

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы использования средств областного бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, развитие сельской кооперации, а также реализацию национального проекта «Экология».

КСП НСО отмечает, что в 2020 году введены новые направления государственной поддержки сельского хозяйства, увеличен экспортный потенциал продукции агропромышленного комплекса. В рамках госпрограммы комплексного развития сельских территорий привлечены средства федерального бюджета на мероприятия по строительству жилья, объектов социальной сферы, грантовой поддержке местных инициатив. Продолжалось развитие информационных систем в сфере сельского хозяйства, по итогам 2020 года 85,6% субсидий выдано по заявкам, поданным в ГИС «Господдержка АПК НСО».

Мероприятия по развитию рыбоводства и рыболовства перенесены из госпрограммы охраны окружающей среды в госпрограмму развития сельского хозяйства. Правительством принят порядок осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд. Министерством природных ресурсов НСО усилен контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, доходы бюджетов от денежных взысканий за нарушения природоохранного законодательства увеличились на 64%.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

областные нормативные правовые акты, регулирующие господдержку малых форм хозяйствования, содержат противоречия, не в полной мере соответствуют федеральным правовым актам; недостатки правого регулирования отрицательно влияют на результативность использования грантов и достоверность предоставляемой отчетности;

отбор получателей грантов был проведен формально (проверка документов 108 заявителей проведена в течение 1 дня); 28 заявителей (68,3% от получивших гранты) не представили полный пакет документов; неправомерно предоставлены субсидии 2-м получателям на сумму 30 972,5 тыс.руб., 16 получателей использовали гранты с нарушениями на сумму 13 910,5 тыс.руб.;

отчетность о достижении целевых индикаторов госпрограммы и регионального проекта по поддержке малых форм хозяйствования (в т.ч. по количеству созданных рабочих мест, приросту объема сельскохозяйственной продукции) формируется на основе данных получателей субсидий без подтверждения официальной информацией уполномоченных органов;

субсидия, предоставленная в декабре 2019 году АО «АИР» на обеспечение деятельности Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации (3 125,0 тыс.руб.), не была использована и возвращена в областной бюджет (Министерство финансов НСО не согласовало наличие потребности и возможность использования субсидии в 2020 году);

в госпрограмме развития лесного хозяйства не были предусмотрены расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников лесхозов, планировалось снижение доли специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации с 9,9% до 3,3%, что не соответствовало задачам Концепцией развития лесного комплекса области;

в связи с некачественным выполнением работ расторгнуты контракты на определение береговых линий рек и озер (Чулым, Чаны, Малые Чаны, Урюм), расчистке озера Половинное и реки Баган, реконструкции водоотводных каналов и сооружений в г. Татарске и г. Купино; по-прежнему не выделяются средства на содержание дамбы, отсекающей Юдинский плес от озера Чаны.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, установлен порядок охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения. Заключен новый контракт на расчистку реки Баган. Приведены в соответствие с законодательством порядки предоставления грантов и субсидий сельскохозяйственным организациям. В госпрограмме развития лесного хозяйства предусмотрены расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников лесхозов.

В областной бюджет возвращены неправомерно предоставленные или использованные гранты в сумме 32 525,4 тыс.руб., получателями грантов также представлены документы, подтверждающие правомерность использования средств грантов. Кроме того, органами прокуратуры предъявлены требования о возврате в областной бюджет грантов на сумму 1 736,2 тыс.руб. Министерство сельского хозяйства НСО регламентировало работу по приему и проверке отчетов получателей грантов.

Вместе с тем, по-прежнему не уточнен порядок принятия и учета обязательств по предоставлению господдержки на суммы, превышающие объем ассигнований текущего финансового года. Не решены вопросы финансирования расходов на содержание дамбы, отсекающие Юдинский плес от озера Чаны, а также постановки на учет сети наблюдательных гидрогеологических скважин.

В дальнейшем КСП НСО планирует проверить вопросы субсидирования приобретения технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства, управления имуществом организаций лесного хозяйства, а также использования государственных информационных систем в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

 

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

Положение в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассматривалось КСП НСО в ходе 2-х контрольных и 5-ти экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство строительства НСО, Министерство ЖКХ НСО, Фонд модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований НСО, органы, учреждения и предприятия 11-ти муниципальных образований.

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, строительства объектов водоснабжения и водоотведения, а также Многофункциональной ледовой арены.

КСП НСО отмечает, что в 2019 году из аварийного жилищного фонда площадью 15 768,3 кв.м переселено 956 человек. Снесено 20 аварийных жилых домов. Построено (реконструировано) 6 объектов питьевого водоснабжения, 11 водонапорных скважин, 67,5 км водопроводных сетей. Установлено 14 станций водоподготовки, разработана проектная документация на 6 объектов водоснабжения в рамках регионального проекта «Чистая вода». Доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества, увеличилась с 82,0% до 86,7%.

Завершено строительство Регионального центра волейбола. С 2019 года ведутся работы по созданию объектов спортивной, транспортной и инженерной инфраструктуры, для проведения Чемпионата мира по хоккею в 2023 году в г. Новосибирске (строительство Многофункциональной ледовой арены, станции метро «Спортивная», системы сооружений водоотведения, автомобильных дорог).

С 2021 года объем субсидии на административно-хозяйственные расходы Фонда модернизации и развития ЖКХ МО НСО устанавливается в законе об областном бюджете (отдельно от субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов и модернизацию коммунальной инфраструктуры). Субсидии на модернизацию коммунальной инфраструктуры станут предоставляться напрямую муниципальным образованиям.

