Постановление Законодательного Собрания Новосибирской области от 26.03.2020 N 42 "Об обращении Законодательного Собрания Новосибирской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании федерального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства)"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
шестого созыва
(пятьдесят третья сессия)
26 марта 2020 года N 42
Об обращении Законодательного Собрания Новосибирской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании федерального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства)
Законодательное Собрание Новосибирской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Новосибирской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании федерального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Новосибирской области.
3. Обратиться в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать настоящее обращение.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания А.И. Шимкив
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Новосибирской области
от 26 марта 2020 года N 42
Обращение
Законодательного Собрания Новосибирской области к Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании федерального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства)
Уважаемый Вячеслав Викторович!
В Новосибирской области в рамках дела о банкротстве межрегионального ритейлера ООО «Компания Холидей» складывается ситуация, когда интересы должника и его отдельных кредиторов дестабилизируют финансовое положение многочисленных добросовестных поставщиков-товаропроизводителей, осуществляющих свою производственную деятельность на территории Новосибирской области, а также за ее пределами.
Торговая сеть ООО «Компания Холидей» частично погасила свои обязательства перед поставщиками-товаропроизводителями как добровольно, так и по вступившим в законную силу решениям судов. Однако в рамках дела о банкротстве конкурсным управляющим ООО «Компания Холидей» предпринимаются действия по возврату произведенных платежей за реализованный через торговую сеть товар в конкурсную массу путем признания более полутора тысяч сделок на сумму, превышающую 6 млрд рублей, недействительными. Удовлетворение этих требований неизбежно повлечет за собой не только ухудшение финансового положения товаропроизводителей, но и пагубно отразится на социальном положении их работников. В сложной ситуации оказались товаропроизводители Новосибирской области, Омской и Томской областей, Алтайского края и других регионов Российской Федерации.
С середины 2019 года в рамках процедуры банкротства ООО «Компания Холидей» арбитражные суды при рассмотрении исковых заявлений конкурсного управляющего об оспаривании сделок принимали решения не в пользу поставщиков-товаропроизводителей, мотивируя тем, что совершенные в период «подозрительности» сделки ООО «Компания Холидей» не относятся к обычной хозяйственной деятельности должника. Ряд решений арбитражных судов, принятых в 2020 году, сформировали противоположную практику, согласно которой конкурсному управляющему отказано в удовлетворении аналогичных исковых заявлений.
Банкротство ООО «Компания Холидей» является первым масштабным случаем банкротства торговой сети (ритейлера) на территории Российской Федерации, в которое вовлечено большое количество поставщиков-товаропроизводителей.
Законодательное Собрание Новосибирской области обеспокоено складывающейся в регионе ситуацией, которая негативно влияет на производственную деятельность добросовестных местных товаропроизводителей, на развитие экономики, предпринимательский климат и продовольственную безопасность Новосибирской области. Кроме того, противоположная судебная практика свидетельствует о необходимости уточнения ряда норм федерального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) в целях их однозначного применения.
Законодательное Собрание Новосибирской области предлагает рассмотреть возможность установления в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) особенности банкротства торговых сетей (ритейлеров), в том числе предусмотреть:
понятие «торговая сеть (ритейлер)»;
понятие «обычная хозяйственная деятельность» для торговых сетей (ритейлеров) и критерии отнесения сделок к обычной хозяйственной деятельности торговых сетей (ритейлеров);
понятия «профессиональный кредитор» (кредитные или некредитные финансовые организации, в частности микрофинансовые, а также кредитные кооперативы, ломбарды, страховые организации, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам) и «непрофессиональный кредитор» (поставщики-производители товара);
выделение требований поставщиков-товаропроизводителей («непрофессиональных кредиторов») в самостоятельную очередь, имеющую приоритетное право их погашения, поскольку основную долю затрат на производство товара составляют заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, налоги и другие обязательные платежи;
основание для суммирования сделок поставщиков-товаропроизводителей как взаимосвязанных;
критерии для признания сделки торговой сети (ритейлера) с поставщиком-товаропроизводителем недействительной.
Предлагаемые изменения в Закон о банкротстве позволят совершенствовать государственное регулирование процедур банкротства, будут способствовать поддержанию платёжеспособности торговых сетей, обеспечению стабильности экономики и улучшению делового климата.
_________