Вместе с тем, в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

порядком предоставления и использования субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда не предусмотрены обязательства местных администраций по сносу расселенных аварийных домов и возможность использования для сноса средств субсидии; мероприятия по сносу расселенных домов длительное время не реализуются;

при проведении аукционов на приобретение жилых помещений в ряде поселений не проводился анализ рынка (для определения начальной цены контракта использовался норматив расходов на 1 кв.м), в результате стоимость приобретенного жилья существенно превышала среднюю рыночную стоимость жилья в данном поселении;

в г. Барабинске и г. Тогучине в связи с перераспределением приобретенного жилья между гражданами был превышен норматив расходов на 1 кв.м расселяемого жилого помещения (43,3 тыс.руб.), превышение должно было финансироваться за счет средств местных бюджетов, в следствие этого возврату в областной бюджет подлежат 414,2 тыс.руб.;

в 2014 году для переселения граждан из аварийного жилищного фонда администрацией г. Барабинска был приобретен 20-тиквартирный жилой дом (расходы на его приобретение составили 14 964,9 тыс.руб.), в 2019 данный жилой дом был признан аварийным (расходы на его расселение составили 25 003,9 тыс.руб.);

основными проблемами обеспечения населения области качественной питьевой водой является высокий уровень износа сетей и сооружений водоснабжения (70%-90%), недостаточная обеспеченность объектами водоподготовки и очистными сооружениями, наличие бесхозяйных объектов и сетей, перераспределение полномочий между поселениями и районами;

работы по второму этапу строительства Многофункциональной ледовой арены, которые должны начаться с апреля 2020 года, не велись; для завершения объекта в установленные сроки необходимо увеличить темпы выполнения работ; сроки завершения строительства сооружений водоотвода с территории ледовой арены увеличены на год (30.11.2022);

финансирование работ по проектированию объектов инфраструктуры Многофункциональной ледовой арены неправомерно осуществлялось путем предоставления субсидий муниципальному унитарному предприятию, при этом предприятие не соблюдало законодательство о контрактной системе при определении исполнителей работ, осуществляемых за счет бюджетных средств;

муниципальному унитарному предприятию также были переданы полномочия муниципального заказчика по строительству ряда объектов инфраструктуры Многофункциональной ледовой арены на безвозмездной основе, при этом предприятие неправомерно включило в контракт с подрядчиком расходы на выполнение функций технического заказчика (13 960,6 тыс.руб.);

по ряду объектов установлены случаи оплаты не смонтированного оборудования и не использованных для производства работ материалов на общую сумму 216 981,4 тыс.руб.; принятие не вовлеченных в производство оборудования и материалов, как правило, осуществляется с целью формального соблюдения графика выполнения работ и освоения бюджетных средств;

несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности управления коммунальным хозяйством, значительные объемы бюджетных средств по-прежнему используются для возмещения текущих производственных затрат коммунальных организаций (погашение задолженности перед поставщиками топлива, электроэнергии, налоговыми органами);

установлены нарушения законодательства о контрактной системе и условий контрактов (в части завышения начальной цены контрактов, не предъявления требований об уплате неустойки, ненадлежащего качества работ), законодательства о бухгалтерском учете (в части учета затрат на проектные работы) и градостроительного законодательства.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, при предоставлении субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году планируется предусмотреть средства на снос расселенных аварийных домов. В приложение к госпрограмме включены требования к качеству приобретаемых жилых помещений (в т.ч. на вторичном рынке). Сформирован адресный перечень бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения на территории области (включено 422 объекта), который направлен органам местного самоуправления с целью оформления в муниципальную собственность. По факту оплаты фактически невыполненных работ по строительству газопровода в Северотатарском сельсовете Татарского района средства в сумме 5 696,7 тыс.руб. возвращены подрядчиком в местный бюджет.

Вместе с тем, по-прежнему не определен уполномоченный орган по координации работы с объектами незавершенного строительства и порядок их учета. Не установлен порядок принятия решения о прекращении бюджетных инвестиций (списании капитальных вложений, демонтаже объектов незавершенного строительства). Не предусмотрена дифференциация предельной стоимости жилья, приобретаемого для различных категорий граждан, по городским округам и муниципальным районам области. Следует принять дополнительные меры для повышения эффективности управления коммунальным хозяйством и использования бюджетных средств, ежегодно выделяемых на возмещение текущих производственных затрат коммунальных организаций.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля за строительством объектов Многофункциональной ледовой арены и развитием системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

 

Поддержка производства, предпринимательства и инвестиций

Положение в сфере поддержки производства, предпринимательства и инвестиций рассматривалось КСП НСО в ходе 1-го контрольного и 6-ти экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство экономического развития НСО, Министерство промышленности НСО, Министерство науки НСО, ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» и АО «УК «Биотехнопарк».

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы поддержки индустриальных (промышленных) парков и технопарков, формирования экспортного потенциала, реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».

КСП НСО отмечает, что в 2019 году объем инвестиций в основной капитал увеличился с 196,0 до 248,1 млрд.руб. (без учета бюджетных средств – со 175,0 до 215,0 млрд.руб.). В выставочных мероприятиях, конгрессах и бизнес-миссиях за пределами страны приняли участие 179 компаний из Новосибирской области. В 2020 году Новосибирская область сохранила 19-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0. По объему экспорта область заняла 27 место среди регионов страны. Продолжалось развитие инфраструктуры поддержки инновационной и научной деятельности, малого и среднего предпринимательства. Из федерального бюджета получена субсидия на создание инфраструктуры промышленно-логистического парка в размере 71 880,0 тыс.руб. Ведется работа по проекту строительства Сибирского кольцевого источника фотонов.

Вместе с тем, в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

региональные проекты «Экспорт услуг» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и целевые показатели их реализации не включены в госпрограмму стимулирования инвестиционной активности; ассигнования на реализацию проектов выделялись в рамках других мероприятий госпрограммы (на 2020 год ассигнования не были предусмотрены);

в приказе Министерства экономического развития НСО не был предусмотрен порядок проведения конкурсного отбора организаций для участия в выездных мероприятиях за пределами страны; не разработана нормативная правовая база для использования региональных брендов (товарных знаков) «Made in Novosibirsk region», «Novosibirsk region Siberia is here»;

не использованы субсидии, предоставленные организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства в 2019 году, в сумме 110 109 тыс.руб. (67,5% от предоставленных средств), 23 555,7 тыс.руб. возвращено в областной бюджет; Фондом микрофинансирования не достигнуто целевое значение показателя эффективность размещения средств (54,3% при плане 70,0%);

Государственным фондом развития промышленности НСО в 2019 году выдан только 1 займ на сумму 10 000,0 тыс.руб. (остатки на счетах фонда составили 52 382,5 тыс.руб.), фондом не исполнены плановые показатели по привлечению средств частных инвесторов и Российского фонда технологического развития (привлечено 10 000,0 тыс.руб. при плане 113 000,0 тыс.руб.);

по-прежнему не принята стратегия дальнейшей реализации проекта создания Биотехнопарка, не определены необходимые для его развития территории, отдельные правовые акты по вопросам резидентской политики и деятельности Биотехнопарка не приняты либо не соответствуют законодательству; необоснованно возмещены затраты Биотехнопарка в сумме 255,1 тыс.руб.;

на начало 2020 года оставались невостребованными 852,6 кв.м (64,8% площадей) помещений Центра коллективного пользования Биотехнопарка; по-прежнему не создан участок для выпуска опытных серий лекарственных препаратов (66 878,5 тыс.руб.); поставщиком не возвращены средства за непоставленное оборудование в сумме 34 115,2 тыс.руб.;

не начато строительство кампуса на новой площадке научно-технологического парка Новосибирского Академгородка, при этом работы по строительству инженерной инфраструктуры кампуса завершены в 2016 году (расходы составили 98 700,0 тыс.руб.); не используется возращенное от арендаторов оборудование центров прототипирования (269 425,4 тыс.руб.).

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, Министерством экономического развития НСО внесены изменения в госпрограмму стимулирования инвестиционной деятельности, определены критерии отбора организаций для участия в выездных мероприятиях за пределами страны. Уточнен перечень документов, подтверждающих подлежащие возмещению расходы управляющих компаний индустриальных парков. АО «УК «Биотехнопарк» необходимые документы на сумму 255,1 тыс.руб. представлены в ходе проверки.

Советом директоров управляющей компании утверждены стратегия развития Биотехнопарка на 2020-2030 годы, положение о ключевых показателях эффективности деятельности, а также актуализированы и приведены в соответствие с законодательством правовые акты по вопросам резидентской политики. Приняты меры по заполнению площадей Центра коллективного пользования, взысканию задолженности, увеличению выручки и финансовых результатов организации.

За счет привлечения средств частных инвесторов существенно увеличен объем займов, предоставленных Государственным фондом развития промышленности НСО (82 400,0 тыс.руб. в 2020 году), остатки средств на счетах фонда уменьшились до 5 000,0 тыс.руб. Проводится работа по определению размера платы за предоставление в аренду имущества Центра развития предпринимательства, перезаключению договоров аренды, взысканию дебиторской задолженности, а также информированию о мерах господдержки.

Вместе с тем, по-прежнему отсутствует нормативная правовая база для использования интеллектуальной собственности области (региональных брендов). Имущество Центра развития предпринимательства не включено в перечень областного имущества, предназначенного для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, многие объекты имущества не используются.

В дальнейшем КСП НСО планирует завершить проверку финансово-хозяйственной деятельности АО «Технопарк Новосибирского Академгородка», а также проанализировать реализацию госпрограммы стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

 

Здравоохранение и социальная сфера

Положение в сфере здравоохранения, социальной поддержки, образования, культуры и спорта рассматривалось КСП НСО в ходе 3-х контрольных и 11-ти экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство здравоохранения НСО, Министерство труда НСО, Территориальный ФОМС и 6 областных учреждений.

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы осуществления выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией, оказания высокотехнологичной медицинской помощи, финансовой поддержки семей при рождении детей, а также реализация национальных проектов «Образование» и «Культура».

КСП НСО отмечает, что в 2020 году введен в эксплуатацию областной перинатальный центр, строительство которого начато в 2013 году. Принят порядок ведения в автоматизированной системе регионального регистра граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием. Внесены необходимые изменения в порядки льготного зубопротезирования, назначения компенсационных выплат медицинским работникам, финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов.

Принят областной закон, устанавливающий правовые основания для оказания дополнительных мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда и членам их семей, порядок оказания поддержки дополнен положениями о ведении реестра заявителей. Уточнена методика расчета доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также порядок предоставления межбюджетных трансфертов на формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа. Министерством образования НСО внесены изменения в порядки предоставления межбюджетных трансфертов на модернизацию технологий и содержания обучения, строительство (реконструкцию) и ремонт зданий образовательных организаций.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

нормативные затраты и направления использования субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не соответствуют территориальной программе государственных гарантий медицинской помощи (недофинансирование составляет 52,7% от утвержденных ассигнований); доля заработной платы в расходах не регулируется и составляет от 17% до 98%;

по большинству критериев отбора медицинских организаций для участия в оказании высокотехнологичной медицинской помощи не определены количественные измеримые показатели (наличие опыта, оборудования и др.); порядок отбора медицинских организаций и рассмотрения поступивших заявок не установлен;

административный регламент по предоставлению выплаты молодой семье не устанавливает сроки, в течении которых граждане имеют право обратиться за назначением пособия; установлены случаи нарушения порядка и административного регламента осуществления выплат в части формирования и ведения дел граждан, завышения размера выплат;

Министерством труда НСО не утверждены нормативные затраты на обеспечение функций подведомственных учреждений, центры социальной поддержки населения самостоятельно принимают решение о номенклатуре закупаемых товаров, в т.ч. за счет средств федерального бюджета на компенсацию затрат при осуществлении выплат в связи с рождением детей;

при осуществлении выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией, не была обеспечена своевременность финансирования расходов; в связи с недостаточностью средств учреждения осуществляли выплаты за счет собственных источников (с последующим восстановлением за счет федеральных средств);

в связи с неопределенностью в вопросе об источнике средств для выплаты дополнительной части районного коэффициента (федеральными правовыми актами установлен в размере 20%, областными – 25%) часть установленной на федеральном уровне выплаты осуществлялась за счет собственных источников средств на общую сумму 3 399,9 тыс.руб.;

Министерством здравоохранения НСО не был утвержден порядок и условия осуществления выплат работникам казенных учреждений; до доведения казенному учреждению федеральных средств выплаты осуществлялись за счет средств областного бюджета в сумме 1 101,8 тыс.руб.; возможность возмещения расходов за счет средств федерального бюджета отсутствует;

медицинскими учреждениями не соблюдались сроки осуществления выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией, нарушался порядок ведения учета отработанного времени, с выплат неправомерно удерживался налог на доходы физических лиц;

ряд мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по-прежнему осуществлялись без надлежащих правовых оснований (обеспечение путевками ветеранов войны и труда; новогодние подарки для детей малоимущих граждан, детей-сирот и детей-инвалидов);

установлены случаи нецелевого использования бюджетных средств на сумму 185,7 тыс.руб., нарушения законодательства о контрактной системе и условий контрактов (несвоевременное размещение информации об исполнении контрактов, непредъявление требований об уплате неустойки), а также порядка и сроков перечисления субсидий учреждениям.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, Министерством труда НСО изменена методика расчета показателей регионального проекта. Министерством здравоохранения НСО определены правила доведения бюджетных средств до казенных учреждений для осуществления выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией.

Вместе с тем, по-прежнему не принят порядок социальной поддержки отдельных категорий граждан в форме оплаты 50% стоимости слуховых аппаратов. Не принят областной закон, устанавливающий меру социальной поддержки ветеранов войны и труда по обеспечению путевками. Министерство труда НСО планирует отказаться от обеспечения подарками детей отдельных категорий граждан.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля в сфере здравоохранения и социальной сферы, в т.ч. в части организации первичной медико-санитарной помощи и предоставления мер социальной защиты ветеранам труда, создания новых мест в общеобразовательных организациях и организации бесплатного горячего питания обучающихся, подготовки спортивного резерва и реализации национального проекта «Культура».

 

Управление государственным имуществом

Положение в сфере управления государственным имуществом рассматривалось КСП НСО в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, объектами которых становились органы, учреждения и предприятия, имеющие во владении или пользовании областное имущество.

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы управления имуществом областной казны, а также землями, государственная собственность на которые не разграничена.

КСП НСО отмечает, что с 2016 года полномочия по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, в Новосибирской агломерации переданы Департаменту имущества НСО. Департаментом принимаются меры по возврату в государственную собственность незаконно отчужденных земельных участков.

Доходы местных бюджетов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в 2019 году составили 3 246 206,7 тыс.руб. (83,2% поступило в бюджеты городских округов). Соответствующие доходы составляют 70% доходов местных бюджетов от использования и продажи имущества.

Прогнозный план приватизации областного имущества на 2021-2023 гг. впервые разработан на три года с указанием рыночной стоимости объектов. Департаментом имущества НСО утверждена методика прогнозирования доходов областного бюджета от приватизации.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

у органов государственной власти и местного самоуправления отсутствуют полные и достоверные данные о площади земель, государственная собственность на которые не разграничена; права на целый ряд земельных участков фактически возникли, но учитываются в государственном реестре недвижимости лишь в случае обращения правообладателя;

Департамент имущества НСО не осуществлял полномочия администратора доходов бюджетов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (полномочия продолжали осуществлять местные администрации), а также не утвердил ряд административных регламентов предоставления земельных участков;

в доходах областного бюджета оплата пеней и штрафов за нарушение условий договоров аренды, отражалась как доходы от использования имущества; плата по соглашениям об установлении сервитута отражалась как доходы от аренды; доходы от продажи транспортных средств отражалась как доходы от платных услуг;

в ведомственной целевой программе управления областной собственностью определение областной казны и методика расчета показателя технического состояния учитывает только объекты, переданные на содержание подведомственному Департаменту имущества учреждению, кроме того, нарушалась методика расчета целевых индикаторов программы;

в реестре государственной собственности и бюджетном учете не в полном объеме и несвоевременно отражалось поступление и выбытие земельных участков в составе областной казны, а также вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, собственность на которые не разграничена, неверно указывалась стоимость земельных участков;

необходимо дальнейшее совершенствование порядка управления и распоряжения государственной собственностью области в части управления имуществом казны, регулирования списания и перераспределения имущества, включения в реестр областной собственности пакетов акций и имущества, приобретенного в рамках централизованных закупок;

отсутствует порядок согласования списания областного имущества стоимостью менее 100,0 тыс.руб. либо не относящегося к основным средствам; не предусмотрена возможность списания транспортных средств (только продажа); списанное имущество исключалось из реестра областной собственности до его утилизации (уничтожения).

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, исключение списанного имущества из реестра областной собственности предусмотрено только при наличии документов о его уничтожении (утилизации). Департаментом имущества НСО готовятся изменения в областной закон об управлении и распоряжении государственной собственностью, порядок ведения реестра областной собственности, изъятия областного имущества в казну и его списания. До внесения соответствующих изменений Департаментом имущества НСО подготовлен и направлен областным органам и учреждениям ряд методических писем по вопросам перераспределения и списания областного имущества. Полномочия по администрированию доходов местных бюджетов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, планируется исключить из перечня полномочий, перераспределенных от местных администраций в пользу Департамента имущества НСО.

Внесены изменения в реестр областной собственности и регистры бюджетного учета в части включения неучтенных объектов и исправления сведений о них. Утвержден регламент организации работы подразделений Департамента имущества НСО по представлению документов для внесения, изменения либо исключения из реестра областной собственности, а также ряд административных регламентов оказания госуслуг. Закреплены за администраторами и доведены до плательщиков правильные коды для отражения доходов от использования и продажи имущества.

Вместе с тем, при планировании приватизации областного имущества и соответствующих доходов областного бюджета целесообразно предусмотреть возможность реализации в плановом периоде объектов, не проданных в очередном году. Следует принять меры по упрощению порядка передачи имущества, созданного или приобретенного для других областных или муниципальных органов и учреждений. Также целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационно-правовой формы областных акционерных обществ и унитарных предприятий, осуществляющих функции по поддержке промышленности, инвестиций, малого и среднего предпринимательства.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля за управлением и распоряжением областным имуществом, в т.ч. компьютерной техникой государственных медицинских учреждений (в том числе приобретенной в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение»).

 

Организация бюджетного процесса на областном уровне

Организация бюджетного процесса на областном уровне рассматривалась КСП НСО в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в отношении участников бюджетного процесса (областных органов и казенных учреждений), а также подведомственных им бюджетных и автономных учреждений.

При осуществлении контроля приоритетным было проведение экспертизы проекта областного бюджета, внешней проверки годовой бюджетной отчетности, финансово-экономических экспертиз проектов госпрограмм и их изменений.

КСП НСО отмечает, что в 2020 году, несмотря на ухудшение экономической ситуации, налоговые доходы областного бюджета не сократились. Дефицит областного бюджета был профинансирован за счет бюджетных кредитов и выпуска ценных бумаг при сокращении банковских кредитов. Предусмотренные в федеральном законодательстве особенности осуществления бюджетного процесса позволили оперативно пополнять резервный фонд и перераспределять ассигнования, а также осуществить дополнительные заимствования для финансирования дефицита.

Принято решение о централизации полномочий областных исполнительных органов по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности, начислению и перечислению выплат по оплате труда и обязательных платежей в бюджеты. Министерством финансов НСО утверждена единая учетная политика и создано ГКУ НСО «Центр бухгалтерского учета». Другие областные органы также имеют возможность оптимизировать выполнение функций по бюджетному учету и отчетности за счет использования автоматизированной системы «Смета».

Утверждена новая методика оценки эффективности реализации госпрограмм, учитывающая достижение результатов мероприятий, привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников, соблюдение сроков внесения изменений. Продолжается работа по устранению недостатков в областных госпрограммах, реализации предложений палаты по совершенствованию правового регулирования бюджетного процесса. За счет использования федеральных и областных информационных технологий повышается прозрачность бюджетного процесса. Принят новый порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента. Охват населения мероприятиями по повышению финансовой грамотности увеличился с 8,7 до 50 тыс.чел.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

требуется произвести корректировку долгосрочного прогноза социально-экономического развития области и долгосрочного бюджетного прогноза; сохраняется ряд недостатков в методологии и практике разработки госпрограмм; по многим областным госпрограммам не соблюдаются сроки внесения в них изменений;

в законе об областном бюджете по-прежнему применяются различные принципы при формировании наименований основных мероприятий госпрограмм и целевых статей расходов, а также при утверждении в текстовых статьях субсидий (добровольных имущественных взносов) некоммерческим организациям, учрежденным областными органами;

в ряде случаев порядки предоставления субсидий юридическим лицам не в полной мере соответствуют бюджетному законодательству, содержат избыточные требования либо имеют другие недостатки; требуется уточнение условий предоставления субсидий и финансовых санкций за их нарушение с учетом их существенности для достижения целей господдержки;

новые принципы зачисления в бюджеты доходов от штрафов и осуществления полномочий по их администрированию привели к дополнительной нагрузке на областные органы; определение прочих непредвиденных расходов резервного фонда не соответствует законодательству, не предусмотрено перечисление средств резервного фонда напрямую гражданам;

в областных органах и учреждениях сохраняется ряд нарушений и недостатков при отражении в бюджетом учете и отчетности отдельных операций и объектов (в т.ч. связанных со сложностями внедрения федеральных стандартов учета государственных финансов); допускаются нарушения при применении бюджетной классификации.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, внесены изменения в порядок и методические указания по разработке прогноза социально-экономического развития области на долгосрочный период, а также в методику прогнозирования налоговых доходов областного бюджета. Оптимизирован перечень дополнительных документов и материалов к проекту областного бюджета (в части исключения документов по управлению и распоряжению областной собственностью).

Подготовлены и одобрены методические подходы по формированию кодов и наименований целевых статей расходов областного бюджета. По результатам проверки годовой бюджетной отчетности внесены изменения в отчетные формы целого ряда главных распорядителей бюджетных средств. По актуальным проблемам бюджетного учета и исполнения бюджета получены разъяснения Минфина России и проведены заседания рабочих групп Министерства финансов НСО.

Вместе с тем, необходимо продолжить работу по совершенствованию подходов к формированию наименований целевых статей расходов областного бюджета, определению направлений использования резервного фонда, отражению отдельных операций и объектов в бюджетом учете и отчетности, финансовому обеспечению расходов учреждений, не учтенных в нормативных затратах на оказание госуслуг.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля и анализа бюджетного процесса, в т.ч. экспертизы проектов областного бюджета, госпрограмм и их изменений, проверки бюджетной отчетности, контроль за текущим исполнением областного бюджета и мониторинг реализации региональных проектов.

 

Межбюджетные отношения и состояние местных бюджетов

Межбюджетные отношения и состояние местных бюджетов рассматривались КСП НСО в ходе 3-х контрольных и 5-ти экспертно-аналитических мероприятий, объектами которых стали областные органы государственной власти, распределяющие и перечисляющие межбюджетные трансферты, а также муниципальные органы и учреждения 3-х городских округов, 1-го муниципального района и 36-ти поселений.

При осуществлении контроля приоритетным было проведение предусмотренных законодательством проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований за 2019 год (Венгеровский и Кыштовский районы), а также проверок предоставления и использования отдельных видов целевых межбюджетных трансфертов.

КСП НСО отмечает, что по сравнению с результатами ранее проведенных проверок качество бюджетного процесса на муниципальном уровне продолжает повышаться. В отличие от прошлых лет не выявлены нарушения в части превышения утвержденных и финансирования непредусмотренных решением о бюджете расходов, неправомерного внесения изменений в сводную бюджетную роспись, отсутствия контроля за непревышением расходов со стороны финансовых органов. В областном законодательстве установлены материальные и социальные гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности контрольно-счетных органов.

С 2021 года 3 поселения Венгеровского района с небольшой численностью населения объединяются в одно. Для объединяющихся поселений предусмотрены преференции в виде увеличения нормативов расходов на органы местного самоуправления. В федеральном законодательстве также предусмотрена возможность объединения муниципального района и всех входящих в его состав поселений в муниципальный округ. Продолжается оптимизация распределения полномочий между районами и поселениями, с 2021 года на районный уровень переданы полномочия в сфере дорожной деятельности (в двух районах), организации похоронного дела.

Правительством НСО утверждены общие правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам, в которых предусмотрена ответственность за недостижение показателей результативности их использования. Внесены соответствующие изменения в порядки предоставления субсидий, предусмотренных в областных госпрограммах. В методических рекомендациях Министерства финансов НСО по распределению районами дотаций поселениям уточен порядок расчета коэффициентов, учитывающих влияние различных факторов на расходы бюджетов поселений. В связи с отменой с 2021 года налога на вмененный доход для предотвращения сокращения доходов местных бюджетов существенно увеличены нормативы отчислений от налога по упрощенной системе налогообложения.

Вместе с тем в результате проведенных мероприятий КСП НСО было установлено следующее:

сложившаяся в области система бюджетного выравнивания по-прежнему не в полной мере соответствует федеральному законодательству и отрицательно влияет на стимулы к увеличению доходов и оптимизации расходов местных бюджетов; реализуемые меры не способны существенно уменьшить зависимость местных бюджетов от финансовой помощи;

распределение объемов дополнительной финансовой помощи (на обеспечение сбалансированности местных бюджетов) на плановый период не утверждается, что может приводить к недостаточности доходов местных бюджетов для покрытия всех действующих расходных обязательств и ограничивает возможности среднесрочного бюджетного планирования на местном уровне;

сохраняются недостатки в порядках распределения и предоставления, а также нарушения при расчете ряда межбюджетных трансфертов; кроме того ряд областных полномочий фактически осуществляют муниципальные образования (законы о наделении соответствующими полномочиями не приняты, местным бюджетам на их осуществление предоставляются субсидии);

во многих районах не завершен процесс перераспределения между районами и сельскими поселениями полномочий по организации тепло- и водоснабжения, библиотечному обслуживанию, объекты тепло- и водоснабжения остаются в собственности поселений; помещения сельских библиотек содержатся за счет средств бюджетов поселений;

для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем различных категорий граждан используются средства местных бюджетов и муниципальное имущество (инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи, работники государственных учреждений и органов), суды признают бездействие областных органов (невыделение средств) незаконным;

в бюджетном процессе муниципальных образований все еще сохраняются нарушения и недостатки, в т.ч. рекомендации по устранению которых были подготовлены палатой еще несколько лет назад; не реализуются имеющиеся возможности для увеличения неналоговых доходов местных бюджетов; не проводится работа по начислению и взысканию задолженности в бюджет;

значительное число нарушений допускается при ведении бюджетного учета, что приводит к существенным искажениям отчетности об активах и обязательствах муниципальных образований (в т.ч. не отражаются объекты дорожной и коммунальной инфраструктуры даже после государственной регистрации прав на недвижимое имущество);

не приняты отдельные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс и осуществление закупок; содержание реестров расходных обязательств, реестров закупок, осуществленных без заключения контрактов, бюджетных росписей, смет и кассовых планов не соответствует законодательству; не осуществляется внутренний финансовый контроль и аудит.

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, подготовлены и внесены изменения в порядки предоставления и распределения ряда межбюджетных трансфертов. Общие правила предоставления и распределения субсидий доработаны с учетом необходимости выполнения условия о централизации закупок в областном уполномоченном учреждении. В связи с ухудшением социально-экономической ситуации в 2020 году приостановлено действие санкций за недостижение показателей результативности использования субсидий, предоставлена дополнительная финансовая помощь местным бюджетам. Реализация предложений по совершенствованию областной системы бюджетного выравнивания перенесена на 2021 год.

Министерство финансов НСО и Контрольное управление НСО с участием представителей КСП НСО продолжают оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в осуществлении полномочий по организации бюджетного процесса, осуществлении закупок для муниципальных нужд и муниципального финансового контроля. Для предотвращения нарушений при ведении реестра закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, разработано дополнение к областной информационной системе управления бюджетными процессами, позволяющие формировать реестр в автоматическим режиме. Министерство ЖКХ НСО исключило возможность перечисления в сельские поселения субсидий, предоставленных районам на организацию тепло- и водоснабжения.

Органами местного самоуправления для устранения и предотвращения допускаемых нарушений принято 139 муниципальных правовых актов. Разработаны и утверждены недостающие правовые акты, регулирующие бюджетный процесс и осуществление закупок, внесены изменения в решения о местных бюджетах, бюджетные росписи, сметы и кассовые планы. Поставлены на учет объекты недвижимого имущества, исправлены данные о стоимости объектов основных средств. К дисциплинарной ответственности привлечено 38 должностных лиц.

В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля за межбюджетными отношениями и состоянием местных бюджетов, в т.ч. провести проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Доволенского и Карасукского районов за 2020 год.

 

Закупки для государственных и муниципальных нужд

Статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено осуществление контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок. Аудит закупок представляет собой проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В целом в 2020 году использование бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг рассматривалось КСП НСО в ходе 12-ти контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в отношении 61-го заказчика. Палатой проверено 1775 закупок (контрактов) на сумму 25 353,7 млн.руб. В ходе аудита закупок установлено 220 нарушений и недостатков на сумму 810,5 млн.руб., основная часть которых приходится на нарушения при определении начальной (максимальной) цены контракта, некачественное и несвоевременное выполнение работ, неразмещение информации об исполнении и оплате контрактов, непредъявление неустойки за несвоевременное исполнение контрактов.

Несвоевременное и некачественное выполнение работ (оказание услуг) по контрактам остается существенной проблемой, отрицательно сказывающейся на достижении целей социально-экономического развития, в т.ч. в рамках национальных проектов. Вместе с тем ряд мер, принимаемых заказчиками для предотвращения этих неблагоприятных последствий, в свою очередь приводят к нарушениям законодательства. В частности, срок исполнения контрактов устанавливается до завершения финансового года без учета нормативного срока строительства, предусмотренного проектной документацией. Либо работы фактически начинают выполняться до заключения контракта.

По ряду объектов капитального строительства установлены случаи приемки и оплаты не смонтированного оборудования и не использованных для производства работ материалов. Предъявление подрядчиком и приемка заказчиком не вовлеченных в производство оборудования и материалов, как правило, осуществляться с целью формального соблюдения графика выполнения работ (отдельных этапов исполнения контракта), а также освоения бюджетных средств до конца финансового года. При этом такие действия не соответствуют предмету контракта и создают риски порчи (утери), а также истечения гарантийных сроков при длительном хранении оборудования и материалов.

В г. Новосибирске установлены случаи предоставления субсидий унитарному предприятию на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд (разработка проектной документации, ремонт объектов дорожной и транспортной инфраструктуры, которые не будут использоваться в уставной деятельности предприятия). В таких случаях муниципальные заказчики должны осуществлять закупки и определять подрядчика в соответствии с законодательством о контрактной системе. Фактически предприятие за счет средств субсидий осуществляло закупки неконкурентными способами. Следует отметить, что закупки с использованием бюджетных средств унитарные предприятия также должны осуществлять в соответствии с законодательством о контрактной системе (конкурентными способами).

Также сохранятся случаи завышения начальной (максимальной) цены контрактов. В частности, при приобретении жилых помещений используется средний по области норматив стоимости 1 кв.м жилья (в муниципальных районах и сельских поселениях рыночная стоимость жилья, как правило, существенно меньше). Проектировщиками допускаются нарушения при определении сметной стоимости строительных работ, которые не всегда выявляются в ходе государственной экспертизы. При составлении сметы контракта индексы-дефляторы были применены исходя из года оплаты работ, а не их выполнения (при изменении контракта оплата была перенесена на год выполнения работ, однако цена работ уменьшена не была). Кроме того, муниципальное унитарное предприятие, которому функции муниципального заказчика были переданы на безвозмездной основе, неправомерно включило затраты на технического заказчика в контракт с подрядчиком.

Государственными и муниципальными заказчиками по-прежнему допускаются случаи «дробления» закупок – заключения нескольких договоров с общим (одинаковым) предметом, сроком исполнения и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которое имеет преднамеренный (искусственный) характер и проводится для осуществления закупки без использования конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В 2019 году предельный размер закупки у единственного поставщика был увеличен до 300,0 тыс.руб., в 2020 году – до 600,0 тыс.руб. Однако эта мера не привела к прекращению «дробления» закупок, теперь крупные контракты дробятся на суммы до 600,0 тыс.руб.

Ранее Федеральной антимонопольной службой «дробление» закупок признавалось нарушением законодательства о защите конкуренции, за которое заказчики и поставщики привлекались к административной ответственности. В 2020 году практика в части «дробления» закупок вновь изменилась, для квалификации нарушения законодательства о защите конкуренции требуются доказательства сговора между заказчиком и поставщиком с целью ограничить конкуренцию, который, как правило, отсутствует. При этом Федеральная антимонопольная служба отмечает, что заключение нескольких контрактов на работы капитального характера, нарушает требования законодательства о контрактной системе («дробление» закупок других видов товаров, работ, услуг нарушением законодательства о контрактной системе не признается).

По мнению палаты, искусственное (преднамеренное) «дробление» закупок, когда заказчику уже известны объем и характеристики закупаемых товаров, работ, услуг, а также объем и сроки получения финансовых средств для их оплаты, является нарушением законодательства о контрактной системе. Желание сократить продолжительность процедур закупки, осуществить закупку в оставшееся до конца финансового года время не отменяет требование о приоритетном использовании конкурентных способов.

Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок, осуществленного КСП НСО в 2020 году, в соответствии со ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

 

Общие рекомендации по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП НСО в 2020 году, позволяют сделать вывод о целом ряде позитивных изменений в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, продолжении работы по устранению установленных проблем, нарушений и недостатков.

Участие в реализации национальных проектов позволяет привлечь значительный объем средств федерального бюджета на крупные инвестиционные проекты. Завершено строительство Областного перинатального цента и Регионального центра волейбола.

Совершенствовалось правовое регулирование материально-технического обеспечения и нормирования закупок для мирового судопроизводства, проведения мероприятий патриотического воспитания.

Предусмотрены мероприятия по инструментальной диагностике щебеночных дорог, проверки исполнения подрядчиками гарантийных обязательств на дорогах областного значения.

Установлен порядок охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и порядок осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготавливаемой гражданами.

Субсидии на модернизацию коммунальной инфраструктуры стали предоставляться напрямую муниципальным образованиям, планируется предусмотреть средства на снос расселенных аварийных домов.

Утверждена стратегия развития Биотехнопарка, положение о ключевых показателях эффективности его деятельности, актуализированы документы по резидентской политике.

Принят областной закон, устанавливающий правовые основания для оказания дополнительных мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда и членам их семей.

Установлен порядок ведения электронного регистра граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием.

Прогнозный план приватизации областного имущества впервые разработан на три года с указанием рыночной стоимости объектов, утверждена методика прогнозирования доходов областного бюджета от приватизации.

Утверждены новая методика оценки эффективности реализации госпрограмм, а также порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета.

Для предотвращения сокращения доходов местных бюджетов в связи с отменой налога на вмененный доход существенно увеличены нормативы отчислений от налога по упрощенной системе налогообложения.

В областном законодательстве установлены материальные и социальные гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности контрольно-счетных органов.

КСП НСО рекомендует продолжить работу по устранению установленных проблем, нарушений и недостатков, принять следующие меры по совершенствованию законодательства и деятельности государственных и муниципальных органов:

установить порядок ведения реестра госуслуг (функций), оформить передачу прав на использование областных информационных систем;

принять дополнительные меры для приведения автомобильных дорог и сооружений в нормативное состояние;

определить порядок прекращения реализации бюджетных инвестиций, списания и вовлечения в оборот объектов незавершенного строительства;

предусмотреть дифференциацию стоимости жилья, приобретаемого за счет бюджетных средств по городам и районам области;

повысить обоснованность и эффективность использования бюджетных средств, ежегодно выделяемых коммунальным организациям;

определить порядок принятия и учета обязательств по предоставлению господдержки на суммы, превышающие объемы ассигнований текущего года;

повысить результативность господдержки предпринимательства и инвестиций, эффективность деятельности соответствующих организаций;

продолжить работу по совершенствованию порядка оказания социальных услуг и социальной поддержки различным категориям граждан;

оптимизировать порядок учета, списания и перераспределения имущества, приобретенного (созданного) областными органами и учреждениями;

принять меры для завершения перераспределения полномочий и имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями;

продолжить работу по совершенствованию системы бюджетного выравнивания и межбюджетных отношений;

продолжить реализацию мер по повышению качества финансового менеджмента на областном и муниципальном уровне.

 

Годовой отчет рассмотрен коллегией Контрольно-счетной палаты Новосибирской области 31 марта 2021 года. В соответствии со статьями 8, 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» коллегией принято решение рекомендовать председателю палаты утвердить Годовой отчет, представить его Законодательному Собранию Новосибирской области и довести до сведения Губернатора Новосибирской области.

 

Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области "О годовом отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2020 год " от 22.04.2021 N 61